Весной 1986 года из Ленинграда до Москвы вдруг докатился слух, что на питерском телевидении существует передача «Музыкальный ринг», в которой принимают участие различные рок-группы, и однажды там даже выступили Борис Гребенщиков и «Аквариум». Для того времени слово «Аквариум» было настоящим паролем, поэтому совсем недаром Тамара Максимова, ведущая и один из авторов «Музыкального ринга», написала в своей книге, что «аквариумоманией» в первой половине 80-х годов переболели очень многие: «Те, кому было лет 25 – 30, с жадностью впитывали то, что недополучили в свои юношеские годы. То же происходило и с теми, кто открывал для себя русскую рок-музыку в 35 – 40 лет. Этих людей можно было встретить на концертах «Аквариума», «Алисы», «ДДТ», «Телевизора». Немолодые, солидно одетые люди с юношеским блеском в глазах увлеченно обменивались впечатлениями до и после концертов, как бы заново открывая себя и то поколение, которому в годы застоя рок-музыка дала возможность так вызывающе говорить, кричать о наболевшем...»
Постепенно выяснилось, что «Музыкальный ринг» — это телевизионная передача, которую придумали супруги Владимир и Тамара Максимовы. Она была создана два года назад, имела огромный успех, но транслировалась только по Ленинградскому телевидению.
Музыканты, участвовавшие в программе, не только исполняли свои хиты, но были вынуждены парировать вопросы, которые им задавали зрители. Отсюда и название - «Музыкальный ринг». Кстати, и сама сцена, на которую поднимались музыканты, была оформлена как боксерский ринг.
В каждом «раунде» телевизионного эфира на «ринге» выступали, а можно сказать, что "боксировали", два коллектива или исполнителя (в течение всей передачи исполнителей могло быть и больше). Это был "первобытный" "баттл". Во время прямого эфира в студии работали телефоны, на которые поступали звонки от телезрителей, голосующих за того или иного участника состязания. По результатам зрительского голосования и определялся победитель.
В начале марта стало известно, что в очередном «Музыкальном ринге» приняли участие группа «Браво» и певица Алла Пугачева.
Как вспоминает Тамара Максимова, народу на запись программы собралось огромное количество, но еще больше людей осталось за пределами студии, поскольку ее размеры не смогли вместить всех желающих. Но подавляющую часть публики мало интересовала группа «Браво», как оказалось, все в основном пришли пообщаться с Пугачевой, и когда в сопровождении Евгения Болдина, Артемия Троицкого и ленинградского композитора Александра Колкера она появилась в студии, то зал взорвался аплодисментами. Выглядела Пугачева, что называется, убойно: на ней были черные обтягивающие рейтузы, простая рубашка навыпуск с кожаным галстуком, на голове «лохматенькая» прическа - такого не показывали даже в «Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады».
Ребята из «Браво» начали свое выступление с песни «Кошки». Едва прозвучали финальные аккорды, как посыпались вопросы. Некий молодой человек поинтересовался происхождением названия группы: его почему-то волновало, нет ли в нем претенциозности и самоуверенности?
«Да просто на первом концерте кто-то крикнул «Браво!» - заметно тушуясь перед зрителями, ответила Жанна. – И все! Но разве этого мало?» А потом вдруг добавила: «Да и вы тоже будете кричать «Браво!». Я в этом уверена!»
А потом публика, отвернувшись на некоторое время от молодых артистов, засыпала вопросами Пугачеву. Зрители недоумевали: почему именно на «Браво» она остановила свое внимание и какие цели при этом преследует?
Поначалу Пугачева попыталась отшутиться: «Я уже старая, больная женщина. И мне хотелось бы видеть какую-то замену себе...»
Но потом она перешла на серьезный тон: «Разве вы не знаете, как тяжело пробиваться у нас молодым певцам? Особенно начинающим. Им некому помочь. И на телевидение их не берут, и записей не делают. Я стараюсь помочь, чем могу. Кроме того, я прошла уже большой путь на эстраде, и у меня есть опыт и находок, и ошибок. И все это я должна, как я считаю, кому-то передать. Думаю, что Жанна и ребята из «Браво» просто созданы для этого. А я у них беру молодость, азарт и, может быть, желание дальнейшей работы».
«Алла Борисовна, - взял слово один из зрителей, - вы, наверное, отсмотрели не одну группу, прежде чем остановиться на этой. Есть такое известное высказывание Эдит Пиаф: «Певцов много – дайте мне личность!» Как вы относитесь к такой постановке вопроса, и что в этом смысле означает Ваш выбор?»
«Я согласна с высказыванием Эдит Пиаф, - ответила Пугачева. – Личность нужна. И, конечно, Жанна не стояла бы на этой сцене, если бы она не была личностью».
«Потенциальной или уже сложившейся?» - продолжил атаку настойчивый зритель.
«Сложившейся, не сомневайтесь!» - отпарировала Пугачева.
