До революции считалось, что университет – не только место, где человек обретал знания, но и бастион опасного вольнодумства. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем об институте инспекторов, жесточайшем контроле, реакции профессуры и многих других интересных вещах, которые, по счастью, ушли сегодня в глубокое прошлое.
Контрреформы и дух времени
В конце XIX столетия общество в стране ждало уступок от царского режима и жило надеждой на реформы. Студенчество было одной из немногих образованных страт и имело возможность знакомиться в подлинниках с передовыми образчиками политической и общественной мысли того времени – социалистической и либеральной.
Власти, напротив, закручивали гайки – время получило название эпохи контрреформ, приводящихся реакционным правительством Александра III.
Показателен случившийся в 1894 году инцидент: студенты университета в Москве подвергли обструкции профессора Ключевского за его речь в память покойного царя – тот пользовался уважением учёного за свою внешнюю политику. Власти обвинили в безобразии 8 человек, трёх из них исключили, оставшихся отправили в карцер. Виноватыми они не были, их случайным образом поймали в толпе. Студенты ответили волнениями, после чего власти задержали ещё 50 человек и выслали их из города.
Такие события делали из студенчества очень опасную, по мнению властей, группу, тем более что в их памяти ещё живо было движение народников, во многом состоявшее из студентов. Знаменитые хождения были не только просветительским и культурным мероприятием: там было много политики, издавалась подпольная литература, словом – за такой публикой нужен был глаз да глаз.
По каким правилам жили студенты?
В стране действовал устав университетов образца 1884 года и казарменные порядки, подразумевающие жесточайшую дисциплину и беспардонное вмешательство в личную жизнь. За неукоснительным соблюдением правил следили специальные инспекторы.
Повстречав на улице начальство, студент должен был уступить ему дорогу, поклониться и приложить руку к козырьку. Аналогично следовало поступать при виде военных чинов. Если студент этого не делал, следовало замечание или выговор, а то и чего похуже.
Негосударственные вузы имели более либеральный режим, но не везде – где-то, например, в лицее цесаревича Николая, всё было ещё хуже и осложнялось режимом полного пансиона без права выйти на улицу. В таких местах училась знать, так что не стоит удивляться большому количеству невротиков в этой среде.
Студентам полагалось носить установленную циркуляром форму, причём покупать её полагалось за собственный счёт, не говоря уже о том, что зимой она не грела, а летом в ней было чертовски жарко (при этом расстёгнутые пуговицы грозили наказанием). Утверждённые министерством правила регламентировали ношение формы как в университете, так и вне его стен. Студенты, естественно, были против. Реальной целью такой обязаловки было облегчение жандармского, инспекционного и агентского контроля над студенчеством, ведь человека в специфической форме всегда отлично видно в толпе, за ним легко следить.
Все учащиеся высшей школы получали своеобразный вид на жительство, подменявший паспорт. Выдавали его в полиции, документ давал право жить только в том городе, где находился университет. До 1907 года бумага действовала год, затем вдвое меньше. По факту это был полицейский учёт, как у продажных женщин.
Ещё важнее было то, что под запретом были любые организации студенчества – не только политические, но и самодеятельные, типа кружков по интересам или читательских клубов. Даже в зарегистрированные официальные общества студент мог поступить только с дозволения начальства в университете.
За нарушения довольно жёстко наказывали – от выговора до исключения, а также – штрафы, арест в карцере, лишение льгот на обучение, если у студента они были.
Что такое инспектор?
Контроль над дисциплиной и благополучием был возложен на специальную инспекцию. В подчинении инспектора находился штат людей, которые были неподконтрольны ректору университета – только начальнику учебного округа. Таким образом, надзор был внешним и осуществлялся, кроме того, и над университетским начальством.
Инспекторы имели право надзирать не только внутри университета, но и за его пределами. Чтобы отправиться в другой город, даже к родным, нужно было получить увольнительную и именной билет, который полагалось отметить в месте назначения.
Следили и за библиотечными билетами, проверяли тематику заказываемой литературы. Стоило заинтересоваться политической экономией или крестьянским вопросом – и ты попадал на карандаш. Студента, который интересовался неположенной литературой, безжалостно выгоняли из общежития или лишали льгот при обучении. Абсолютная власть надзирателей развращала, открывая путь многочисленным и разнообразным злоупотреблениям.
Разумеется, инспекторов ненавидели, как и их подручных – педелей, которых набирали из отставной солдатни и унтеров – людей слабо образованных и тёмных, ненавидящих обучающихся и пользующихся в их среде теми же чувствами. Эта должность – не русское изобретение. Педели появились в германских и итальянских университетах ещё в начале Возрождения, но там должность была весьма почётной и не подразумевала тайного надзора. Хотя за порядком они всё равно следили – во время диспутов и дискуссий, экзаменов и богослужебных обрядов. Своего рода полиция кампуса, но без политических полномочий.
Были ли эти меры эффективными?
Власти пытались сидеть на двух стульях: давая одной рукой уступки студентам, оно ужесточало правила их жизни другой. С одной стороны, в 1899 Боголепов снял с педелей обязанности по политическому надзору, ссылаясь на их неотёсанность и неспособность справляться с интеллектуальной по сути своей работой.
Другими мерами 1899 года, как ответом на забастовку в Московском университете, было ограничение возможности поступать на учёбу в другом округе (сибирякам полагался один лишь Томский университет, малороссам – Киевский или Одесский).
Студентов разрешили отдавать в солдаты на трёхлетний срок, что раньше было запрещено. Опубликование в 1900 году этих мер вызвало новые студенческие волнения, после которых три сотни человек были отданы в солдатчину.
Минпрос продолжал войну со студенческими организациями, поскольку те, по общему мнению, были заразными гнёздами либеральной и социалистической мысли. В то же время стали поощрять административно контролируемые студенческие клубы, кассы помощи и сообщества, которые часто возглавляли преподаватели. По факту власти разгрузили инспекторов и перенесли их нагрузку на педагогов, сохранив за первыми право на неограниченное вмешательство в деятельность любых созданных профессурой организаций.
В 1901 году после отправки провинившихся студентов началась вторая всероссийская общенациональная забастовка, затронувшая даже Варшавский университет. С учётом прогрессивных настроений того времени царский режим был вынужден пойти на уступки и вернуть студентов на гражданку, даже восстановить в вузах. Вплоть до 1915 года студентов тянуть солдатскую лямку больше не посылали.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Почему американцы пытаются стать как можно беднее к пенсии — и получают от этого выгоду
✅ Вырваны из контекста: знаменитые фразы, которые значат совсем не то, что вы привыкли думать
✅ Сколько может заработать оленевод на Крайнем Севере?
#интересные факты #полезные советы #образование #школьное образование #история #россия #культура #психология #