Найти тему
Chess-News Шахматы

Борис Гулько, гроссмейстер: "Диалог о России"

Оглавление

26.10.2014

Борис Гулько

В июне 1979 года – я к тому времени уже месяц был, как тогда говорили, «в подаче» (подал заявление на эмиграцию из СССР) – мне позвонил мой старый товарищ, одесский гроссмейстер Лёва Альбурт. Он оказался в Москве проездом – команда спорт-общества «Буревестник», за которую некогда играл и я, отправлялась на матч Кубка европейских чемпионов в Западную Германию.

Мы встретились и долго гуляли по Москве. Одну лёвину тираду из той прогулки я запомнил дословно. Лёва говорил: «В Одессе я живу хорошо. Я зарабатываю столько денег, сколько мне нужно. С девушками у меня проблем нет. Турниров мне хватает… Но мне стыдно жить в этой стране».


 Лев Альбурт, трехкратный чемпион Украины и США
Лев Альбурт, трехкратный чемпион Украины и США

Через два дня, крутя настройку приёмника, я сквозь грохот глушилок услышал сообщение Немецкой волны о том, что советский гроссмейстер Лев Альбурт попросил политическое убежище в полицейском участке города Кёльна.

Лев Альбурт: "Путин - лучший правитель России за всю историю после Николая I"

Лёва поселился в США, на Манхеттене. В 1984 и 1985 годах, а также, уже при мне (мы добрались в США лишь в 1986 году), в 1990-м он становился чемпионом США. Лёва стал активным и в политике. Он вёл политическую колонку в консервативной газете.

В апреле 1986 года Альбурт и Эдвард Лозанский организовали в Берне, во время международной конференции по правам человека, вместе с Владимиром Буковским, шахматное мероприятие «Салют Борису Гулько». Паблисити, с этим связанное, подвигло нас с женой начать в Москве ежедневные демонстрации, и безмерно помогло вырвать у властей долгожданную свободу.


 Борис Гулько, двукратный чемпион США, чемпион СССР
Борис Гулько, двукратный чемпион США, чемпион СССР

Недавно Лёва предложил мне поговорить на темы, нас обоих интересующие. Вот эта беседа.

* * *

Б.ГУЛЬКО: Лёва, я никогда не видел, чтобы в русскоязычной прессе какая-либо тема вызывала столько страстей, как русско-украинский конфликт. Несогласный с мнением дискутирующего непременно «продался» – Кремлю, ЦРУ, бандеровцам, КГБ. Как ты видишь этот конфликт?

Л.АЛЬБУРТ: Согласен, страстей много. Могу сказать, что мне было бы куда приятнее, если бы для людей, мечтающих о единстве двух стран, героем была бы Екатерина Великая, а не Ленин, как у сепаратистов Донбасса. А для мечтающих о независимости Украины героем был бы не Бандера, а гетман Мазепа.

Б.ГУЛЬКО: А чем Мазепа лучше Бандеры?

Л.АЛЬБУРТ: Мазепа был высококультурным польско-украинским аристократом, не причастным к массовым убийствам. Да и выбор им Карла перед Петром Первым показывает его здравый смысл. Карл, конечно, был бы лучшим сеньором для Украины, чем русский царь.

Б.ГУЛЬКО: Так что насчёт конфликта?

Л.АЛЬБУРТ: Мне он видится частью большей проблемы – трагедии распада империи. Здесь я согласен с Путиным и с Солженициным, который в своих публикациях призывал сохранить хотя бы союз славянских республик – России, Украины и Белоруссии плюс Казахстан, тоже в большой степени населённый славянами.
Я думаю, и другие республики, находившиеся столетия в культурном и экономическом поле России, больше потеряли от распада империи, чем выиграли. Конечно, за десятилетия коммунистического режима, в преступлениях которого повинны не только русские, но и, скажем, грузины во главе со Сталиным, или красные латышские стрелки, накопилось много негативных чувств. Было бы желательно вернуться в предшествующие этому безумию времена. Если не в август 1914 года, так хотя бы в январь 1917го.

Б.ГУЛЬКО: Но вычеркнуть ХХ век и всё свершённое – невозможно. Как ты видишь позитивный разворот сегодня?

Л.АЛЬБУРТ: Конечно, что случилось, то случилось. Но сейчас было бы желательно попытаться склеить то, что возможно. Скажем, установить безвизовые режимы, безпошлинный союз. Но такой союз с Украиной, например, технически станет невозможным, если Украина вступит в Европейский союз.
Нарастание противоречий между осколками империи мне представляется и следствием неразумной политики США, причём как демократов, так и республиканцев. Американцы любят всякие революции и непременно их поддерживают: и Майдан, и Революцию роз в Грузии, даже комичные, вроде Революции тюльпанов в Киргизии или нынешнюю революцию зонтиков в Гонконге. Руины оставила по себе и приветствовавшаяся Америкой «Арабская весна».

Б.ГУЛЬКО: Мне глобальные интересы России и США в сегодняшнем мире, особенно относительно агрессивного исламизма, представляются достаточно близкими. А Россия с её огромным мусульманским населением – возможно, наиболее уязвима среди стран христианской цивилизации. Не страдают ли эти общие интересы из-за непонимания, о котором ты говоришь?

