Много лет подряд накануне раздачи "Оскаров" я для разных площадок делал материалы с занятными цифрами, относящимися к грядущей церемонии. Рекордсмены и неудачники, хронометраж и число зрителей, бюджеты и количество букв в названиях картин – из всего этого получались забавные статьи. В этот раз атмосфера и настроение таковы, что браться за столь объемный труд не хочется. Хочется чего-то покороче, покомпактнее, попроще. Окей, у меня есть и такое. Как вы думаете, сколько времени нужно находиться в кадре, чтобы получить "Оскар" за лучшую роль, ну, скажем, второго плана? Час? 50 минут? 40? Полчаса?
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Вот моя подборка самых коротких выдающихся ролей, отмеченных Американской киноакадемией.
10. Юн Ё-джон "Минари" – 26 минут
Фантастическая работа Юн Ё-джон в "Минари" – отличный повод пересмотреть эту драму. Актриса играет бабушку героев переехавших в Америку из Кореи, и хотя экранного времени у нее немного, сюжет постоянно крутится вокруг ее героини. Тайный смысл персонажа Ё-джон в том и заключается, чтобы заставлять других героев двигаться, принимать решения, говорить и слышать друг друга. И "Оскар" актриса получила именно за то, что показала, как тонко можно влиять на близких.
9. Энтони Хопкинс "Молчание ягнят" – 24 минуты
Гениальная лента Джонатана Демме "Молчание ягнят" с годами смотрится все целостнее и актуальнее, особенно на фоне продолжений и сериальных переосмыслений. Ну, а влияние сэра Энтони Хопкинса на восприятие картины переоценить сложно – его "Оскар" за Лучшую мужскую роль абсолютно заслужен. И тем интереснее узнать, что в кадре актер появляется всего на 24 минуты – в сценах встреч Ганнибала Лектера с Клариссой Старлинг и в эпизоде его побега. Мастеру этого хватило с лихвой.
8. Николь Кидман "Часы" – 23 минуты
Николь Кидман поражала зрителей и критиков едва ли не каждой своей ролью, но именно образ писательницы Вирджинии Вульф в фильме "Часы" принес ей долгожданный "Оскар" за Лучшую женскую роль. При этом в кадре актриса находится всего 23 минуты из почти двухчасового хронометража. Это, конечно, связано с самой структурой ленты, действие которой разворачивается в трех временных эпохах. Кидман достались "ревущие 20-е", и она взяла от них всё.
7. Дэвид Нивен "За отдельными столиками" – 23 минуты
В середине прошлого века награды за Лучшую роль принято было давать актерам, для которых фильм являлся подлинным бенефисом, но Дэвид Нивен, сыгравший роль фальшивого майора Поллока в фильме "За отдельными столиками", сломал эту традицию – ему из 100 минут общего хронометража потребовалось для победы всего 23. Впрочем, отметить здесь нужно и сценарий – герой Нивена умудряется лихо управлять сюжетом находясь за кадром. Это и впечатлило очарованных киноакадемиков.
6. Джаред Лето "Далласский клуб покупателей" – 21 минута
В актерском таланте Джареда Лето давно нет никаких сомнений, но особенно ярко выразить музыкант смог его в драме "Далласский клуб покупателей", где ему досталась роль трансженщины Рэйчел. Именно героиня Лето заставляет героя Мэттью Макконахи пересмотреть многие взгляды и начать бороться за свою жизнь. Удивительно, но, казалось бы, присутствующий в кадре на протяжении всей ленты Джаред на самом деле мозолит глаза зрителей лишь 21 минуту. Настоящий Джокер!
5. Махершала Али "Лунный свет" – 20 минут
Драма "Лунный свет", в невероятной схватке вырвавшая главный приз у "Ла-Ла-Ленда", разделена на три практически равные части, и лишь в первой из них зрители видят персонажа, сыгранного актером Махершалой Али. Его Хуан – глава наркокартеля, в котором внезапно обнаруживается что-то человеческое, светлое и теплое. Даже с длительностью в 11 минут "Лунный свет" может дать первому акту лишь 30 минут, и только в 20 из них мы видим Али. Но как же он хорош!..
4. Энн Хэтэуэй "Отверженные" – 15 минут
Эпические "Отверженные" Тома Хупера длятся 158 минут, но с первых кадров бьют настолько больно, что горло сковывают слезы. И всё благодаря Энн Хэтэуэй, чья Фантина задает движение всему сюжету – ее дочь берет к себе Жан Вальжан. При этом Фантина появляется лишь на несколько минут, а если быть точнее – на 15, то есть всего на 10% от всей длительности картины. За что же столько почестей? Конечно, за песню "I Dreamed a Dream", ставшую гимном всех угнетенных и отверженных.
3. Алан Аркин "Маленькая мисс Счастье" – 14 минут
Трагикомедия "Маленькая мисс Счастье" – история важности внутрисемейных отношений и способе преодоления любых невзгод через любовь. Главным локомотивом этой ленты является девочка, едущая на свой главный конкурс красоты, а вот толчком для этого движения становится ее дедушка в исполнении Алана Аркина. Увы, старик умирает на полпути, но остальные члены семейства настолько унылы и немотивированы, что образ всегда оптимистично настроенного деда даже за пределами этого мира превалирует над другими пассажирами. За 14 минут Аркин делает больше любого другого актера фильма.
2. Джуди Денч "Влюбленный Шекспир" – 5 минут
У блистательной Джуди Денч ролей, заслуживающих высших наград, наберется даже не десяток, а два, и "Влюбленный Шекспир" вовсе не теряется на фоне остальных. Да что там говорить – Денч в образе королевы Елизаветы запросто перетягивает на себя одеяло в каждой сцене, что предоставлена ей сюжетом фильма. А знаете ли вы, сколько минут находится в кадре актриса в этом фильме? Невероятно, но всего 5! Да, меньше, чем двадцатая часть всего хронометража! Настоящий феномен!
1. Беатрис Стрэйт "Телесеть" – 5 минут
Сатирическая драмеди "Телесеть" Сидни Люмета – настоящая классика мирового кино, отмеченная "Оскарами" и за главную мужскую, и за главную женскую роли. Но самое интересное в этом фильме – статуэтка за Лучшую женскую роль второго плана, врученную Беатрис Стрэйт. Актриса получила приз за одну единственную сцену, которая длится всего пять минут. Героиня Стрэйт узнает, что ее муж уходит к другой женщине, и это выливается в один из ярчайших эпизодов в истории кинематографа. Посмотрите – оно того стоит!
В общем, как оказалось, далеко не всегда для достижения оскаровских вершин на съемочной площадке нужно провести полгода или год, порой достаточно и двух-трех смен. Просто нужно, чтобы сошлись звезды, оступились конкуренты, Меркурий вошел в резонанс с Юпитером. Ну, и немного таланта, знамо дело. И тогда фильм с вашим участием будут пересматривать в веках даже ради пары минут в кадре.
Думаю, к "Оскару" мы вернемся уже после церемонии, а пока я переключусь на другие темы. Времена непростые, но смотреть, думать и писать мне сейчас хочется еще больше, так что заглядывайте на канал Киноведа в штатском – интересно будет точно. Впрочем, читать хорошие тексты можно не только здесь – каналы "Древности нашей ойкумены" и "Библио-лаборатория" смогут порадовать вас классными материалами по истории и литературе, соответственно. Подпишитесь – не пожалеете. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких.
Война пусть остается в кино, реальности нужен мир! Увидимся!
#кино #оскар #джуди денч #джаред лето #энтони хопкинс