Паломничество к святыням издревле было неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа. Нередко сотни и даже тысячи верст преодолевали богомольцы, посещая желанные обители. Кто из людей старшего или даже среднего поколения не слышал от своих бабушек и дедушек о хождении на богомолье в Киев или в Троицу – Троице-Сергиеву Лавру? Тема паломничества присутствует во многих литературных произведениях наших известных писателей. Яркое тому подтверждение – циклы рассказов И. Шмелева «Богомолье» и «Лето Господне». Благословившись на дорогу у священника, хаживали обычно в одиночку или небольшими группами, полностью предавая себя в волю Божию, питаясь в пути подаянием от добрых людей. Нередко паломничество продолжалось несколько месяцев, а иногда и лет. Церковное предание повествует о том, как один богомолец дошел даже до Иерусалима, присутствовал там на Пасхальном богослужении и вернулся домой только к следующей Пасхе, имея при себе горящую лампадку с Благодатным огнем.
В наши дни паломничество пешим ходом - большая редкость. И это вполне понятно. Все мы чада своего времени. К тому же, в нашей жизни все достаточно рассчитано: работа, семейные и прочие обязанности, отпуск, выходные, отгулы и т. д. Поэтому гораздо проще и спокойнее в таких случаях воспользоваться каким-либо надежным транспортом. Но вот Господь сподобил меня несколько лет назад познакомиться с человеком, который, где на попутном транспорте, где и пешим ходом, добрался до самой Палестины… Однако в Иерусалим на праздник Святой Пасхи, к его огромному огорчению, попасть не смог. Из беседы с ним и сложился предлагаемый читателю рассказ. Впрочем, как говорят, обо всем по порядку.
Зовут моего собеседника Вилли Сухарев. Во Святом Крещении – Виталий. В роду у него были немцы, этим и объясняется происхождение его светского имени. Около года он проживал в общине при храме Св. Николая, что в д. Малинники Сергиево-Посадского района. Выполнял здесь несколько послушаний: помогал настоятелю о. Вячеславу при алтаре, пел на клиросе, а также занимался различными хозяйственными делами. До этого учился разным специальностям: закончил горный техникум и три курса Абрамцевского художественно-промышленного колледжа, а теперь, по его словам, решил быть ближе к Богу. Будучи еще студентом, побывал в Турции и некоторых странах Восточной Европы, используя для передвижения попутный транспорт, так называемый «автостоп», и приобрел немалый опыт путешественника.
В начале 2003 года, посоветовавшись с батюшкой, он решил вышеупомянутым способом попытаться добраться до Иерусалима, чтобы от своего храма поклониться Гробу Господню и встретить там Святую Пасху. Кстати, традиция паломничества на Святую Землю существует у нас с незапамятных времен и особо благословляется. При этом за путешествующих постоянно молятся.
Получив в Москве сирийскую и иорданскую визы, первого апреля, с сотней долларов в кармане, Виталий отправился в путь. Доехав с Павелецкого вокзала до станции Барыбино, вышел на автотрассу нужного направления, «поймал» попутку и уже к концу дня оказался южнее Воронежа. Первую ночь провел в кустах у дороги. Проснулся от жуткого холода. Едва сошел снег, и ночи были еще достаточно холодными.
Вряд ли стоит подробно описывать все перипетии этого паломничества. Приходилось встречать и грубость, и непонимание, и крайнее удивление; в то же время нередко поражали радушие и доброта не только русских людей, но и многих иностранцев: турок, греков, арабов, немцев… И, самое главное, где бы он ни находился, всегда чувствовал, что за него молятся, и это давало ему духовную опору.
По мнению Виталия, путешественник или паломник как никто другой проникается осознанием единства рода человеческого и всей нашей цивилизации, ибо «Господня земля, и исполнение ея» (Пс. 23, 1).
Через несколько дней он уже был у нашей южной границы и затем на пароме переправился в Турцию. Преодолев на попутках ее восточную часть, добрался до города Анталии. Древнее название – Антиохия. В этом городе последователи учения Господа Иисуса Христа впервые стали именоваться христианами и отсюда получила наименование и Восточная Православная Церковь. По пути следования посетил греческий Сумельский монастырь, который оказался не действующим, проезжал также родину апостола Павла – Тарсус. Многие православные святыни сохраняются здесь лишь как исторические памятники. Да и население здешних мест давно уже не православное. В районе Анталии проходит граница с Сирией. Как рассказывает Виталий, Сирия произвела на него неизгладимое впечатление. Первое, что сразу запомнилось, – это зеленеющие поля, разбитые на квадратики, на которых работают мужчины и женщины в национальных костюмах.
