Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

Рок-парад 1986 года

Александр Ф.Скляр. Фото В.Марочкина
Александр Ф.Скляр. Фото В.Марочкина

Осенью 1986 года в своем «золотом» составе дебютировал «Ва-банкъ».

Вернувшись в Москву из Северной Кореи, где он работал в посольстве, Александр Скляр устроился худруком на «декретную» ставку в ДК ИАЭ им. Курчатова и собрал команду, которую назвал «Рок-коты». Первое выступление новой группы состоялось уже зимой 1986 года, но оно вышло не очень удачным, и из концерта запомнилось только шоу с участием двух известных художников Никиты Алексеева и Николы Овчинникова, малевавших иероглифы на листах ватмана. Этот состав не просуществовал и полгода, в мае всех музыкантов группы, кроме Скляра, забрали в армию.

История нашла продолжение после того, как в июне распалась популярная столичная ска-команда «Кабинет». В самый разгул сейшенов исчез певец: Илья «Папа» Шекстаков. Музыканты принялись за поиски нового певца, и тогда Никола Овчинников посоветовал позвать в ансамбль Александра Скляра, у которого не задался собственный проект.

Вот так и родился «Ва-банкъ», ставший знаменитым благодаря своему бескомпромиссному ритм-энд-блюзу. Оригинальный состав группы был таким: Александр Скляр (вокал, гитара), Егор Никонов (гитара, вокал), Александр Маликов (барабаны), Алексей «Лелик» Никитин (бас, экс-«Депо»). В творческом процессе самое активное участие приняли также Роберт «Дед» Редникин (звук) и Владимир «Дядя Вова» Родзянко (дизайн, менеджмент).

Константин Никольский. Фото Игоря Флиса
Константин Никольский. Фото Игоря Флиса

После того, как Константин Никольский расстался с группой «Воскресение», он выступал как бард или в дуэте с Андреем Сапуновым. Иногда он участвовал в гастролях группы «Галактика», исполняя несколько номеров в программе. Работая в «Галактике», он познакомился с барабанщиком Виталием Бондарчуком, который предложил Никольскому собрать собственный коллектив, чтобы исполнять свои песни. В результате осенью 1986 года в Московской областной филармонии появилась группа «Зеркало мира». Ее состав был таков: Константин Никольский (гитара, вокал), Виталий Бондарчук (клавишные, ритм-компьютер), Аркадий Березовский (вокал), Игорь Яшуков (бас). Но уже вскоре выяснилось, что двум концепциям под одной крышей не ужиться, и Бондарчук, тяготевший к стилю техно-поп, покинул группу. Но «Зеркало мира» продолжало гастроли. К Константину Никольскому, предпочитавшему играть на гитаре, а не петь, и вокалисту Аркадию Березовскому добавилась ритм-секция в составе басиста Виталия Зайкова (экс-«Фестиваль») и барабанщика Алексея Маслова, которого в дальнейшем сменил Андрей Родин (экс-«Черный Кофе»), которого в свою очередь обменяли на барабанщика из группы «Тайм Аут» Игоря Костикова.

Казалось бы, все шло очень хорошо: «Зеркало мира» самым активно образом концертировало по просторам Советского Союза. Но на самом деле для Никольского началось довольно смутное время. С головой окунувшись в гастроли, он как-то выпал из поля зрения публики и специалистов. Попытки выпустить сольный альбом закончились неудачей, хотя у его старых друзей, и у Романова, и у Сапунова к концу 80-х уже вышло по пластинке на фирме «Мелодия». Новое время Никольского наступит в начале 90-х.

Андрей Сапунов (вокал, бас) и Александр Слизунов (клавишные, вокал), пересидев сложные времена в ВИА «Самоцветы», в этом году создали группу «Лотос». В их творческий союз Андрей Сапунов привнёс светлый дух «Воскресения», а Александр Слизунов - поэтическую романтику «Круга» и «Цветов».

Поначалу репертуар у ансамбля был совсем крохотный, поэтому «Лотос» обычно выступал в различных сборных программах, но уже тогда слушателям полюбилась распевная, сделанная в русских мелодических традициях песня «Звон».

UB40 в Москве. Фото из журнала "Rolling Stone".
UB40 в Москве. Фото из журнала "Rolling Stone".

В октябре в Москву на гастроли приехала популярная британская группа «новой волны» UB 40. 16 октября в кафе «Синяя Птица» музыканты рок-лаборатории устроили джем с британскими растаманами из UB 40.

«Мы со своей стороны выставили Васю Шумова, «Звуки Му» и «Вежливый Отказ», - вспоминает Булат Мусурманкулов. - И они, конечно, обалдели от «Звуков Му». И их солист, когда увидел Петю на сцене, спросил: «О! Такой шоумэн! Сколько у него дисков, сколько у него клипов?» - «Ни одного!» - ответил я. Они были изумлены моим ответом».

