Сегодняшнее состояние ВМФ РФ, его надводной компоненты, вполне обоснованно вызывает чувство обеспокоенности. Малая численность кораблей 1-го ранга, их почтенный возраст, дефицит судов снабжения, объективно имеющиеся проблемы с разведкой и целеуказанием – все это радикально ограничивает возможности российского военно-морского флота эффективно действовать в дальней морской и океанской зонах, вынуждая жаться ближе к берегу. Но был в его истории переломный момент, когда развитие ВМФ могло бы пойти по иному пути, возможно, с иными результатами.
В силу инерционности мышления, большинство людей представляет гипотетическую Третью мировую через призму Второй мировой войны с ее танковыми прорывами, котлами, гигантскими многомесячными сражениями за города и т.д. Но в эпоху «немирного атома» истинную опасность представляют не легионы вооруженных интервентов где-нибудь под Москвой, а межконтинентальные баллистические ракеты на различных носителях. Наибольшую опасность в силу своей скрытности составляют американские АПЛ класса «Огайо» с МБР «Трайдент-2» на борту, истинные «убийцы городов». Аналогичным сдерживающим фактором для Вашингтона являются российские РПКСН, стоящие на вооружении Северного и Тихоокеанского флотов. Перманентная угроза, исходящая от ПЛАРБ, да и ПЛАРК, в том числе, вынуждает стороны потенциального конфликта непрерывно их «пасти», чтобы иметь возможность в любой момент эти субмарины оперативно уничтожить.
Взаимная подводная охота идет непрерывно, прямо сейчас. Для борьбы с субмаринами противника используются подлодки-охотники, противолодочные корабли, оснащенные противолодочными вертолетами, а также противолодочная авиация. Вот о последней компоненте и хотелось бы поговорить подробнее.
Противолодочная авиация США и их союзников
США, Великобритания, Франция и Япония обладают самой мощной в мире противолодочной авиацией. Она подразделяется на базовую патрульную и палубную. Основной «рабочей лошадкой» береговой противолодочной авиации США и Японии является патрульный самолет Lockheed P-3C «Орион» и его модификации. Они могут нести мины, бомбы, противокорабельные ракеты и глубинные бомбы. «Орион» - это один из самых страшных врагов российских субмарин.
Второй опасный противник ВМФ РФ, временно вышедший из игры в «кошки-мышки», это палубный противолодочный самолет S-3 Viking от компании Lockheed. При боевом радиусе в 1 530 км может нести неуправляемые ракеты, а также широкий регламент авиабомб – свободнопадающих, кассетных, глубинных и даже ядерных. Противолодочный самолет способен взлетать авианосца при помощи катапульты и садиться с аэрофинишерами. Наличие S-3 Viking на палубе «Нимитца» превращало его из ударного в многоцелевой авианосец, который мог доставить специализированные самолеты в любую точку Мирового океана и устроить там загонную охоту на (наши) субмарины.
Почему мы говорим в прошедшем времени? В 2009 году S-3 Viking был снят с вооружения за ненадобностью. Видимо, «олимпийская» война 2008 года против Грузии не слишком впечатлила американцев, и они сочли российские армию и флот недостойными себе соперниками. Впрочем, на металлолом самолеты отправлять не стали, они находятся на хранении. В 2013 году обсуждалась идея модернизировать и передать противолодочники ВМС Южной Кореи вместо «Орионов». То есть, в случае необходимости от 50 до 100 S-3 Viking из 187 произведенных за все время могут вернуться в строй.
А что у нас
Теперь перейдем к обзору противолодочной авиации ВМФ РФ. Скажем прямо, дела тут обстоят не очень. На два флота, Северный и Тихоокеанский, сохранилось, по некоторым оценкам, 26-28 Ил-38 и 15 Ту-142. Это устаревшие самолеты советского производства, нуждающиеся в глубокой модернизации. Но, увы, и она не позволит бесконечно растягивать их ресурс. Это наша базовая патрульная авиация. С палубной дела еще хуже. Противолодочный вертолет Ка-27ПЛ, который может базироваться на корветах, фрегатах, БПК и крейсерах также давно устарел и нуждается в замене на более современную «Миногу». А вот палубного противолодочного самолета в ВМФ РФ не существует как класса. А мог бы быть, пойди история несколько иным путем.
