Шри Адигуру Даттатрея является Учителем всех Учителей, изначальным Учителем всего Сущего. Наставник полубогов Брихаспати в трудных ситуациях обитателей Небесного мира часто направлял их именно к Нему. Если самые просвещенные семь великих мудрецов (сапта Риши) обращались за знаниями к великим Богам Триады (Брахме, Вишну и Шиве), то даже Шива и Вишну являлись учениками Даттатреи, потому что именно от этих Богов в Нем и воплотился триединый принцип Всезнания. Даттатрея изначален как Учитель, нет никого, кто бы мог Его чему-то научить, но Он может быть учителем любого из существующих.
❇
Ади Гуру Даттатрея воплотился в глубокой древности еще в эпоху Сатья, но сегодня, в эпоху Кали, о нем мало, что известно. За пределами Индии о Нем вообще не говорят, кроме разве некоторых течений йоги и знатоков Писаний, а в самой Индии его воспринимают как какое-то милостивое Божество, а не как Источник знаний.
❇
Он известен как Авадхута (то есть свободный от двойственности, где "А" - отсутствие, "Ва" - желания, "Дху" - концентрация, "Та" - эго, то есть "Атман вне манаса, буддхи и ахамкары"). Даттатрея переводится как "давший Себя Атри", об этом есть замечательная история. Так же Он известен как сокращенное Датта ("отдающий себя"), Акшарамурти ("изначально свободный"), Дигамбара ("облаченный в небо", то есть без одежды).
❇
Иногда Он представляет Себя как аскет, прятающийся на дне озера, чтобы праздные последователи не мешали практике йоги, иногда как аскет, тысячелетиями медитирующий на горе Сахиадри, а иногда ведет мирской образ жизни с супругой Анагадеви со всеми удобствами и наслаждениями, что также служило в некоторых ситуациях определенным уроком для учеников. Иногда он представляет себя как наставник Богов (например, для Картикеий, для Парашурамы), а иногда для царей (для Яду, для Картавирьи, для Дхармакирти, для Аларки). По каждой ситуации в Писаниях есть интересные истории.
❇
Даттатрея как выражение триединого аспекта Абсолюта, как олицетворение Источника всех знаний, известен в разных своих формах или Аватарах. Многие духовные учения приводят конкретные списки его Аватаров, пришедших на землю как подвижники, как саньяси (садху) или как святые сиддхи. Существует широкораспространенное мнение о том, что Он воплощался на земле для воцарения законов и знаний, а Его учение потом возводили в религию (например, воплощение Заратустры, Мухаммеда, Конфуция, Нанаки и других).
❇
До наших времен дошло очень мало книжного наследия о Нем, но что-то все-таки есть. О нем с восхищением упоминают древние Упанишады (например, Даттатрейя-упанишада, Шандилья-упанишада и другие). В Махабхарате и в Вишну-пуранах приводятся истории, связанные с Ним. В Маркандея-пуранах есть любопытная история Его рождения.
❇
Мудрецу Санкрити (сыну знаментитого Вишвамитры) были поведаны "Авадхута-упанишада" и "Йога-шастра", дошедшие и до нас. Тексты очень важны для ознакомления. Есть еще "Йога-Рахасьям" как наставления о йоге царю Аларке. Есть "Дживанмукта-гита" - песнь освобожденного при жизни.
❇
Существует древнейший трактат "Трипура-рахасья" (или Харитаяна Самхита), как диалог Даттатреи и Парашурамы. Рамана Махарши высоко ценил его и даже выражал сожаление, что этот текст есть только на санскрите.
❇
Конечно же, нельзя не упомянуть "Авадхута-гиту", как сливки, как самую суть Адвайта-веданты. Это наставление Даттатреи молодому Картикейе. Истинный искатель обязательно почерпнет для себя блаженное вдохновение после знакомства с этим текстом, и будет к нему еще возвращаться.
❇
В Бхагавата-пуранах ("Шримад-Бхагаватам") есть целый раздел, посвященный тому, как Кришна наставляет двоюродного брата Уддхаку. Подобно тому, как "Бхагавад-гиту" отделили от "Махабхараты" в виде отдельного произведения, так можно отделить и "Уддхава-гиту" от Бхагавата-пуран. В этой Гите три главы посвящены Даттатреи, а точнее, Его описанию двадцати четырех учителей природы. Часть из этого проникновенно возвышенного и красивого текста привожу ниже. Но цитировать его, конечно, лучше всего полностью. Возможно, в будущем продолжу цитировать поучения Даттатрейи.
❇
Уддхава-Гита, глава 2 (в сокращении). "Увидев бесстрашно странствующего образованного и молодого брамина Авадхуту, сведущий в религии царь Яду спросил его: "О брамин, будучи настолько свободным от деятельности, откуда ты получил эту совершенную проницательность и умение различать?"
❇
Авадхута Даттатрея ответил: "У меня много учителей, о царь, к которым Я обращал свой разум и у кого учился мудрости, все время странствуя по земле. Человек с устойчивым разумом не должен, даже испытывая притеснения со стороны других существ, которые сами находятся под властью судьбы, отклоняться от своего пути, всегда помня об этом - это тот урок, который Я выучил у земли.
❇
Йог, странствующий среди чувственных объектов, обладающих разнообразными качествами, не должен быть привязан к ним, сохраняя свой ум абсолютно свободным от их достоинств и недостатков, будучи подобным ветру. Даже воплощаясь в материальные тела на земле и соединяясь с качествами этих тел, йог с его взором, всегда устремленном на его "я", не затронут этими качествами, подобно ветру, не затронутому ароматами.
❇
Как эфир не затрагивается вещами, порождаемыми огнем, водой и землей, равно как и облаками, ведомыми ветром, так и человек не должен затрагиваться и увлекаться вещами, которые являются временными творениями.
❇
Чистый, мягкий по природе, приятный, святой источник, наделяющий святостью людей, мудрец, сродни воде, очищает всех, кто бы ни смотрел на него, ни прикасался к нему и ни восхвалял его.
❇
Все состояния от рождения и до смерти относятся к телу, а не к Атману, подобно фазам Луны, обусловленным временем, чей ход непостижим. (Ведь на самом деле Луна все время остается одинаковой, изменение фаз - это только кажущиеся перемены, происходящие из-за астрономических перемещений.)
❇
Хотя рождение и смерть каждый миг одолевают тела, действуя с неумолимой скоростью времени, они никогда не наблюдаемы Атманом, как и в случае пламени огня.
❇
Йог принимает чувственные объекты с помощью органов чувств и возвращает их в должное время (любому нуждающемуся в них), не привязываясь к ним, подобно Солнцу, которое испаряет воду своими лучами с поверхности водоемов, затем возвращая ее назад в форме дождя."
❇
https://poznaysebya.ru/void.htm#adigurudattatreya
.
.
.
.
#даттатрея #даттатрейя #авадхута #гуру #адвайта #мудростьвед #ведическаямудрость #кришна #бхагаватапурана #шримадбхагаватвм