Вот такое я получил письмо.
«Алексей, прошу прощения. Вы пишите в своих статьях о деньгах. Я читал. Я, конечно, не рассчитываю на вашу помощь, но все-таки… Вот, ответьте, как мне можно выбраться из моих проблем? Не хочется писать, извините. Но больше обратиться не к кому. Я влип с кредитами. Кредиты для меня огромные. И если бы не увольнение, то года за 2-3 я бы их выплатил. В общем, у меня примерно 280 т.руб. в Тинькове и примерно 70 т.руб. в Сбербанке. Кредиты я взял на подарок супруге. Конечно, можно было и не делать этого. Но у нее юбилей. И когда я брал кредиты, я работал. И надеялся… И вот теперь без работы, и возраст. …Мне 60. И я не знаю, что делать. Меня просто не берут на работу. Но для грузчика нет здоровья, а для охранника нет лицензии, и требуют право на обращение с оружием. Да, и здоровья на самом деле нет. Я ведь, сердечник. А там сутки через двое… Нет, я не смогу больше месяца. В общем, и не так просто устроиться. И связей нет… короче, влип, попал, как говорят. …Но я не жалею, что сделал подарок супруге. Столько лет вместе. Нет, не жалею. Но надо что-то делать. Может посоветуете. Впрочем, я не рассчитываю даже на ваш ответ. Андрей Витальевич».
«Нищий, бедный», - в начале подумалось мне. Потом вспомнил, что не нужно себя таким образом отделять от того, кто оказался рядом. Он, дескать, нищий, а я ...богатый что ли? Не стоит возвышаться в мыслях над человеком. А он, ведь, оказался мне ближним. Как в евангельских историях. Кто для вас ближний? – Тот, у которого проблемы. Значит, …такой же, как и я.
Нищий или бедный?
Итак, нищий или бедный? Наверное, это важно определить, что за человек передо мной? Я написал короткий вопрос.
«Андрей Витальевич! Здравствуйте.
Благодарю Вас за письмо. Конечно, я не могу оставить Ваше письмо без внимания. И не могу не ответить. Но я не знаю, смогу ли я Вам чем-то помочь. Да, я писатель. Я пишу из своей жизни. Были похожие ситуации, как у Вас. Но все, что похожее, понятно – не то, что у других. Говорят, как-то так: чужую беду руками разведу, а со своей…Я точно не помню, но смысл в том, что чужие беды решать проще чем свои. Простите, так говорят.
Я хотел Вам задать один вопрос, а потом уже, если получится, предлагать какие-то варианты. Может что-то из «моего арсенала» - моего опыта, Вам подойдет?
Скажите, у Вас есть имущество, которое можно продать, чтобы закрыть долги? И второй вопрос. Считаете ли Вы себя бедным. В смысле, считаете ли Вы, что у Вас случилось несчастье, постигло бедствие?
Вот эти два вопроса.
Алексей»
В тот же день я получил ответ.
«Алексей! Благодарю за ответ. Я не очень понимаю начало нашего диалога. К чему Вы клоните? Продать мне нечего на такую сумму. Более дорогостоящие вещи, такие как машина, лодка? Машины нет. Лодки нет. Квартира, например, в которой мы живем с супругой принадлежит ей. Да и я не рассматриваю вообще варианты залогов, продажи…. Мне просто хочется рассчитаться с долгами! А.В.».
Чтобы все было хорошо!..
Да, интересная ситуация. Из серии, как бы так сделать, чтобы всем было хорошо, и мне хорошо. И чтобы не менять ничего и все изменилось. Ладно.
…Значит, размышляю я, Андрей Витальевич человек не бедный, то есть не бедствующий. То есть, беды никакой с ним не приключилось: ничего не сгорело, не утонуло, никто не разорился – то есть по миру, как говорят, с сумой не пошел. Все, видимо, живы и относительно здоровы. …И с детьми, наверное, как говорят, слава Богу! Хотя о детях он ничего не писал.
Нищий ли он после того, как взял кредит? Нет. Видимо, на паперти не сидит. Может, пенсия есть? Или пенсия у его супруги? Хотя, тоже ничего не написал. Да, и странно было бы рассчитывать, что он передо мной сейчас всю свою подноготную расскажет и душу выльет… нет, не нищий. Тогда кто?
Когда есть проблемы. Что за человек передо мной?
Кто передо мной? От ответа на этот вопрос зависит, что я могу вообще в принципе ему ответить. Даже не помочь, а просто ответить, написать. Откуда, на самом деле я знаю, как помочь совершенно не знакомому мне человек одному Господу Богу известно, что и как и кому, …и сколько?
Пока рассуждал, пришли на ум слова молитвы из «Отче наш…»: «…И остави нам долги наша…».
