Развитие ребенка – это очень сложный процесс, который сопряжен с постоянными изменениями, кризисами и периодами «откатов». Каждый родитель сам понимает и даже иногда успевает распознать, когда ребенок находится во власти очередного возрастного изменения. Если говорить точнее, родители всегда хотят распознать эти периоды, но получается не всегда. Самый интенсивный период, конечно же, с рождения и до трех лет. В открытых источников находится большой блок литературы, которая основана на исследованиях особенностей развития мозга в рассматриваемый период, а также рекомендаций специалистов, с учетом результатов этих исследований. В данной статье, мне хотелось бы упорядочить некоторую информацию, с учетом практической составляющей процесса воспитания своего ребенка. Возможно, мои доводы и размышления помогут и вам сформировать полезные привычки или вообще задуматься о некоторых проблемах в воспитании. Свои размышления я буду начинать с соответствующих вопросов.
1. Плохое поведение ребенка - это результат вседозволенности или развитие навыков выживания в обществе?
Как часто вы «переносите» свои бытовые ссоры или разногласия с ребенком в реальные жизненные ситуации? А ведь это полезный навык. Навык уважать себя и других, правильно отстаивать свою точку зрения, или не зависеть от мнения окружающих – одни из ключевых в жизни здорового и счастливого человека. Вышеуказанные навыки не менее полезны, чем соблюдать режим или полноценно кушать. А как ребенку тренировать предложенные навыки? Человек их тренирует в процессе общения с самыми близкими, смотрит на их реакцию и формирует модель поведения в той или иной ситуации. Психологи также советуют показывать ребенку разные реакции в процессе общения. Когда-то может быть уместно замечание и строгое соблюдения правил, когда-то можно поторговаться, а иногда можно позволить принять правила ребенка и показать ему, что и такой вариант событий возможен. Выбирая только одну из моделей поведения, можно точно сказать, что именно её он и будет придерживаться в жизни. Вы бы хотели, чтобы ребенок всегда принимал только точку зрения своего оппонента в споре? Вы хотите, чтобы он всегда доказывал свою правоту несмотря ни на что? Согласитесь, нет единой модели. Все решает контекст.
Отметим еще тот факт, признаете ли вы свои ошибки в общении с ребенком. Если стало очевидно, что вы были не правы, а ваша реакция становится агрессивной («родитель ведь всегда прав!»), какой же будет реакция ребенка в случае его ошибки? Бинго! Вообще бремя родительства очень сложное, что уж тут говорить! Но давайте воспитывать лучшие версии себя и стараться верно истолковать своему ребенку многогранные межличностные отношения в обществе. В момент следующего спора или конфликта задумайтесь, какой из навыков сейчас тренирует ребенок? Переносим сложившуюся ситуацию в жизненные обстоятельства и делаем выводы.
Хочу сказать про "удобство":
- нам УДОБНО, чтобы ребенок беспрекословно делал все наши задания;
- нам УДОБНО, чтобы ребенок не перечил;
- нам УДОБНО, чтобы он не имел своего мнения на вопрос прогулки, уборки игрушек, режима или меню;
- нам УДОБНО, чтобы он не спорил с нами.
Только вот снова возвращаюсь к предыдущей мысли - какие навыки при этом тренирует мой ребенок? Вас устраивает ответ?
2. Какой спектр эмоций разрешено выражать моему ребенку?
Есть ли эмоции, которым запрещено «появляться» в вашем доме? Я знаю семьи, в которых под запретом малейшее повышение голоса, гнев и раздражение, ну а «много смеешься, вечером плакать будешь» звучало в нашем детстве регулярно. Психологи солидарны в том, что весь спектр эмоций должен быть доступен современному ребенку. Учеными выделяются 5 основных эмоций, на которых базируются все остальные и их выделяют около 30 (в некоторых статьях и до 250, но далеко не все в этих списках можно назвать эмоциями). Если мы даем возможность ребенку испытывать весь диапазон чувств и учим его с ним жить – это дает большое преимущество ему во взрослой жизни. Человек, который не знает, что такое агрессия, искренний восторг или тревожность, может быть обескуражен, будучи взрослым человеком. В детстве он будет адаптироваться к таким эмоциям и уметь их выражать. Наверное у всех есть знакомые, которые не умеют радоваться...представляете, а вот их этому не научили! Не видели они такой эмоции и она может остаться для них недоступной.
Каждая эмоция «настигает» ребенка в свое время и мы влиять на это не можем. А вот помочь ребенку управлять и правильно эмоции выражать – это возможность, да и обязанность современные родителей. Мы живем в мире, где доступна любая литература и информация, поэтому учиться быть родителем – может сделать нашу жизнь и жизнь нашего ребенка комфортной.