Приятно поразили доброта и гостеприимство сирийцев – каждому встречному иностранцу они готовы бескорыстно предложить ночлег и пищу. В этой стране ему ни разу не пришлось ночевать на улице. Добравшись до Дамаска, он разыскал Представительство Русской Православной Церкви. Оно разместилось в скромном старинном трехэтажном здании, над которым возвышался крест. Примерно половина первого этажа оборудована под храм. С благословения настоятеля о. Анатолия прожил там несколько дней, помогая петь на клиросе.
В сирийской столице довольно много русских, работающих по контрактам или уже ставших жителями этой страны. Церковь их всех объединяет и является для них по существу частичкой Родины. На богослужениях в русской церкви всегда многолюдно, царит атмосфера любви и радушия.
Дамаск очень древний город. В старой его части немало мест, связанных с жизнью первых христиан. Сохранилась улица, по которой вели ослепшего Савла – будущего ревностного апостола Павла, когда ему явился Господь на пути следования в сирийскую столицу, куда он шел с сопровождавшими его людьми, чтобы преследовать последователей нового учения. Об этом сказано в Деяниях Святых Апостолов. Сохранилась также стена, по которой будущего апостола спускали в корзине от преследовавших его иудеев. Уцелела часть дома апостола Анании, точнее подвальное помещение, где он тайно проповедовал учение Христа и крестил приведенного к нему Савла.
В 30 километрах от Дамаска – монастырь Сейднайской Божией Матери. Там, в небольшой часовне в серебряном ларце хранится один из подлинников иконы Пресвятой Богородицы, написанный евангелистом Лукой. Арабское название этой иконы – «Шахура». Как утверждает Виталий, видеть ее обычным посетителям не позволяется – немногие и священнослужители удостоились такой чести. Также недалеко от Дамаска в местечке Маалюле находится монастырь Св. Феклы. Здесь поражает воображение образовавшийся чудесным образом среди горных хребтов проход, по которому святая уходила от преследования язычников. Местный диалект языка – арамейский, на нем разговаривал Сам Господь Иисус Христос.
Распрощавшись с гостеприимной Сирией, Виталий за одни сутки проехал Иорданию. Там поднимался на знаменитую гору Нево, с которой, как повествует Священное Писание, пророк Моисей созерцал Землю Обетованную и где закончил свой земной путь. В хорошую погоду со смотровой площадки этой горы бывает виден Иерусалим. Невдалеке, словно огромный драгоценный камень, безжизненно застыло Мертвое море.
В Иордании Виталий узнал, что Израильское посольство находится здесь в осаде и нужную ему визу получить невозможно.
Далее путь его лежал в Египет. Следует сказать, что во всех арабских странах его приятно удивило миролюбие и отзывчивость полицейских, которые помогали ему во всех трудных обстоятельствах, особенно в поиске попутных машин. Так, с помощью полисменов он доехал до городка Акабы, что находится на границе трех государств – Иордании, Израиля и Египта и, переправившись через пролив Красного моря, прибыл на Синайский полуостров. По дороге в Акабу неожиданно случилось, как говорится, импровизированное представление – пришлось ему петь попутчикам арабам «Ой, мороз, мороз». Они пели свои национальные песни, попросили спеть и его…
Первую ночь на полуострове провел в пустыне у бедуинов. Двое чумазых мальчишек, увидев необычного незнакомца, взяли его под руки и привели к ближайшему изодранному шатру, где хозяйка предложила ужин и ночлег. Быт и жизненный уклад этого народа за тысячелетия почти не изменился. Также ведут кочевой образ жизни, пищу готовят на кострах, топливом служит сухой овечий и верблюжий помет. У всех женщин в нижней части лица сделаны наколки.
Главная достопримечательность полуострова – гора Синай. На этой горе пророк Моисей беседовал с Богом, и еврейскому народу был дан Закон и скрижали Завета с десятью заповедями. Подходя к этой горе, испытываешь священный трепет, словно переносишься на три тысячелетия назад. У подножия – монастырь Св. Екатерины. Скрадывают величественное впечатление многочисленные ларьки для туристов. По пути к вершине пронизывает леденящий ветер, сменяющийся нестерпимо палящим солнцем. У самой вершины – часовня с небольшой колокольней. Несмотря на отсутствие вокруг растительности, поражает неземная красота этих мест.
