Крупные организации для своей деятельности покупают товары и заказывают услуги. Например, закупают спецтехнику, мебель, хозтовары, услуги рекламы и финансового аудита. Государственные органы, квазигосударственные компании и субъекты естественных монополий по закону не могут закупаться у любых понравившихся контрагентов. Квазигосударственный и госсектор, монополии проводят конкурс среди поставщиков. Закупки публикуются и проходят в интернете на специальных порталах.
В статье расскажем, что такое онлайн-закупки, как проходят, как в них участвовать и сколько на них зарабатывают.
Как проходят онлайн-закупки
Закупки проходят на онлайн-платформах. Например, государственные органы используют портал госзакупок, группа компаний фонда «Самрук-Казына» работает через собственный портал. Квазигосударственные компании, холдинги, крупные коммерческие организации работают на Евразийском электронном портале. Порталы закупок — это специальные платформы, на которых компании публикуют объявления и лоты.
Когда компания планирует закупить товары, например, партию ноутбуков, то публикует объявление. Поставщик, если желает побороться за лот, подает заявку на участие. Участник прикладывает к заявке скан-копии документов и предлагает цену, по которой выполнит условия сделки. Когда прием заявок окончен, конкурсная комиссия выбирает поставщика, который подходит по ценовому предложению и другим критериям. Если закупка проводится по методу запроса ценовых предложений, то поставщик подает на конкурс только цену, а подводит итоги сама система. Поставщик, который выиграл конкурс, заключает договор с заказчиком.
Почему закупки проводят в электронном виде
Организовывать закупки в интернете удобнее для заказчиков и поставщиков.
Заказчики, которые ведут закупки в электронном виде, ускоряют и упрощают внутренние процедуры. Порталы помогают заказчикам быстрее находить поставщиков за счет высокой конкуренции. Поставщикам удобнее подавать электронные заявки, потому что так получается избежать утомительной бумажной работы.
В электронных закупках автоматизированы процессы. Например, расчет демпинга. Портал не пропустит заявку с сильно заниженным ценовым предложением или с предложением выше, чем заложено в плане у заказчика. Результаты всех конкурсов публикуются в открытом доступе. Поставщики и заказчики защищены от коррупции и нечестной конкуренции.
Почему участвовать в закупках — хорошая идея
Квазигосударственные компании — одни из крупнейших заказчиков на рынке. Квазигоссектор тоже закупает технику, запчасти для автомобилей, мебель, заказывают услуги ремонта, консалтинга и рекламы. Но квазигосударственные компании по закону не могут проводить сделки с любыми поставщиками. Они обязаны организовывать закупки на специализированных электронных порталах и проводить конкурс среди поставщиков. У участников закупок есть шанс стать поставщиком для крупных компаний и холдингов.
Компании-поставщики и индивидуальные предприниматели используют портал как дополнительный канал продаж. Есть и компании, которым выгодно, наоборот, зарабатывать только на закупках.
Закупки, как способ заработка, подойдут даже маленьким компаниям. На порталах проводятся закупки от нескольких тысяч до сотен миллионов тенге. Заказчики размещают объявления из самых разных сфер: транспорт, сельское хозяйство, спецтехника, запчасти, электроника, строительство, ремонт, лекарственные средства, услуги для бизнеса и товары для красоты и здоровья. Поставщики смогут находить на порталах закупки, которые подходят по сфере деятельности и объему поставки.
На каких платформах проводят закупки госструктуры и квазигосударственные компании
Госорганы проводят закупки на Портале государственных закупок Республики Казахстан. Официальным оператором закупок квазигосударственного сектора принят Евразийский электронный портал по приказу №1231 от 29.11.2021 Минфина РК. Это значит, что все закупки основные квазигосударственные компании проводят на этом портале. Например, компании закупают на ЕЭП, автомобили, стройматериалы, хозтовары, компьютеры, серверное оборудование, заказывают услуги клининга, рекламы, оценки имущества и так далее. Адрес портала: eep.mitwork.kz.
Как участвовать в закупках на Евразийском электронном портале
Чтобы участвовать в закупках на ЕЭП, поставщики проходят аккредитацию и выбирают тариф.
Пройти аккредитацию
Поставщики проходят на портале обязательную аккредитацию. Аккредитация — это процедура проверки компаний и индивидуальных предпринимателей. Аккредитация занимает от одного до пяти рабочих дней. Оператора проверяют поставщика по государственным базам, учредительные документы, ОКЭД, размерность предприятия, корректно ли заполнены регистрационные данные. Заказчики на ЕЭП работают только с теми компаниями, которые прошли аккредитацию. Поставщики без аккредитации не смогут подавать заявки на портале.
Подробная информация об аккредитации на ЕЭП
Инструкция для поставщиков: как пройти аккредитацию
Выбрать тариф
На портале работают платные и бесплатные тарифы. Поставщики выбирают тарифы в зависимости от суммы и вида закупок. Оплатить тариф можно с помощью интернет-банкинга, сервиса epay, через онлайн-сервисы Казпочты, Народного банка Казахстана или в кассах других банков второго уровня. Тарифы на Евразийском электронном портале фиксированы. На портале нет скрытых платежей и дополнительных сборов.
Инструкция для поставщиков: как оплатить тариф
Найти объявление и подать заявку
Подходящие закупки можно найти по ключевым словам, срокам приема заявок, сумме, региону поставки. Поставщики могут сами выбрать сферу закупок или подписаться на рассылку, чтобы получать только релевантные объявления.
Поставщик подает заявку на участие, комиссия оценивает участников и выносит решение. Результаты закупки публикуются в открытом доступе.
Инструкция по участию в закупках
Главное
Квазигосударственные компании и субъекты естественных монополий по закону не могут покупать товары у любых поставщиков. Поэтому они работают через специальные порталы. Одна из таких платформ — Евразийский электронный портал.
ЕЭП — дополнительный канал продаж для малого, среднего и крупного бизнеса.
Электронные закупки помогают расширить географию поставок. Участники никак не ограничены географией.
Подача заявок, вскрытие заявок, подведение итогов, заключение договоров — всё проходит онлайн на ЕЭП.
Крупные холдинги и нацкомпании покупают товары, работы и услуги через ЕЭП. Другие компании могут стать для них поставщиками.
Оплаченный на полгода тариф часто окупается с первым выигранным конкурсом.