…А ведь, на самом деле, он просто должник! У него долги, и он должник. Так просто, оказывается. А в молитве, о чем? О долгах? Нет. Там долги, значит, грехи.
И он просто обрел какие-то грехи. У него какие-то были и ему «до кучи» надавали еще грехов. Теперь у него через кредиты стало их еще больше. От прежних не избавился и набрал других побольше. Набрал, понятно. Все мы набираем. Зачем ему еще и денежные долги-грехи?
Не стал больше рассуждать. Ладно, может еще какой ответ придет попозже…
На следующий день, просматривая лекции, записи, а я учусь в православной духовной семинарии – заканчиваю последний курс, натолкнулся вот на какие интересные моменты. Есть специальная наука в богословии, которая изучает грехи, называется амартология. Но не суть... Сребролюбие оно ведь, не только у тех, кто «над златом чахнет»!
Хорошо, когда есть кому «поплакаться»! Утешение в диалоге
Решился написать Андрею Витальевичу сообщение и спросил, может ли он поговорить со мной в Watsapp или в Viber. Он довольно быстро ответил, что согласен.
Мы созвонились.
- Здравствуйте Андрей Витальевич!
- Здравствуйте, Алексей.
- Может, по имени? Мы с Вами ровесники. Мне тоже 60.
- Правда? Мне показалось, вы должны быть моложе. Пишите… Я вот, не могу.
- Наверное, не в возрасте дело. Я ведь уже давно пишу. И работа до писательства всегда была в офисе – много написал писем разных, в разные организации и по разному поводу…
- А вы юрист?
- Нет, просто бывший офисный работник… Да, не будем обо мне. Давайте о Вас.
- Хорошо.
- Итак, как Вы сами выражаетесь современным языком: Вы попали?
- Да, уж, точно, попал!
- Почему, все-таки, мне написали? Простите за вопрос, если что...
- Не знаю. Не к кому было обратиться…
- Что ж у Вас друзей, родственников нет кроме супруги?
- Есть, конечно. Брат старший, и сестра, младше меня на 3 года. Сыновья, двое…
- И вы с ними общались по своему вопросу?
- Да. Но как-то, не знаю… Не по-родственному что ли. Я сказал брату. А он говорит сам виноват. Выпутывайся. А сестра, говорит, чем я могу помочь? У ней самой нет денег. Сыновья? Семьи у них. Как-то неудобно было денег просить. Конечно 2-3 тысячи они дадут. Но ведь, это совсем не те суммы…
- А друзья, так сказать, состоятельные знакомые, которые вам доверяют?..
- Вы знаете, я размышлял, перебирал по памяти… Не оказалось. Даже сам удивился. Ведь, действительно, случилось, а обратиться не к кому.
- Ну а супруга, что говорит?
- Что она говорит? Что говорит…
Андрей Витальевич ненадолго замолчал.
- Алло, вы меня слышите. Что-то пропали…
- Нет, Алексей, я слышу Вас. Просто молчу. Так невозможно эту вещь опять вернуть и деньги …вернуть. Да я не знаю, что делать…
- Все-таки, Андрей, почему Вы ко мне обратились? Мы ведь чужие люди по большому счету…
- Не знаю. От безысходности… Вы ведь меня слушаете. Пишите мне. Вот сейчас сами позвонили. Я и не думал об этом даже, что можно поговорить по телефону. А ведь как техника-то теперь…А? Можно и по телефону. Не надо на межгород бежать… Да, ладно… Все хорошо…
Я молчал. Молчал и мой собеседник.
Андрей вдруг, как бы спохватился, как и я до этого. Алексей, не знаю, как Вас по отчеству… Вы меня слышите?
- Андрей, да мы уже без отчества… Слушаю. Здесь.
- …Вы знаете, я вам доверяю… Мне кажется вы меня чувствуете. Вы согласны со мной говорить. Это теперь так важно. Вот, даже брат и сестра родные не говорили так долго со мной. И дети. В общем-то не отмахнулись. Но им некогда. А вы вот время нашли. Извините, может отвлекаю вас?
- Да, нет. Не отвлекаете. Но вы на что-то рассчитываете в разговоре со мной?
- Не знаю. Нет. Просто поговорить…
- Вы хотели моего совета услышать?
- Теперь это не важно, наверное…
- И что Вы решили?
- Не знаю. Ничего пока…
Темп нашего разговора угасал. Андрей стал впадать в задумчивость. Он успокоился. Я был рад.
- Андрей, Вы успокоились. Я рад, что мог Вас как-то утешить… Не знаю, чем, правда. Тогда прощаемся. Звоните, если что?
Видимо на Андрея мои слова как-то подействовали. Он как будто проснулся. Судя по всему, прощаться ему не хотелось, но видимо из воспитания, он согласился расстаться. Как выяснилось позже, расстаться только на сегодня …
(Продолжение следует)