В Египте Виталию снова не повезло с визой. В Каире Израильское посольство хотя и не было в осаде, а всего лишь окружено танками и пулеметами, и пройти туда оказалось возможным, однако в визе отказали. По совету местных жителей, он дважды делал попытки решить этот вопрос в городке Таба на Синайском полуострове, но и тут в конечном итоге звучало непререкаемое «ноу». К немалому удивлению Виталия другие иностранцы получали визы без всяких проблем. Единственное, что ему удалось здесь получить – чашечку песка со Святой Земли, которую он бережно сохранил и привез в свой храм.
По милости Божией, он поселился у главы Представительства Русской Православной Церкви в Каире о. Димитрия Нецветаева. Здесь, как выяснилось потом, пришлось русскому паломнику встретить и Вход Господень в Иерусалим, и Святую Пасху. Поистине, неисповедимы пути Господни!
По мнению Виталия, Пасха в русской церкви в Каире мало чем отличается от ее встречи в России, а вот Вход Господень здесь особенный, с настоящими пальмовыми ветвями, и на наше Вербное Воскресенье совсем не похож.
Самое незабываемое и трогательное для русского человека в чужой стране – это встречи с соотечественниками. У Виталия сложились теплые дружеские отношения с четырьмя детьми о. Димитрия, с которыми он пел на клиросе и помогал батюшке совершать службу. Всего же у о. Дмитрия 14 детей; четверо младших проживают с ним и его матушкой, остальные уже взрослые и живут самостоятельно. Запомнилась также Виталию встреча с монахом о. Иоанном – русскоговорящим латышом из Австралии. Он его сопровождал в паломничестве по монастырю Антония Великого – знаменитого основателя монашества – и познакомил с необычайно гостеприимными коптскими монахами. Кстати, они очень почитают русских святых, и один из них попросил Виталия помолиться за него преподобному Серафиму Саровскому. О. Иоанн тоже оказался паломником, место его постоянной службы – на Святой Земле. Надо сказать, что в Египте – самые древние монастыри, отсюда монашество распространилось по всей вселенной. Иконы в основном мозаичные, писаные – довольно большая редкость. Одна из достопримечательностей старого Каира – часовня, где хранятся орудия пыток св. Георгия Победоносца: зубчатое колесо, железные сандалии с шипами, бичи в виде цепей и др.
Посетив несколько монастырей, коптские и греческие церкви, Виталий решил отправиться в обратный путь, и тут его буквально поразило одно очень неприятное «открытие». Оказалось, что обратно через Иорданию и Сирию он возвратиться уже не может, поскольку у него имеются отметки в паспорте израильского представительства в Табе… Национальные отношения в связи с палестинским конфликтом накалены здесь до такой степени, что израильской отметки в паспорте вполне достаточно, чтобы стать персоной нот грата в вышеназванных странах. Денег на самолет у него естественно не оказалось, а заработать их в Египте или у кого-либо занять было делом совершенно безнадежным. Вконец отчаявшись, Виталий решил связаться по телефону с о. Вячеславом и попросить его о помощи. Через несколько дней необходимая сумма была им получена. Пятьдесят долларов пожертвовал и о. Дмитрий. Однако радость его вскоре была омрачена. В г. Суэц он подвергся нападению портовых бандитов, которые отобрали у него все деньги. Пришлось снова звонить в Сергиев Посад…
И вот, 22 мая, когда в малинниковском храме праздновали престол – День перенесения мощей св. Николая, неожиданно для всех появился с рюкзаком подзагоревший и изрядно похудевший Виталий. В общине искренне радовались его возвращению, как праздничному дополнению. Некоторые, правда, назвали его горе-паломником, поскольку храм очень бедный и нуждается в значительных средствах, а тут еще, чтобы его выручить, батюшке пришлось залезать в долги… и немалые.
Однако Виталий не унывал, деньги обещал отработать и был исполнен уверенности в скором времени все-таки добраться до Святого Града. Многочисленные свои впечатления он записал в «паломнический дневник», который намеревается когда-нибудь опубликовать. Что ж, как говорится, Бог в помощь!