С 30 мая по 1 июня проходил 4-й Ленинградский городской рок-фестиваль, в котором приняли участие группы «АВИА», «Аквариум», «Алиса», «Аукцыон», «Город», «Джунгли», «Зоопарк», «Игры», «Кино», «Модель», «Объект насмешек», «Провинция», «Патриархальная выставка», «Присутствие», «Телевизор».
Лауреатами фестиваля стали группы «Зоопарк», «Алиса», «Модель», «Кино» и «Джунгли». Песня "Иллюзии" группы "Зоопарк" названа лучшей песней фестиваля, хотя выступление "Зоопарка" вышло не слишком убедительным. Виктор Цой получил приз за лучшие тексты. Лучшими инструменталистами были названы: Александр Ляпин ("Аквариум") — соло-гитара, Игорь Тихомиров ("Кино") — бас-гитара, Александр Кондрашкин ("АВИА") — ударные, Николай Гусев ("АВИА") — клавишные.
«Аквариум» за большие заслуги на поприще русского рока получил Гран-при. Подобный приз на питерских фестивалях ни до, ни после больше не вручался. Но это было время, когда Гребенщиков со-товарищи собрали все возможные награды и звания, доступные самодеятельным группам в Советском Союзе. В этом году изменился даже тон публикаций об «Аквариуме» в прессе - группа становится официально признанной.
Фестиваль запомнился триумфом группы «Аукцыон». Там и тогда родился знаменитый танец шоумена группы «Аукцыон» Олега Гаркуши, которого журнал «Рокси» назвал «лютым карликом, вытянутым по оси координат». А в народе еще долго шепотом рассказывали, как во время исполнения песни «Деньги - это бумага», Гаркуша метал в зал рулоны туалетной бумаги.
«Аукцыон» выступал на фестивале в следующем составе: Леонид Федоров (гитара, вокал), Олег Гаркуша (танцы, вокал), Сергей Рогожин (вокал), Виктор Бондарик (бас), Дмитрий Озерский (клавишные, вокал), Николай Рубанов (саксофоны, флейты), Николай Федорович (саксофон) и Игорь Чередник (барабаны).
Распавшаяся в прошлом году группа «Странные игры» была представлена двумя самостоятельными фракциями: братья Виктор и Григорий Сологубы собрали группу «Игры», которая продолжала традиции, заложенные в музыке прежней группы, а Николай Гусев, Алексей Рахов и Александр Кондрашкин, чувствовавшие жизненную необходимость расширять арсенал своих выразительных средств, сделали группу «АВИА».
Но, конечно, главный успех вновь выпал на долю «Алисы», которая исполнила песни «Плохой рок-н-ролл», «Мое поколение», «Аэробика», «Компромисс», «Доктор Буги», «Воздух» и «Доктор Франкенштейн».
В творчестве «Алисы» ярко проявилось агональное (от древнегреческого слова «agon», что значит борьба, схватка) качество музыки. Музыканты предстали перед публикой в образе молотобойцев или кузнецов, а кузнец в русских поверьях всегда наделен сверхъестественной силой. Он заковывает воинов в железные латы, сообщая им неуязвимость, и выковывает меч-кладенец, которым можно одолеть любую злую силу. А его воины - там, под сценой. Им идти в бой. Поэтому они трепетно внимают кузнецам-вохвам, слушая последние напутствия, криком поддерживая призывы биться с врагом до последней капли крови. Практически весь русский рок основан на языческой традиции. Слияние с фольклором раскрепостило дух рок-музыки, придало ей мужской аспект национальной идеи, образовало форму.
«Алиса» в этот год двигалась по жизни размашисто: снялась в «Музыкальном ринге» у Тамары Максимовой, записала на студии у Тропилло альбом «Энергия», после чего фирма «Мелодия» выпустила два миньона с песнями их этого альбома. Кроме того, Кинчев сыграл главную роль в фильме Валерия Огородникова «Взломщик». Впрочем, сам Кинчев остался не доволен фильмом и, горя желанием испытать себя снова, с жаром бросился сниматься в фильме Р.Нугманова «Йя-Хха».
В июне, на крутом вираже из состава группы выпал ее основатель Слава Задерий. Он ушел, оставив и свой псевдоним, и идею. Впрочем, вскоре Слава собрал собственную группу «Нате!», которая стала исполнять неорокабилли, немножко ска и пост-панка - джентльменский «волновой» набор. Многие песни Задерия стали классикой питерского рок-н-ролла - например "Моя герла живет в общаге" или "Шпиономания".
Рок стал модным. Клавишник «Ночного проспекта» Иван Соколовский рассказывал о том, что его больше всего поразило во время этого Ленинградского рок-фестиваля: «Вдруг ко входу в клуб подъезжает шикарная машина, из которой выходит А.Б.Пугачева и всесоюзный мушкетер Михаил Боярский. Их торжественно встречает Артемий Троицкий, бывший тогда негласным PR-агентом всего советского рока и осуществлявший контакты как питерских, так и московских музыкантов с Западом и отечественной «элитой». Тусовка агрессивно зашипела: что здесь делать этим совкам эстрадным, пусть поют для своих колхозников!..»
Новое поколение, задавшее в 80-х новый драйв всеобщему движению, уже не воспринимало Пугачеву как «свою» певицу. После того, как Алла принесла на эстраду песни типа «Маэстро» или «Миллион алых роз», ее статус среди рокерской молодежи упал до отметки «мещанство». Но Пугачева, по всей видимости, тоже была озабочена непростыми взаимоотношениями с новыми молодыми людьми, поэтому она решилась на то, чтобы кардинально изменить свой имидж и обновить репертуар. Она начала сотрудничать с модным 30-летним певцом Владимиром Кузьминым, очень одаренным музыкантом, которого можно смело назвать «человек-оркестр», ведь помимо гитары, он играл на скрипке, флейте, саксофоне, сам писал песни и сам же их исполнял.
Вдвоем Пугачева и Кузьмин исполнили суперхит «Две звезды», который на некоторое время стал их сценическим знаменем. Эту песню сочинил Игорь Николаев, который в последнее время стал постоянным автором Пугачевой. Молодой композитор рассказывал, что этот шлягер появился на свет абсолютно мистическим образом. Так случилось, что по случаю дня рождения Николаев собрал у себя дома самых близких друзей, в числе которых были Алла Пугачева, ее супруг Евгений Болдин, Владимир Кузьмин, Илья Резник и Руслан Горобец. Через какое-то время всех в одночасье вдруг сморил сон, кто-то заснул в кресле, кто-то - на диване, а сам композитор просидел всю ночь за роялем и уже утром сыграл полностью готовую песню…