Л.АЛЬБУРТ: Да, и это непонимание возникло не вчера. Солженицын в своей статье «Чем грозит Америке плохое понимание России» писал о таком непонимании ещё в советские времена. Ситуация в России с тех пор значительно изменилась, а непонимание осталось, и даже выросло.
В Америке пишут о Путине как о новом Гитлере, планирующем захватить это и оккупировать то. Сотрудничеством между двумя странами могут служить события после 9/11, когда Путин немедленно позвонил президенту Бушу и выразил не только симпатию, но и поддержку. Американские войска, начавшие вскоре операции в Афганистане, использовали российские военные базы. Россия передала Америке своего клиента тех времён – Северный Союз – объединение северных племён Афганистана, воевавших с Талибаном. Войска этого Союза оказались важным компонентом в успехе американцев. Транзит американских войск и вооружения через Россию был беспрецедентен. Быстрая победа американцев почти без потерь была в большой степени обязана поддержке Россией.
Последующие неудачи американцев в Афганистане явились следствием порочной стратегии, но это уже другая тема.

-3

Б.ГУЛЬКО: Успехом российско-американского сотрудничества, правда, по всей вероятности случайным, мне представляется кризис в Сирии, созданный бездумной «красной чертой» Обамы насчёт использования Асадом химического оружия. Загнав себя в угол, Обама должен был начать бомбить войска Асада. Если бы это случилось, всю территорию Сирии контролировало бы сегодня Исламское Государство (ИГ). Вовремя включившись в конфликт, Путин ловко разрешил его к выгоде многих: Асад лишился химического оружия, по крайней мере того, которое не припрятал, Обаме удалось избежать бомбёжек, которые ему ой как не хотелось вести, а в регионе сохранился баланс сил, который препятствует полному контролю над ним как суннитских экстремистов ИГ, так и шиитских Ирана.
Лёва, так в чём же ты видишь корень расхождения американской администрации и Путина? Во времена Буша-младшего, после 9/11, ты говоришь, эти отношения были неплохи.

Л.АЛЬБУРТ: Корень, возможно, всё же в разном мировоззрении. На одном из саммитов, проходившем после каких-то очередных выборов в Ираке, Буш сказал Путину, что надеется на такую же, как в Ираке, демократию в России. Путин посмотрел на Буша так, будто он понял тонкую шутку американского президента. События – это было до успешной операции генерала Петреуса – развивались в Ираке из рук вон плохо. Ежедневно взрывались террористы-самоубийцы, гибли американские солдаты, и в большом количестве иракцы.  Путин ответил, что такая демократия России не нужна.
Буш посмотрел на Путина так, будто он тоже понял тонкую шутку российского президента. Но потом, кажется, оба президента осознали, что их оппонент говорит серьёзно.

* * *

Не могу сказать, что мои взгляды на историю России совпадают со взглядами моего друга Лёвы. Не признак здоровой страны, когда в начале ХХ века половина российских евреев покинула её, спасаясь от погромов. И август 1914 года, с его чертой оседлости и суровыми процентными нормами, я бы предпочёл встретить так далеко от России, как возможно. Не очень я понимаю, почему прибалтийские народы должны забыть пакт Молотов – Риббентроп, массовые ссылки, русификацию.

Но в оценке сегодняшнего положения России в мире наши со Львом взгляды куда ближе. Ныне принято не любить Путина. Я читаю предсказания экспертов о грядущем введении в России цензуры, о запрете интернета. Но пока ничего этого не вижу.

У нас нет другого глобуса. И о стране можно говорить, только сравнивая её с другими. Так вот, когда из-за антисемитизма все евреи решают покинуть Норвегию, когда антисемитская Швеция объявляет о признании «Палестины», за то же голосует парламент Англии, в Париже толпы штурмуют синагогу и спокойно крушит в супермаркете, при нейтралитете властей, произведённое в Израиле, а пройти по большому европейскому городу в кипе не многим безопаснее, чем по минному полю, в Москве открываются новые йешивы и кошерные рестораны. Евреи бегут из Западной Европы, но многие израильтяне – я знаю нескольких – в это же время предпочитают жить в России.

Путину постоянно припоминают погоны полковника КГБ. Лучше ли традиции европейских либералов, возвращающих континент к антисемитизму середины 30-х годов? В Российских школах пытаются учить детей религиозным ценностям, а в Европе приветствуют гомосексуальные браки.

Ни один западный лидер не встал на защиту своей цивилизации так, как это сделал Путин, заявивший в Думе 4 августа 2013 года: “В России надо жить, как русские. Любое меньшинство, из любой точки мира, если оно хочет жить в России, работать и есть в России, должно говорить по-русски и должно уважать российские законы. Если они предпочитают законы шариата и хотят жить жизнью мусульманина, то мы советуем им идти в те места, где шариат – государственный закон…  Мы не потерпим неуважения к нашей русской культуре, нам не надо учиться самоубийству государства, как это происходит в Америке, Англии, Голландии и Франции, если мы хотим выжить как нация. Мусульмане захватывают эти страны, и Россия не пойдёт по этому пути. Российские законы и традиции несовместимы с отсутствием культуры и примитивными обычаями шариата”.

К сожалению, всё вышесказанное не отменяет прискорбное 127 место в мире по уровню коррупции, на котором Россия находилась в 2013 году.

* * *

Сегодня Борису Францевичу Гулько исполнилось 75 лет!

Поздравляем!

* * *

Спасибо за уделённое время. Если вам была интересна публикация, не сочтите за труд поставить лайк и подписаться на наш канал.