О феминизме пишут достаточно много, сейчас быть феминисткой модно, а вот о воспитании детей в феминистских семьях пишут мало, вот я и заинтересовалась, как же родители феминисты воспитывают будущее феминистское поколение. И оказалось, что все, как всегда, то есть критика окружающего общества со стороны мам-феминисток, но абсолютно ничего нового в воспитании. Это, конечно, очень по-феминистски, критиковать, но не предложить ничего взамен. Прочитав несколько статей на эту тему, а большинство статей представляло собой интервью с мамами-феминистками, я поняла, что главной задачей этих мам является пропаганда своих собственных взглядов, и их не сильно волнует внедрение новых методов в воспитание собственных детей. Ссылки на особо выделяющиеся среди других статьей на эту тему я дам, как обычно, в конце статьи.
Феминистки очень любят говорить о праве выбора, но это только разговоры. В тех статьях, на которые я дам ссылки, это наглядно видно, что феминистки в воспитании своих детей идут абсолютно тем же путем, что и «патриархалы», то есть, стараются внушить детям собственные взгляды, предотвратив попадания в детские руки и на глаза «пропагандистских материалов» оппонентов. Чего стоит только одна фраза мамы девочки-подростка: «Мы не ходим в большие сетевые книжные, а в независимых магазинах редко можно найти какую-нибудь непотребную патриархальную глупость» (цитата). А другая мама дает оценку и осуждает патриархальные воспитательные методы посторонних людей в отношении своих детей и внуков на детской площадке, например, когда бабушка не срывается с места, чтобы поскорее утешить упавшего и расплакавшегося внука. На мой взгляд, на толерантное отношение к чужим методам воспитания и предоставление выбора образа жизни своим детям такое поведение мало похоже.
Родительство, как мне кажется, это очень важное испытание именно зрелости личности самих родителей. Ведь для маленьких детей родители то же самое, что для взрослых верующих людей бог: как мы, взрослые, просим у бога накормить и напоить нас, дать нам кров и безопасность, так дети просят того же у своих родителей, а родители могут это дать или не дать. Но часто сознание своей «божественной власти» над детьми толкает инфантильных взрослых людей использовать данную им власть в своих целях: примитивные люди могут просто грубо обращаться со своими детьми, измываться над ними, а более духовно развитые, но инфантильные, часто распространяют свои убеждения и решают свои личные комплексы за счет своих детей. Если первое абсолютно недопустимо и должно пресекаться в обществе, то против второго трудно что-либо возразить, потому что право воспитывать своих детей принадлежит семье. Другой вопрос, как некоторые методы воспитания отражаются на физическом и психологическом здоровье ребенка. Часто эти методы – следствие определенной идеологии или религии (что часто близко по смыслу). Но иногда это следствие собственных комплексов родителей. И то, и другое, плохо. Бывают крайности, например, когда из-за религиозных соображений дети не получают полноценного питания или достойного образования. А бывают просто странности.
Например, был у меня такой случай, когда я с переломом руки вынуждена была каждую неделю появляться в травмпункте, чтобы продлить больничный. Была зима, и народу в травмпункте было столько, что каждый раз приходилось сидеть в очереди по 2 часа. Там я и разговорилась с женщиной, художницей по профессии, мамой двадцатидвухлетнего парня, неудачно упавшей со стремянки и сломавшей себе руку. Самое удивительное, что она печалилась не о себе, а о том, что ее «мальчик» голодает. Она рассказала, что воспитывала сына совместно со своей мамой (его бабушкой), и обязанность готовить в семье лежала именно на бабушке, так как сама она работала, а ребенок был мал. Почему-то эти две женщины даже не пытались парня научить готовить. А потом, когда бабушка умерла, обязанность готовить в семье легла на маму. И вот теперь, когда она сломала руку, выяснилось, что парень не может даже элементарную яичницу пожарить или макароны сварить, и, по ее словам голодает, но, как я поняла, не делает никаких попыток научиться готовить, если не для себя, то хотя бы для матери. Понятно, что в наш век, проживая в Москве, никто голодной смертью от отсутствия умения готовить, не умрет, но меня поразило другое – то, что женщина рассказывала об этом неумении элементарно себя накормить практически у взрослого мужчины, ничуть не стесняясь, а даже с некоторой гордостью! Феминистки увидят в этом патриархальные стереотипы, а я увидела только гипертрофированную материнскую любовь, причем, мне кажется, что происходило бы то же самое, если бы у этой женщины вместо сына родилась бы дочь.
А вот противоположный случай, уже из статьи, на которую будет ссылка. У женщины феминистских взглядов, двое детей. Когда родился сын, по ее словам, достаточно слабенький и некрупный ребенок, то все родственники в один голос повторяли, что, мол, вон какие глаза умные, сразу видно, что мужик. И, наоборот, когда родилась крупная и не слишком привлекательная в этот период дочка, то все родственники твердили, что, мол, ну, прямо, маленькая принцесса. Дама решила не использовать в воспитании гендерные стереотипы, а воспитывать сына в феминистских традициях, что помощь должна оказываться тем, кто в ней нуждается, и мальчик тоже имеет право плакать. И в статье восхищается сама собой, что сумела так прекрасно воспитать своих детей, особенно сына. В результате получилась девочка-принцесса, и мальчик (в момент написания статьи подросток), настоящий мужчина, который в 8 лет благородно отказался от покупки лего ради того, чтобы мама могла купить себе платье, так как это ей нужнее. И вот теперь этот мальчик приходит починить маме компьютер, а когда мама теряет ключи от машины и слишком из-за этого нервничает, то он ее опекает, как недееспособную.
Выводы из этих двух случаев я делать не стану – делайте их сами. Единственное, что меня интересует, а где вообще во всех описанных случаях (ну, может, за исключением случая с художницей, так как я не в курсе, что там случилось с отцом ребенка) были папы? Как они участвовали в процессе воспитания детей? Очень похоже, что никак. кроме упоминания о появлении одного папы на утреннике в детском саду и о другом папе, который вставал по ночам к детям, когда жена после родов заболела, что хорошо показывает, что они хорошие мужья, об их участии в воспитании больше не сказано ни слова.
Никто не отрицает влияния воспитания на то, кто вырастет из ребенка, каким человеком он будет. Но гендерное воспитание здесь абсолютно ни при чем. Оно не помогает воспитать хорошего человека, а только усложняет процесс. Мне кажется, что надо действительно давать возможность выбора ребенку, причем, независимо от личных убеждений родителей, потому что ребенок – это отдельная личность, непохожая на родителей, и ее надо уважать. Задача родителей не выбирать за ребенка, а научить его всему тому полезному, что умеют родители и предоставить ему возможности выбрать что-то себе по душе, развивать личность ребенка, а гендерное поведение определит биологическая природа человека.
Надеюсь, что вы поделитесь своим мнением по этому вопросу в комментариях.
Ссылки: