Найти тему

Налаживаем и укрепляем социальные связи – как развить коммуникабельность и навык командной работы

Завершаем серию статей про «навыки будущего» – 4К. Последние два мы решили объединить: они тесно связаны и влияют один на другой. Разберём коммуникабельность и умение работать в команде.

Коммуникабельность– умение общаться: налаживать контакты с разными людьми, решать #конфликтные ситуации, доносить свою точку зрения и воспринимать чужую.

Работа в команде тоже связана с коммуникабельностью. Помимо этого, объединяет ряд других важных умений:

  • переключаться между разными задачами;
  • давать и воспринимать конструктивную критику;
  • ответственно подходить к своей работе;
  • генерировать идеи и делиться ими;
  • делегировать обязанности.

Для развития обоих #навыков важно прежде всего уметь эффективно взаимодействовать с людьми. Большую роль в этом играет уровень вашего эмоционального интеллекта.

***

Эмоциональный #интеллект означает способность понимать, какие чувства, эмоции, мотивы стоят за действиями, словами других людей, а также умение распознавать свои эмоции и управлять ими. Именно ЭИ помогает выбирать наиболее эффективные стратегии поведения и реакции при всевозможных взаимодействиях с людьми, успешно выстраивать #коммуникации, презентовать себя в том или ином обществе. Высокий уровень #эмоционального интеллекта важнее показателей IQ. Это подтверждают ряд исследований. Например, в институте Карнеги сделали вывод, что на 85% финансовый успех зависит именно от ЭИ, только на 15% – от технических знаний. В целом развитый эмоциональный интеллект способствует ментальному здоровью, повышает продуктивность и улучшает лидерские качества.

Несколько лет назад проходила публичная дискуссия между Старком и Хеннесси, ректорами Стэнфорда в разные периоды. Один делал упор на том, что они должны готовить технарей, то есть суперпрофессионалов в своей области.

Другой выступал за то, что университет – это универсализм знания и для построения миллиардной корпорации в IT-сфере надо быть не столько гениальным программистом, сколько очень хорошим психологом, антропологом и маркетологом.

Чтобы развить у себя ЭИ, учитесь прежде всего различать, понимать свои эмоции – что их вызвало, что за ними стоит. Они не должны определять ваши действия и решения. Учитесь управлять эмоциями. Следующий шаг – направлять внимание на других. Пробуйте анализировать чужие эмоции и определять их причины.

В #психологии есть понятие проекции – психологической защиты, когда внутреннее переживание индивид ошибочно считает пришедшим извне. Например, когда поведение другого человека вы оцениваете исходя не из понимания истинных причин, почему человек поступает именно так, а из своих суждений, основанных на собственных переживаниях относительно себя и этого человека.

Разумеется, это может приводить к ошибкам с самыми разными последствиями.

***

И в коммуникации, и в командной работе важно владеть навыком ненасильственного общения. Подробно об этом понятии говорит психолог Маршал Розенберг в своей #книге «Язык жизни». Если объяснить емко, это умение доступно и четко доносить собеседнику просьбы, пожелания, высказывать мнение, без каких-либо оценок, требований, обвинений, негатива.

Один из важнейших инструментов в общении с другими – правильное формулирование своих мыслей. Слова – звуковые сигналы, которые затрагивают не только рациональную часть мышления того, к кому вы обращаетесь, но и его эмоциональную сферу. Одно и то же слово может нести для восприятия разную смысловую нагрузку, а в эмоциональном плане вариаций ещё больше. Так и случаются конфликты на ровном месте.

Например, среди членов семьи не редкость вопрос: «Где ты сегодня был/была?». Даже если он выражает простое любопытство, у человека могут включиться собственные эмоции, и тогда ему начинает казаться, будто спрашивают затем, чтобы установить контроль над его временем и свободой.

***

В развитии коммуникабельности и умения коммуницировать в команде обратите внимание на следующие пункты:

  1. Учитесь не просто слушать собеседника, а слышать его. Важно понять, что действительно имеет в виду человек, а не судить через призму собственных мыслей по этому поводу.
  2. Учитесь ясно доносить свои #мысли. Чем формулировка яснее для собеседника, тем проще прийти к пониманию. Часто мы намеренно искажаем формулировки: сами не понимаем, чего хотим. Если такое происходит с вами, это повод провести самоанализ и внести ясность в собственные эмоциональные переживания.
  3. Воздерживайтесь от необоснованной критики. Критикуйте корректно: укажите на недочеты, предложите, как можно исправить. В свою очередь умейте адекватно принимать замечания по делу.
  4. Думайте об интересах команды. Помните о ваших общих задачах. Семья – тоже команда, в которой объединяются люди с разным темпераментом, характером и привычками. Любые отношения проходят через кризисы, и хорошо в такие периоды тоже вспомнить об общих целях или заново их поставить. Это хорошая диагностика отношений – остались ли вообще причины продолжать быть вместе. Запомните: у любого события и ситуации есть причины. Когда вы ясно их видите, с ними легче будет работать.
  5. Подходите ответственно к тем задачам, которые выполняете в команде, и к данным обещаниям.
  6. Не бойтесь делиться идеями в мозговом штурме. Иногда даже из нелепого на первый взгляд соображения рождается эффективное решение.
  7. Давайте позитивную обратную связь. Оцените хорошую идею, ценное замечание, креативное решение коллеги. Это повышает командный дух и разряжает обстановку.
  8. Будьте терпимы. В команде могут собраться разные люди – по характеру, возрасту, убеждениям. Важно сохранять здоровую располагающую атмосферу – относиться к другим без предрассудков.

Кстати, волонтерство и различные социальные проекты, в том числе связанные с командной работой, – хороший опыт взаимодействия с людьми. Развивает эмпатию, умение слышать, понимать, принимать быстрые решения в зависимости от ситуации.

Напоследок добавим следующее. Развитие «мягких навыков» – непрерывный процесс. Обучайтесь, пробуйте разные методы и техники, практикуйтесь. Современные реалии требуют готовности #развиваться, осваивать новое, адаптироваться к нестабильным условиям. Не действовать по устоявшимся схемам – а уметь справляться с нестандартными ситуациями.

Пусть #саморазвитие – совершенствование ценных навыков – станет увлекательной и естественной частью вашей жизни.

Автор: Николай Третьяков, редакция ДС.

Спасибо за внимание!
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!

Читайте также:

Что помогает нам легче справляться со стрессом

Блокада чувств

18 цитат нейрофизиолога Наталья Бехтерева

Фундаментальные принципы

Еда для хорошего секса. Какие продукты повышают либидо

7 упражнений, которые избавят от осенней хандры