Вердикт в отношении России, вынесенный в Спортивном арбитражном суде в Лозанне в 2020 году, согласно которому предыдущий четырехлетний запрет на участие в мировых соревнованиях сократили вдвое.
Два года отстранения от соревнований как нации, полный запрет на использование российского флага в любых контекстах, а также то единственное, что окружающий мир, пожалуй, действительно воспринимает как настоящее наказание: запрет на воспроизведение необычайно красивого национального гимна россиян на церемониях награждения.
МОК не хотел исключать из спорта одну из величайших спортивных наций мира – и отказываться от того, что приносят ее спонсоры.
Но так быть не должно. Не должно было быть россиян на соревнованиях – так считают норвежцы. А обида заключается в том:
У Норвегии все это всколыхнуло зловещие воспоминания, оставшиеся с тех времен, когда мир еще был закован в морозы холодной войны, а 30-километровая дистанция открывала абсолютно все лыжные чемпионаты мира – и норвежцы никогда в ней не побеждали. Золото уходило шведам, финнам, итальянцам и особенно часто – советским россиянам.
В течение трех долгих десятилетий нам приходилось постоянно ощущать на себе то, что постепенно становилось все больше похоже на "проклятие". Но как только восточный блок пал, исчезло и оно.
И вот это ощущение вернулось – почти ровно через 30 лет после того, как злое колдовство было разрушено на Олимпийских играх в Альбервиле в 1992 году, когда Вегард Ульванг (Vegard Ulvang) победил, обогнав следовавших за ним вплотную Бьёрна Дэлие (Bjørn Dæhlie), который тогда жил в Норвегии, и Терье Лангли (Terje Langli). Все три медали достались Норвегии.
Ощущение неоправдавшихся ожиданий и ужасное бессилие, вызванное тем, что ты только что словно пытался бороться с силами, которые на протяжении пары часов казались просто сверхъестественными.
Или, во всяком случае, сверхнорвежскими.
А в контексте лыжных гонок это практически одно и то же.
В 2022 году Большунов был настолько недосягаем для остальных в этой олимпийской гонке на 30 километров, что смог начать праздновать победу и хлопать в ладоши еще за километр до финиша. В конце гонки улыбающийся одетый в красное россиянин следовал установившейся традиции, согласно которой особо выдающиеся обладатели золотых медалей финишируют, размахивая большим флагом.
Но это был не сине-бело-красный российский флаг.
Этот был тот же флаг, что подняли, когда россиянин принимал свое золото: флаг российского олимпийского комитета – белый с пятью олимпийскими кольцами и намеком на российские национальные цвета. Это сбивает с толку – как и должно.
Ведь Россия до сих пор не может быть полностью самой собой на олимпийских играх – только почти.
Норвежцы считают, что так быть не должно. Не должно было быть россиян на соревнованиях.