Найти тему
Кот Баюн

Фракийцы и Фракия до персидского вторжения

«… Обычаи прочих фракийцев вот какие: детей своих они продают на чужбину. Целомудрия девушек они не хранят, позволяя им вступать в сношение с любым мужчиной. Напротив, верность замужних женщин строго соблюдают и покупают себе жен у родителей за большие деньги. Татуировка на теле считается у них признаком благородства. У кого ее нет, тот не принадлежит к благородным. Человек, проводящий время в праздности, пользуется у них большим почетом. Напротив, к земледельцу они относятся с величайшим презрением. Наиболее почетной они считают жизнь воина и разбойника. Таковы самые замечательные их обычаи. Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса ...» Геродот.

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I ":

Походы Дария на эламитов и саков

Покорение Египта Дарием I

Мятежные аристократы

Дарий I. Расширение границ империи

Загадки скифского похода Дария

Вторжение в Европу

Расселение фракийских племен в VII – VI в. до н.э.
Расселение фракийских племен в VII – VI в. до н.э.

Свой рассказ о фракийцах я начну вполне традиционно: Ксенофонт в своем “Анабасисе” описывает фракийцев как людей рыжеволосых и светлоглазых. Греческий философ и поэт Ксенофан Колофонский, чье время жизни приблизительно определяется 570 - 478 г. до н.э., а, следовательно, он не понаслышке знал, как выглядят настоящие фракийцы, написал такие строки:

...Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,

Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы...".

«Оригинальные» фракийцы (представители ямной культуры степей) были в основном рыжеволосыми. Когда они вторглись на Восточные Балканы,то подчинили себе и ассимилировали палеобалканцев, которые были в основном средиземноморского типа (невысокого или среднего роста, темные волосы и глаза, оливковая кожа).  … древнегреческие и римские авторы ошибочно предполагали, что все фракийцы рыжеволосые/бледнокожие, в то время как на самом деле этими чертами обладал только правящий класс (потомки индоевропейцев). Происходившее на протяжении веков смешения между фракийцами и палеобалканскими народами, привело к тому, что со временем почти все фракийцы (включая знать) приобрели средиземноморский фенотип, подобный их греко-римским соседям. (гипотеза, подсмотренная в одной из статей в интернете)
«Оригинальные» фракийцы (представители ямной культуры степей) были в основном рыжеволосыми. Когда они вторглись на Восточные Балканы,то подчинили себе и ассимилировали палеобалканцев, которые были в основном средиземноморского типа (невысокого или среднего роста, темные волосы и глаза, оливковая кожа). … древнегреческие и римские авторы ошибочно предполагали, что все фракийцы рыжеволосые/бледнокожие, в то время как на самом деле этими чертами обладал только правящий класс (потомки индоевропейцев). Происходившее на протяжении веков смешения между фракийцами и палеобалканскими народами, привело к тому, что со временем почти все фракийцы (включая знать) приобрели средиземноморский фенотип, подобный их греко-римским соседям. (гипотеза, подсмотренная в одной из статей в интернете)

Поскольку антропоморфные боги обычно внешне похожи на своих создателей – людей, резонно посчитать, что фракийцы были русоволосыми и голубоглазыми, что наводит на вполне определенные мысли. И подобные выводы не замедлили последовать, Винко Прибоевич – живший в XV в. н.э. писатель из венецианской Далмации (Хорватия), в своем программном труде «О происхождении и славе славян» высказал мысль о принадлежности фракийцев к ранним балто-славянам. Впоследствии уже современные лингвистические изыскания подтвердили возможность принадлежности фракийского языка к балто-славянскими языками. Однако достаточно скудные материалы для исследования пока не позволили сделать однозначных выводов. Фракийцы не имели собственной письменности, а по немногочисленным их текстам, записанным греческими буквами, удалось восстановить лишь несколько десятков слов фракийского языка, грамматику которого так и не удалось пока реконструировать. Поэтому эксперты высказываются на эту тему весьма осторожно: «Язык фракийцев относится к индоевропейской семье, будучи родственным с протоиталийскими, протобалтославянскими и иранскими языками». Генетические исследования на данный момент также не дали однозначного ответа о близости фракийцев к балто-славянам, научная дискуссия на эту тему остаётся открытой.