Гитарист "Вежливого Отказа" Роман Суслов участвует в джем-сейшн с британскими музыкантами. Фото Г.Молитвина
Гитарист "Вежливого Отказа" Роман Суслов участвует в джем-сейшн с британскими музыкантами. Фото Г.Молитвина

С 28 октября по 2 ноября в Ленинграде во Дворце спорта «Юбилейный» «Аквариум» дал 8 аншлаговых концертов. Это событие было уникальным, ведь «Аквариум» первым из любительских ансамблей был допущен на такую большую площадку!

6 ноября «Бригада С» дала свой первый концерт с духовой секцией. Поскольку исполнение именно такой музыки было давней мечтой Гарика и эта его мечта наконец реализовалась, то 6 ноября с тех пор считается Днем рождения «Бригады С». На этом концерте группа впервые исполнила такие популярные песни, как «Человек в шляпе», «Письмо из Сан-Франциско», «Гады».

«Я приехал к Галанину и говорю: «Будем делать новую программу и это будет в кайф! Ты веришь мне? А тем, чем мы занимались прежде, я заниматься не буду», - вспоминает Гарик Сукачев. - Меня мои люди запросто могли бы послать, потому что Галанин любит хэви-металл, Кирилл Трусов - арт-рок, и если бы они не поняли, что игра стоит свеч, то я мог оказаться выбитым из колеи на год, пока не нашел бы новых музыкантов. У меня есть свой подход к музыке и мне нужны единомышленники. Тогда в «Бригаде С» собрались именно такие люди».

15 ноября в Москве в ДК вагоноремонтного завода в Перово состоялся первый официальный металлический фестиваль, в котором приняли участие группы «Легион», «Кросс», «Металлобол», «99 %» и другие. Идти к Дому Культуры пришлось сквозь строй пеших и конных милиционеров, а также – своры милицейских овчарок. Одних воронков было пригнано штук тридцать разных размеров. Разумеется, народ в зале рубился так, словно это был последний день в жизни. У входа в зал, заложа руки за спину, стоял шкафообразный милицейский полковник, к нему то и дело подбегали молоденькие лейтенантики и указывая на кого-то в зале что-то кричали в самое ухо. Однако полковник только молча мотал головой. Интересно, что на этом фестивале так никого и не повязали.

-5

Этот год стал одним из лучших творческих периодов для Дмитрия Варшавского и его группы «Черный Кофе». Музыканты записали свой знаменитый альбом «Переступи порог», в который вошла красивая светлая баллада «Владимирская Русь», моментально ставшая суперхитом.

В ноябре Дмитрий Ревякин познакомился с 18-летним талантливым гитаристом Василием Смоленцевым (экс-«Левый берег»). Тогда же впервые прозвучало название «Калинов Мост», а состав группы обрел знакомые очертания: Дмитрий Ревякин, Андрей Щенников, Василий Смоленцев и Виктор Чаплыгин. В декабре группа записала в Новосибирске свой первый магнитоальбом. Раннее творчество «Калинова Моста» - это наивные лирические песни, проникнутые неувядающим, вечно юным духом хиппизма («Сансара», «Девочка летом» и др.).

Осень стала счастливым моментом возрождения «волновой» группы «Альянс». В новый состав ансамбля вошли Игорь Журавлев (вокал, гитара), Андрей Туманов (бас), Олег Парастаев (клавиши) и Константин Гаврилов (клавиши), который параллельно играл в группе «Бригады С». Первый раз после перерыва «Альянс» появился на публике 6 декабря на Форуме творческой молодежи в кафе «Метелица», где исполнил песни «На заре», «Фальшстарт», «Дайте огня» и др. Вскоре «Альянс» вступил в Московскую рок-лабораторию.

В Ленинграде, на новогоднем празднике в рок-клубе состоялся дебют группы «Ноль», руководимой 16-летним Федором Чистяковым, любимым учеником Андрея Тропилло. Те, кто присутствовал на том концерте, были восхищены лихим буги-вуги, который Фёдор Чистяков исполнял на баяне, весьма не характерном для рок-музыки инструменте. Удивили и острые социальные тексты, которые пел этот еще совсем юный парнишка, получивший уважительное прозвище «Дядя Федор».

Символом 1986 года вполне мог бы быть значок, выпущенный Московской рок-лабораторией к концертам в МИИТе. На нем была выгравирована строчка из песни «Аквариума» «Движенье в сторону весны...» И весна вскоре пришла. Хотя цветы, выглянувшие из-под снега в 1987-м году, удивили еще больше...

-6