Найти тему
2K подписчиков

Выдуманный (вымученный) тоталитаризм

"Все для государства, ничего вне государства, ничего против государства". Этими словами Муссолини определил в 1925 г. сущность и цели нового тоталитарного государства.

"Все для государства, ничего вне государства, ничего против государства". Этими словами Муссолини определил в 1925 г. сущность и цели нового тоталитарного государства. И другие фашистские идеологи и правоведы, например, К. Шмитт, Э. Форстхофф и Э. Р. Хубер, потребовали создания "тотального государства" и прославили его в облике фашистской Италии и национал-социалистической Германии. Стремление к тоталитаризму вполне соответствовало самосознанию итальянского фашизма и немецкого национал-социализма, хотя желаемое и действительное в Италии далеко не совпадали друг с другом. Поэтому не удивительно, что в первых теоретических обоснованиях фашизма в Италии, осуществленных либеральными, да и социалистическими авторами, важнейшей характеристикой фашизма считался его тоталитарный характер. Фашизм обозначался и критиковался как отрицание либерализма и парламентаризма, а также социализма. Довольно рано, уже в 20-е годы, было сделано еще одно наблюдение, позволившее выделить второе основное направление различных теорий тоталитаризма. Л. Стурцо, Ф. Нитти, Э. фон Беккерат, Э. Шотхефер и отчасти О. Бауэр отметили сходство между фашистской Италией и большевистской Россией. В обоих режимах дело дошло до разгрома демократических партий и сил и применения террористических методов против политических противников. Фашистские и коммунистические государства имеют абсолютистский характер, они смогли полностью дистанцироваться от партий и слоев, которые составляли их опору. Эта далеко идущая параллель между фашизмом, национал-социализмом и коммунизмом в значительной степени определила содержание агитации и пропаганды немецкой социал-демократии, которая выступала как против нацистов, так и против коммунистов.

Итак, понятие тоталитаризма вначале и прежде всего употреблялось социал-демократами и либералами, которые, защищая парламентскую демократию, выступали как против фашистов, так и против коммунистов. Эту политическую функцию и ориентацию на борьбу с антидемократическим коммунизмом и фашизмом/национал-социализмом/ научная теория тоталитаризма сохраняла всегда. Поэтому не случайно, что критика тоталитаризма в западных странах интенсифицировалась во время заключения пакта между Гитлером и Сталиным и стала особенно сильной после распада военной коалиции между Советским Союзом и западными державами в период "холодной войны". И все же в корне неправильно было бы рассматривать научные теории тоталитаризма только как идеологии периода холодной войны и антикоммунизма.

Одно из направлений теории тоталитаризма характеризуется стремлением найти истоки тоталитаризма в более ранних авторитарных режимах и выявить идейных вдохновителей тоталитарной идеологии (полностью отдавая отчет в специфике современных тоталитарных государств).

Так, Э. Нойманн обнаружил "ранние эксперименты" тоталитарной диктатуры в Спарте и в правлении Диоклетиана. Э. Фаул обозначил современный тоталитаризм как "сконцентрированный макиавеллизм", а Ж.Л. Талмон указал на Руссо как на "отца тоталитаризма" и назвал Робеспьера первым тоталитарным диктатором. Другие же авторы защищали тезис о том, что тоталитаризм - это специфически современная форма государства. В своем конкретном облике она обусловлена уровнем современной технологии. Ее предпосылки созданы в результате современных революций, модернизации и процессов демократизации, приведших к атомизации человека и растворению его в массе.

Если Ф. Нойманн в своей книге, опубликованной в 1942 г., ограничился анализом тоталитарного "третьего рейха", то С. Нойманн в книге о перманентной революции (1956 г.) сравнивает между собой "третий рейх", Советский Союз и фашистскую Италию, и обозначает их тоталитарными диктатурами, так как в этих странах каждая сфера человеческой деятельности контролируется государственной бюрократией, с одной стороны, и партией, с другой.