В наше время многие, казалось бы, незыблемые истины подвергаются безжалостной ревизии, не стало исключением и представление о фракийцах, как о голубоглазых блондинах «нордического» типа. «Вопрос об антропологическом типе фракийцев принадлежит к числу мало исследованных. Обряд трупосожжения, преобладавший у фракийских племен, лишает нас возможности с достаточной определенностью судить об их антропологическом составе. Хорошо известно, что фракийские серии с территории Болгарии, Румынии и Венгрии разнообразны по величине черепного указателя. Но, независимо от формы головы, большинство этих серий относится к грацильным**южноевропеоидным типам ...» Варзарь А.М. (**Грацильный, т.е. не массивный, небольшой, тонкий). Исследования последних лет позволили ряду ученых сделать предположение о том, что в массе своей фракийцы были похожи на современных болгар, которые, кстати, также принадлежат к грацильному южноевропейскому типу. Причем внешность фракийцев не была однородной и в северных областях их обитания они были близки к современным молдаванам и венграм. Кажущееся противоречие, между результатами их исследований и описаниями облика фракийцев у античных авторов, ученые объясняют относительностью человеческого восприятия действительности. Точно также, как в наше время большинство болгар выглядят более «бледнолицыми», чем греки, фракийцы смотрелись более «бледнокожими» на фоне древних эллинов. Впрочем, это тоже всего лишь одна из множества гипотез и загадка о том, какими внешне были фракийцы, продолжает оставаться нерешенной.

«… У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх — пестрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами. После переселения в Азию это племя получило имя вифинцев, а прежде, по их собственным словам, они назывались стримониями, так как жили на Стримоне ...» Геродот.
«… У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх — пестрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами. После переселения в Азию это племя получило имя вифинцев, а прежде, по их собственным словам, они назывались стримониями, так как жили на Стримоне ...» Геродот.

Фракийцы, которых историки относят к индоевропейским племенам, вошли в мировую историю в качестве отдельного народа приблизительно с середины II тысячелетия до н. э. В «Илиаде», события которой относятся к XIII—XII в. до н. э., фракийцы упоминаются среди народов, пришедших на помощь троянцам. «… Пейрос герой с Акамантом вели за собою фракийцев,
Тех, чью страну Геллеспонт омывает стремительно-быстрый ...».
Именно в спящий лагерь могучих, но излишне самоуверенных фракийских воинов, не озаботившихся должной охраной своего стана, отправляются для проведения диверсии греческие герои Одиссей и Диомед.

Вот новопришлые, с краю, отдельно от прочих, – фракийцы.

С ними и царь их находится, Рес, Эйонеем рожденный.

Видел его я коней, величайших, прекраснейших видом.

Снега белее они, быстротою же ветру подобны;

Золотом и серебром колесница богатая блещет;

Сам же он прибыл сюда в золотых, огромных доспехах,

Дивных для взора, которых не людям, подверженным смерти,

Больше всего подобало б носить, а бессмертным богам лишь. …

Одиссей и Диомед, убивающие спящих фракийцев. Художник М. И. Пиков
Одиссей и Диомед, убивающие спящих фракийцев. Художник М. И. Пиков

… Вскоре подкрались к фракийцам у края троянского стана.

Спали фракийцы, трудом пресыщенные. Возле – доспехи

В три расположены были ряда в превосходном порядке,

Видом прекрасные. Пара коней перед каждым стояла.

Рес почивал в середине. Его быстроногие кони

Были ремнями привязаны сзади к скобе колесницы.

«Илиада». Песнь десятая. ДОЛОНИЯ Перевод В. В. Вересаева

На рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры фракийские племена расселяются по значительной части Балканского полуострова, проникают в Малую Азию и на острова Эгейского моря: Самофракия, Наксос, Фасос, Лемнос, Кос, Лесбос. Так что Геродот был недалек от истины, когда писал, что: «… Народ фракийский после индийцев — самый многочисленный на земле. Будь фракийцы только единодушны и под властью одного владыки, то, я думаю, они были бы непобедимы и куда могущественнее всех народов. Но так как они никогда не могли прийти к единодушию, то в этом-то и коренилась их слабость ...». Чешский историк Томашек проанализировав античные источники, насчитал около восьмидесяти шести фракийских племен, причем это далеко не полный перечень, а только наиболее крупные или наиболее «нашумевшие» из них. Эти племена были разделены на множество племенных союзов, зачастую очень активно враждующих друг с другом. И это несмотря на объединяющую их общую культуру: «… Нравы и обычаи у всех одинаковы, кроме гетов, травсов и племен, живущих севернее крестонеев …» Геродот.

Дополнительную «пестроту» фракийским племенам придало автохтонное население Балкан, некогда покоренное и ассимилированное ими. «… На Балканах фракийцы смешались с местным населением. Оставшееся местное население растворилось во фракийской среде, ставшей господствующей силой на Балканском полуострове. Это скрещение двух культур привело к формированию племенных объединений фракийцев, которые, в свою очередь, не были однородными. В результате сегментации и внутриплеменной борьбы от них откололись племена, осевшие на территории Македонии, позднее вступившие в борьбу с фракийцами и другими соседними племенами за создание своей государственности ...» А. С. Шофман. Там, где «коренных» жителей влилось в состав фракийских племен особенно много они, при ближайшем рассмотрении, уже и на фракийцев не были похожи, впрочем, мы это уже обсуждали ранее. Вполне возможно, что подобные племенные особенности долгое время препятствовали созданию фракийцами собственного государства, только в 475 г. до н.э. на территории Фракии возникнет Одрисское царство, объединившее около сорока фракийских племен. Но здесь мы забежали далеко вперед за временные рамки, которыми ограничена данная статья.