В семидесятые годы в СССР проектировался П-42 «Гарпун», первый советский палубный противолодочный самолет. Технически и визуально он напоминал американский S-3 Viking, и неудивительно, поскольку тот явно послужил образцом для подражания. Советский П-42 должен был нести противолодочные торпеды и ракеты АПР-2 «Орлан» и «Ястреб-М», а также бомбы и гидроакустические буи. Боевой радиус советского самолета уступал американскому, составляя 600 километров. «Гарпун» был готов на стадии аванпроекта в 1972 году, а в 1976 должен был перейти к летным испытаниям. Его взлет должен был осуществляться при помощи паровой катапульты. На его базе предполагалось создать самолёт-заправщик, палубный самолёт радиолокационного дозора и наведения (П-42РЛД), поисково-спасательный и транспортный самолеты.
Однако в 1973 году работа над этим перспективным проектом прекратилась. Почему так произошло?
«Двуглавый Орел»
Проницательные читатели уже, несомненно, догадались, что проблема состояла в отсутствии носителя для «Гарпуна». В качестве такового адмирал Горшков продвигал проект 1160 шифр «Орёл». Это должен был стать первый советский атомный авианосец, полностью сопоставимый по ТТХ и возможностям с американским «Энтерпрайзом».
Водоизмещение первого «Орла» должно было составлять 80 000 тонн, скорость 30 узлов, 4 паровых катапульты для запуска. Авиагруппа насчитывала бы от 60 до 70 летательных аппаратов: 2 истребителя Су-27К или Су-29К, 12 штурмовиков Су-28К, 4 разведчика-целеуказателя Су-28КРЦ, 6 самолётов ПЛО П-42 «Гарпун», 4 самолёта радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) на базе П-42, 8 вертолётов Ка-252. Всего ВМФ РФ, по замыслу адмирала Горшкова, должен был получить 3 авианосца проекта 1160.
Но не получил. Под предлогом большой сложности и дороговизны военное руководство сделало выбор в пользу тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет», оснащенных имеющими очень слабые на тот момент ЛТХ самолетами вертикального взлета и посадки. Одновременно с проектом 1160 «Орел» был закрыт и весьма перспективный проект противолодочного самолета П-42 «Гарпун», на базе которого могли быть созданы модификации радиолокационного дозора и наведения (П-42РЛД) и иные.
Несмотря на отказ, ВМФ СССР пытался бороться за полноценные авианосцы вместо ТАВКР и почти добился своего. На смену проекту 1160 пришел его «младший брат» проект 1153, также названный «Орел». Ядерную силовую установку оставили, но водоизмещение уменьшилось с 80 000 тонн до 70 000. Вместо 16 на него планировали поставить уже 20 противокорабельных ракет «Гранит». Зато существенно уменьшилось авиакрыло до 50 летательных аппаратов – истребителей МиГ-23К, Су-25К и Су-27К, а также до 14 вертолетов. Вместо паровой предполагалось использовать поршневую катапульту.
Считается, что такой авианосец, заточенный только под противовоздушную оборону, был более сбалансированным и адаптированным для нужд советского флота, но с этим можно поспорить.
О противолодочных самолетах П-42 «Гарпун» на втором «Орле» пришлось позабыть, что снижало возможности ВМФ СССР по борьбе с многочисленными субмаринами противника. Также приходится сожалеть, что не получил развития проект самолета радиолокационного дозора и наведения П-42РЛД. Если в советский период, благодаря спутниковой системе «Легенда», проблема целеуказания не была такой критичной, то в наши дни «Лиана» пока еще далека от завершения своего формирования.
Увы, но и откровенно ослабленный «Орел-2» не был построен, хотя флот рассчитывал получить 2 авианесущего корабля такого класса. Последней попыткой можно счесть проект атомного авианосца «Ульяновск», заложенного в 1988 году, который успели построить почти на 20%. Авиакрыло АТАВКР должно было состоять из 70 летательных аппаратов, а для ДРЛОиУ разрабатывался первый советский палубный самолет Як-44. О возможности применения палубных противолодочных самолетов с «Ульяновска» и трех его предполагаемых собратьев ничего не известно.
Возможно, будь в 1973 году приняты иные решения, наш военно-морской флот и его Морская авиация сегодня выглядели бы совсем иначе.
Друзья, ставьте лайки, делитесь ссылками и подписывайтесь на наш канал. Будет интересно.