«Браво» исполнило еще несколько песен, в том числе «Марсианку» и «Желтые ботинки». А спор тем временем разгорался не на шутку, и уже некий волосатый парень бросился защищать группу: «За такую музыку группе надо сказать «Спасибо», потому что то, что мы слышим с пластинок, с экрана, по радио несколько надоело!»
Затем слово взяла Пугачева: «Я знаю, как Жанна сегодня волнуется. Она впервые на телевидении. И я думаю, название группы «Браво» идет еще и от того, что, когда Жанна нервничает, у неё появляется некоторая бравада. Я хотела бы, чтобы вы присмотрелись к ней внимательно. Сначала через песни, а уж потом оценивали, как она отвечает, как заикается в этот момент. Потому что смелость и уверенность приходят не сразу. За мной уже закрепился этот имидж — что я за словом в карман не лезу. Этого вначале не было. Я как вышла первый раз на телевидении — у меня язык к небу присох. И о чем бы меня ни спрашивали, я просто немела. Все считали, что я туповатая немножко. А вот жизнь меня научила. Потому что жизнь — это борьба. И мне очень нравится ваша передача. Вы нападайте, нападайте! Но учтите, не на все вопросы Жанна сможет сегодня ответить так, как вам бы этого хотелось. Это её первое сражение».
Услышав клич «нападайте» из уст самой Пугачёвой, зрители осмелели. Кто-то спросил Агузарову: «Жанна, вы не боитесь стать второй Аллой Пугачевой?»
Жанна едва успела ответить, что она этого не боится, как Пугачева бросилась в бой: «Как же она может стать второй, когда я — одна единственная?»
Другой зритель спросил: «Алла Борисовна, а вы не боитесь, что ребята из «Браво» или какая-нибудь другая группа, которой вы помогаете, в конце концов станут вашими конкурентами и, может быть, когда-нибудь потеснят вас?»
Пугачева отреагировала немедленно: «Не боюсь! Если так произойдёт, то я попрошусь к ним на работу менеджером, директором коллектива, режиссером. У меня есть несколько профессий. Конечно, я не буду до старости петь. Этого ни мне, ни вам не надо...»
После небольшого перерыва бой продолжился. Кто-то из зрителей задал Пугачевой явно провокационный вопрос: «Ансамбль «Браво» поет в стиле пятидесятых годов, они сами признались, что любят рок-н-роллы. Но ведь когда вы начинали, вы пели романсы и русские народные песни. Может быть, лучше этим заняться? Пропагандой романсов и народной песни?»
Пугачева дала жесткий ответ, который тогда взбудоражил многих любителей музыки: «Почему только романсов и народной песни? Надо пропагандировать все лучшее, что есть у нас: лучшие романсы, лучшие оперы, лучшие балеты и лучшую рок-музыку. А то и оперы не лучшими бывают, и балеты тоже, и романсы тоже – бывает такую скучищу показывают! Надо еще уметь это все преподносить. Ведь действительно интерес молодежи к камерной музыке несколько поугас, но этому есть причина: это стереотип показа на телевидении серьезной музыки... Снимают неинтересно, без всяких эффектов, поставили камеру – и все. То есть этот неинтересный показ серьезной музыки, конечно, отворачивает от нее молодежь, которая любит зрелищность, любит яркость... А романсы? Да вы посмотрите, как их поют на телевидении? Лица-то какие! Ужас!»
Последняя фраза певицы утонула в аплодисментах. А Пугачева продолжала свой гневный монолог: «Есть и еще причина. Вот все время говорят, что слишком много по радио передают музыки развлекательной и совсем мало – серьезной. Это неправильно. Мне кажется, что наоборот слишком много дают серьезную музыку, причем в самое неудачное время... Может быть, серьезную музыку надо давать вечером, а эстрадную – с утра, чтобы человек утром встал и сразу получил импульс!»
Пока шел этот диалог, музыканты «Браво» грустно сидели в уголке сцены. Создавалось впечатление, что они вообще здесь лишние. А тут еще один из зрителей попросил Пугачеву спеть романс. Певица поднялась со своего места и исполнила... новую песню Юрия Чернавского на слова Леонида Дербенева «Белая панама», драйвовую, хулиганскую и очень «иностранную». Забавный текст этой песни как нельзя лучше подходил для завершения этого спора о легкой и серьезной музыке: «Ты признайся, мама, мне не шла панама!»
Эта программа тогда опять была показана только по ЛенТВ, а на Центральное телевидение «Музыкальному рингу» удалось прорваться лишь в октябре 1986 года. Первый «Ринг», вышедший во Всесоюзный эфир, был посвящен Валерию Леонтьеву (ленинградские телезрители увидели эту программу на полгода раньше). Передача вызвала большой эмоциональный всплеск, потому что страна впервые услышала и увидела настоящего Леонтьева, который на поверку оказался широко эрудированным интеллектуалом, а не просто лохматым и крикливо одетым «попрыгунчиком».
Затем Центральное телевидение показало «Музыкальные ринги» и с Борисом Гребенщиковым, и с модной группой «Форум» и её основателем Александром Морозовым, и, конечно же, с Жанной Агузаровой и группой «Браво»...