После Троянской войны фракийцы на долгое время исчезают из поля зрения историков и вновь возвращаются на страницы истории только в VIII в. до н. э., когда начинается греческая колонизация Фракии. В VIII в. до н. э. эвбейские города Эритрия и Халкис основывают ряд небольших земледельческих поселений в наиболее плодородных местах полуострова Халкидики. В первой половине VIII в. до н. э. аттический полис Мегары основал на фракийском берегу Боспора свои колонии Византий и Селимбрия. Географическое положения Византия очень быстро сделало его одним из важнейших городов античности. Примерно в то же время жители острова Самос захватывают Самофракию и уже оттуда продолжают свою экспансию в междуречье Неста и Герба. В первой четверти VII в. до н.э., фракийские племена треров, эдонов и тралпов совместно с киммерийцами громят Малую Азию (Подробнее о киммерийцах в Малой Азии ЗДЕСЬ: Азиатский вояж киммерийцев). Тем временем продолжается греческая колонизация самой Фракии, оказывая все большее влияние на обитающие в ней племена. С середины VII в. до н. э. колонизацией восточного берега Халкидики и побережье до реки Стримон начнут заниматься эллины с острова Андрос, Эгейское побережье от реки Стримон до реки Неста заселяют колонисты с острова Фасос и т.д.

Далеко не всегда колонизация Фракии греками происходила мирно. Колонисты Фасоса долго воевали с фракийцами племени сайи за богатые золотоносными жилами земли. А поселенцы из города Клазомены пытались основать колонию Абдеры в устье реки Неста, но были изгнаны местными жителями, закрепиться в этом месте удалось только в середине  VI в. до н. э. грекам с острова Теос.
Далеко не всегда колонизация Фракии греками происходила мирно. Колонисты Фасоса долго воевали с фракийцами племени сайи за богатые золотоносными жилами земли. А поселенцы из города Клазомены пытались основать колонию Абдеры в устье реки Неста, но были изгнаны местными жителями, закрепиться в этом месте удалось только в середине VI в. до н. э. грекам с острова Теос.

Примерно в середине VI в. до н. э. афинский политик Писистрат, находившийся во Фракии в очередном изгнании, смог не только наладить добычу серебра в Пангенских горах, но и удержать шахты в своей собственности (Подробнее о приключениях этого выдающегося политика и авантюриста ЗДЕСЬ: Остров раздора. Дебют авантюриста; Вслед за богиней к власти; Золото приносит победу). Серебро и золото Пангенских рудников позволило Писистрату навербовать фракийских и греческих наемников и захватить власть в Афинах. Впоследствии, он сохранит контроль над добычей драгоценных металлов и станет постоянно нанимать фракийских наемников в свою частную армию. Время правления Писистрата станет началом активного участия Афин в колонизации Фракии, именно тогда афинский аристократ Мильтиад, сын Кипсела из рода Филаидов не пожелает жить при тираническом правлении и отправится осваивать Херсонес Фракийский (Галлипольский полуостров).

Золотой клад из Панагюриште – набор из девяти предметов для питья вина, сделанных из чистого золота, общим весом более 6 кг, IV в. до н.э. Ученые предполагают, что эти предметы принадлежали фракийскому вождю
Золотой клад из Панагюриште – набор из девяти предметов для питья вина, сделанных из чистого золота, общим весом более 6 кг, IV в. до н.э. Ученые предполагают, что эти предметы принадлежали фракийскому вождю

Фракийское племя долонков обратилось к Мильтиаду с просьбой защитить их от нападений соседей, тоже фракийцев, но из племени апсинтов. Под руководством Мильтиада была возведена стена, защитившая полуостров от набегов воинственных апсинтов, глава греческих колонистов стал правителем полуострова, а у Афин появилась колония, расположенная в стратегически важном месте.

Греческая колонизация фракийских побережий Эгейского моря, Пропонтиды и Понта Евксинского включила Фракию в круг широких культурных и торговых средиземноморских связей и послужила стимулом для общественного и культурного развития фракийских племен. Вместе с тем к концу VI в. до н. э. Фракия стала объектом столкновения интересов фракийских племен, активно осваивающих ее ресурсы греческих городов-государств и развивающейся Македонии. Пока еще места хватало для всех и отдельные стычки носили скорее случайный характер, но ситуация резко обострилась, когда со стороны Малой Азии во Фракию вторглось персидское войско под командованием Дария I.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«История. Книга четвертая. Мельпомена» Геродот

«История. Книга пятая. Терпсихора" Геродот

«История античной Македонии» А. С. Шофман

«Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.» Т.Д. Златковская

-11

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I ":

Походы Дария на эламитов и саков

Покорение Египта Дарием I

Мятежные аристократы

Дарий I. Расширение границ империи

Загадки скифского похода Дария

Вторжение в Европу

-12