В 1955 г. вышла в свет книга Х. Арендт "Элементы и истоки тотального господства" - не утратившее до сих пор значения классическое исследование тоталитаризма, основанное на исторических фактах и теоретических обобщениях. Арендт проводит различие между авторитарными диктатурами, ограничивавшими свободу, и тоталитарными режимами XX века, полностью уничтожившими свободу. Тем не менее, автор одновременно указывает и на корни тоталитаризма, которые она усматривает, с одной стороны, в антисемитизме, с другой - в империализме XIX в. Непосредственной предпосылкой возникновения тоталитарных режимов является атомизация, превращение сообщества людей в однородную массу, что привело современное общество к социальному и духовному кризису. Тоталитарная доктрина предлагает растерянным людям общее (тотальное) объяснение мира и реализует его путем применения неограниченного террора. Поэтому идеология и террор являются главными характеристиками тоталитарной формы государства. Они характеризуют также создание тоталитарных организаций. Тоталитарными государствами Арендт называет "третий рейх" и Советский Союз. Фашистскую Италию она обозначает как авторитарное государство.

Если Арендт дала определение тоталитаризма, исходя из его реальных типов, существовавших в истории, то К. Фридрих и З. Бжезинский попытались сконструировать идеальный тип тоталитаризма. Тоталитарными являются такие государства, в которых отмечены следующие признаки: 1) идеология, охватывающая все сферы человеческой жизни, пропагандирующая светлое будущее человечества и пренебрегающая настоящим; 2) партия, построенная по иерархическому принципу, руководимая одним человеком, охватывающая около 10% всего населения, стоящая над бюрократией или тесно сплетенная с нею; 3) система террора, направленная прежде всего против потенциальных и произвольно выбранных "враждебных" классов или рас; 4) монополия государства на информацию и на вооружение; 5) экономика, контролируемая центром.

Дальнейшее развитие теории тоталитаризма проходило в русле разработанной Фридрихом и Бжезинским теории, имевшей вынужденно статичный характер и не позволявшей должным образом охватить и объяснить дальнейшее развитие Советского Союза в ходе так называемой десталинизации.

К тому же, новейшие исследования показали, что и "третий рейх" вовсе не имел столь монолитной тоталитарной структуры, как утверждали защитники теории тоталитаризма.

Со ссылкой на выводы, содержавшиеся еще в работах Э. Френкеля и Ф. Нойманна, был сформулирован тезис о том, что режим национал-социализма в действительности характеризовался постоянной борьбой за полномочия между партийными институтами, бюрократией, вермахтом и промышленниками, так что в целом этот режим имел скорее поликратический характер. К тому же экономические и социальные условия в Германии были совсем другими, чем в России, еще довольно-отсталой стране, установившей партийную диктатуру, которая путем применения диктаторских и террористических методов пыталась осуществить индустриализацию. Наконец, вряд ли можно утверждать, что экономика в "третьем рейхе" в такой же степени контролировалась государством, как в Советской Союзе. Короче говоря, очень общая и статичная модель тоталитаризма оказалась не соответствующей исторической реальности в коммунистическом СССР и в национал-социалистической Германии. Наряду с очевидным сходством террористической практики господства, существуют заметные различия в отношении структуры и целей обоих режимов. Поэтому многое говорит в пользу предположения о том, что и результаты сравнительного анализа, руководствующегося только теорией тоталитаризма, будут ограниченными.

Все же знания о характере как "третьего рейха", так и Советского Союза, приобретенные в рамках теории тоталитаризма, должны быть оценены по достоинству. Поэтому недопустимо сбрасывать со счетов исследования тоталитаризма как подверженные влиянию идеологий. Теория тоталитаризма оказала влияние на создание серьезных исследований по истории Советского Союза и "третьего рейха", в которых историческая действительность не была фальсифицирована. Некоторые авторы этого не увидели, выступив против теории тоталитаризма и предложив использовать теории фашизма. Критика теории тоталитаризма, без сомнения, сформированной под влиянием политики, также испытывала и испытывает на себе влияние политики. Однако взаимные упреки приверженцев теорий тоталитаризма и фашизма в том, что они преследуют политические цели, не помогают дальнейшему изучению истории "третьего рейха" и Советского Союза. Исследования могут и должны оцениваться только по их результатам, а не по тому, какие были использованы теории и понятия. Окажутся ли более целесообразными и перспективными для сравнительного исследования фашизма дифференцированные, гибко применяемые теории тоталитаризма или же фашизма - покажет лишь дальнейшая работа в этой области.

"Staat unu Politik", S. 708-710.

В.ВИППЕРМАНН ТОТАЛИТАРИЗМ. ТЕОРИЯ ТОТАЛИТАРИЗМА