Япония - удивительно своеобычная страна. Это связано с тем, что до середины 19 века это была страна полностью закрытая от внешних влияний. Это называлось политика Сакоку ( в переводе - "страна на цепи") - политика самоизоляции от внешнего мира. Это привело с одной стороны к отставанию Японии от западно-европейских стран в военно-техническом отношении, с другой стороны - позволило сформировать уникальную культуру.
Самое известное за пределами Японии произведение японского искусства - это «Большая волна в Канагаве» — гравюра на дереве японского художника Кацусики Хокусая.
Картина выполнена в жанре «укиё-э» с японского переводится как «образы изменчивого мира». В жестко-иерархичном японском обществе городские жители не пользовались никакими привилегиями, и они сделали акцент на ловле сиюминутных удовольствий в быстротекучем мире, «давая увлечь себя потокам жизни, как пустую тыкву уносят воды реки».
«Большая волна» была представлена публике в 1832 году, и является первой гравюрой из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» (на самом деле в серии 46 работ, так как из-за огромного успеха художник, помимо 36 основных «видов», создал еще 10). В каждой гравюре серии изображено вполне конкретное место, тщательно переданы особенности ландшафта и детали. Пейзажи с видами Фудзи знакомили японцев с самыми красивыми уголками страны, были своего рода путеводителями и одновременно памятными сувенирами. «Большая волна" была напечатана в количестве 5-8 тысяч копий, но больше всего ценятся первые оттиски.
Что же изображено на гравюре?
Парадоксально, но главный предмет произведения находится на заднем плане и не сразу заметен. Священная гора Фудзи для японцев- символ совершенства. Три рыбацкие лодки проплывают со свежим уловом близ берегов Канагавы (префектура на о.Хонсю) на северо-восток, в Токийский залив, чтобы доставить рыбу на столичные рынки. И их настигает огромная волна, которая вздымается как гора, пена ее похожа на когти, готовые вцепиться в лодки, в них маленькие скрюченные фигурки людей, в каждой по 10 человек. Известно, что длина таких рыбацких лодок 10 - 15 м. Это позволило вычислить высоту большой волны – около 12 метров.
На переднем плане Хосусай изобразил еще одну зарождающуюся волну, по форме и цвету похожую на гору Фудзи, располагающуюся на заднем плане. Таким образом, гора - воплощение незыблемости и постоянства получает двойника в непостоянной водной стихии, которая представляет изменчивое, текучее начало. Хокусай, уподобляя малую волну на переднем плане силуэту Фудзи, не противопоставляет, а уравнивает их сущности в духе дзен-буддизма. Согласно философии дзен истинная природа реальности не двойственна: в ней вовсе нет противоположностей, нет разделения на Бога и созданный им мир, на разум и чувства, душу и тело, прекрасное и безобразное, природу и человека, духовное и материальное, воду и земную твердь. Есть единый мир, состоящий из вечно меняющихся сущностей – дхарм, и закон этого мира – постоянное круговращение дхарм, подобное движению колеса. Эта идея тонко воплощена в гравюре Хокусая: силуэт волны, выгнутые дугой лодки, впадина между волнами складываются в круг, символизирующий колесо дхармы. Колесо вращается, но втулка его неподвижна - гора на картине, как центр мироздания, неколебимый устой, который неизменен во всех коловращениях и перипетиях жизни. Эти же мотивы можно обнаружить и в других гравюрах этой серии, к чему я вас и призываю. Получите удовольствие узнавания
Мы, европейцы, привыкли воспринимать мир как борьбу противоположностей. Мы прежде всего видим противостояние человека и могучих сил природы.
В этом произведении отразились все характерные черты японского искусства:
1. асимметрия
2. неуравновешенность
3.локальные цвета без свето-теневой модулировки
4. линейность, обводка контуров
5. плоскостность
6. серийность (36 видов горы Фудзи)
7. склонность не выпячивать самое главное, поставить на задний план, а иногда вообще не упомянуть главный объект, побуждая к поиску и активной роли зрителя.
8. сочетания земли и воды представляет картинку Вселенной, которая показана через пейзаж. Пейзаж по японски называется - сан-суй (горы -воды)
Немного о художнике:
Настоящее имя Кацусика Хокусая - Токитаро (1760-1849). Хокусай его псевдоним, причем не единственный. Он обычно менял псевдоним, когда начинал новую серию картин, и менял его более 30 раз.
Имя «Кацусика» и фамилия Хокусай - это псевдонимы. Район, в котором художник жил в детстве, назывался Кацусика. «Хокусай» - означает «художник с севера».
Он писал в своей автобиографии: «С шести лет мной овладела мания зарисовывать формы предметов. К возрасту пятидесяти лет я исполнил бесчисленное количество рисунков, но все, что я сделал до семидесяти лет, не стоит считать. Только в возрасте семидесяти трех лет я понял приблизительно строение истинной природы, животных, насекомых, трав, деревьев, птиц и рыб. Следовательно, к восьмидесяти годам я достигну еще больших успехов; в девяносто лет я проникну в тайны вещей, а к ста годам мое искусство станет просто чудом. Когда же мне исполнится сто десять лет, то у меня каждая точка, каждая линия — все будет живым.»
Влияние гравюры на западно-европейское искусство
Оттиски гравюры находятся в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Британском музее в Лондоне, в доме-музее Клода Моне в Живерни. "Тридцать шесть видов Фудзи» вдохновили многих западных художников. Гравюры этой серии найдены в коллекциях Ван Гога, К.Моне, Э.Дега, О.Ренуара, К.Писарро.
Клод Моне, например, позаимствовал идею серийности и написал свои известные серии картин - стога сена, Руанский собор и другие.
Анри Ривьер, французский иллюстратор и гравер в 1902 году опубликовал серию цветных литографий под названием «36 видов на Эйфелеву башню», а также гравюру «Волна, ударяющаяся о скалу и падающая аркой», где присутствует большое сходство с «Большой волной» Хокусая.