Вчера в своей статье мы рассказывали об основных действующих веществах и материалах, которые используются для борьбы с гололедом. Мы пришли к выводу, что даже самые экологичные средства для борьбы с наледью нельзя назвать идеальными. Поэтому современные производители понемногу заменяют их реагентами с более сложным и сбалансированным составом. О них мы и поговорим сегодня.
Итак, особенность таких средств заключается в использовании нескольких веществ, которые компенсируют недостатки друг друга. Их комбинированное действие оказывается более щадящим и эффективным, чем у каждого из «ингредиентов» по отдельности.
В состав сложных реагентов входят такие компоненты:
- Действующее вещество
Это неорганические и органические соли, которые отличаются хорошей способностью плавить лед. Поскольку часто они несут вред для окружающей среды, для его минимизации вносят специальные добавки. - Биофильные добавки
Обычно это карбамиды. Эти органические соединения очень слабо плавят лед. Зато они выполняют функцию подкормки для растений, тем самым снижая вред от накопления солей в почве. - Ингибиторы коррозии
Это вещества, которые смягчают агрессивное воздействие солей на металлические детали машин, бетонные конструкции, асфальт, кожаные изделия и меховую одежду. В ПГМ эту функцию обычно выполняют формиаты натрия или калия.
В интернет-газете «Ридус» были опубликованы результаты небольшого эксперимента, который наглядно демонстрирует разницу между обычными солями и реагентом с тщательно подобранным составом.
В ходе опыта сравнивалась коррозионная активность таких реагентов:
- Обычной воды
- Хлорида натрия (технической соли)
- Хлорида магния (бишофита)
Как оказалось, активнее всего металл разъедает раствор бишофита. А вот коррозионная активность последнего состава была близка к минимальной – лишь чуть выше, чем у обычной водопроводной воды.
В этом разделе мы рассмотрим такие виды ПГМ:
- Пескосоляную смесь (пескосоль)
- Химические реагенты на основе нитратов, формиатов и ацетатов
Кроме того, существуют также химические реагенты на основе хлоридов. Это – довольно большая группа. Поэтому информацию о ней мы вынесли в отдельную статью. Мы опубликуем ее завтра.
Пескосоляная смесь
Это одно из самых древних средств борьбы с зимней скользкостью. За всю свою многовековую историю оно так и не утратило популярности.
В состав пескосоляной смеси входят:
- Фрикционный материал (70%-90%)
- Соль (10-30%)
Конкретное соотношение подбирается в зависимости от того, какой эффект нужен. Если увеличить содержание соли, то смесь будет быстрее плавить наледь и оставлять меньше грязи. В то же время она будет активнее разъедать кузова машин и обувь, загрязнять почву.
Если брать больше фрикционного материала, то состав получится более экологичным и щадящим. Но эффективность его снизится, а обрабатываемые поверхности будут выглядеть грязными.
В качестве фрикционного компонента может использоваться:
- Щебень (отсев) фракции 2-5
Химическая составляющая, как правило, представлена обычным хлоридом натрия (технической солью). Хотя некоторые производители могут вносить в состав хлориды кальция и магния, а также ингибиторы коррозии. Но такие добавки, естественно, поднимают стоимость смеси.
Реагенты на основе формиатов, нитратов, ацетатов
Эти ПГМ практически не используются городскими коммунальными службами. А в розницу вы их и вовсе купить не сможете.
У них есть ряд особенностей:
- Формиаты натрия, калия и кальция оказывают минимальное воздействие на окружающую среду и практически не вызывают коррозию металла. Но стоят эти вещества очень дорого, а их температурный режим ограничен.
- Плавящая способность у ацетатов (например, ацетата калия) выше, чем у реагентов на основе хлоридов. Но они обладают специфическим неприятным запахом, так что использовать эти реагенты на городских улицах запрещено.
- Нитраты отличаются высокой эффективностью, но их накопление в почве может иметь печальные последствия. Вместе с фруктами и овощами они попадают в организм человека, где преобразуются в нитриты. Если концентрация нитритов превышает допустимые нормы, они вызывают кислородное голодание и заболевания ЖКТ, а также повышают риск онкологии.
Вот почему эти реагенты обычно не используют в черте населенных пунктов. Но у них есть своя собственная сфера применения – это обработка взлетно-посадочных полос на аэродромах. В этих случаях нужны максимально эффективные и быстродействующие составы, которые в то же время будут безопасны для корпусов самолетов.
Производством специализированных ПГМ занимается Рошальский химический завод «Нордикс», а также знакомый нам УЗПМ, которому принадлежит марка «Бионорд».
В ассортимент «Нордикса» входят такие реагенты:
- НКММ
- Нордвэй на ацетатной основе
- Nordway NF
- Нордвэйф на формиатной основе
Сравнение этих продуктов представлено в таблице ниже:
Также специализированные ПГМ для аэродромов представлены линейкой «Бионорд Авиа»:
- Тип Ф (на ацетатно-формиатной основе)
- Тип ФК (на основе формиата калия)
- Тип НКММ (на нитратной основе)
- Тип А (на ацетатной основе)
- Тип ФН (на нитратно-формиатной основе)
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#противогололедные реагенты #противогололедные материалы #пгр #пгм #полезные советы #снег #зима #уборка снега #скользскость #гололед