Найти тему

Воспитание профессионалов надо начинать с детского сада

В стране резко вырос спрос на среднее профессиональное образование: впервые с начала «нулевых» количество ребят, поступающих в колледжи и техникумы, почти сравнялось с числом абитуриентов в вузы. Об этой и других показательных тенденциях я беседую с заместителем министра образования, науки и молодёжи РК Оксаной КРАСНИКОВОЙ.

Оксана Красникова
Оксана Красникова

— Оксана Валентиновна, можно ли говорить, что бывшие ПТУ, а ныне — техникумы и колледжи завоёвывают новые рубежи и выходят в тренды образовательного процесса?

— Да, действительно, в последние 5—6 лет случился просто бум: порой конкурс достигает 10—11 человек на место, чего не было уже очень давно. При зачислении учитывается средний балл аттестата. Поэтому и уровень знаний зачисленных на обучение всё выше. Государство, понимая необходимость в кадрах среднего звена, наращивает количество бюджетных мест. Сегодня в республике 36 учреждений СПО: 31 — в системе образования, остальные — спорта, здравоохранения и культуры.

Многие молодые люди стали понимать, что получить профессию и практические навыки очень важно. Впрочем, и родители перестали думать, что без высшего образования никуда. Тем более что учёба в училище может стать хорошим трамплином для поступления в университет. К слову, более 30% выпускников так и делают.

— Наиболее востребованные специальности — это... Продолжите, пожалуйста.

— Сфера информатики, медицины, общественного питания, туризма. Что характерно для сегодняшнего дня? Тесное взаимодействие с работодателями, что даёт гарантию трудоустройства для выпускников. Всё реже на предприятии можно услышать: «О, пришёл молодой специалист, значит, надо переучивать!». Сами производственники заинтересованы в грамотных ребятах, которые после двух-трёх лет учёбы разбираются в процессе. Они участвуют в формировании вариативных программ, присутствуют на новой форме экзаменов — демонстрационной. Здесь ребята подтверждают полученные знания и умения, выполняя практические задания по международным стандартам, демонстрируя навыки. Своего рода состязание, кто лучше. Кстати, очень мотивирует и выпускников, и педагогов.

Большую роль играют практические занятия, закрепляемые в условиях производства. Причём их посещают не только ученики, но и преподаватели. А сами наставники ребят (работники в цехах) становятся своего рода педагогами.

Кропотливая работа, выстраивание взаимосвязей привели к позитивным результатам — работодатели берут студентов (а порой и абитуриентов) по целевым договорам. Это даёт молодым уверенность в будущем, где уже «прописаны» определённый социальный пакет, зарплата, а также меры поддержки в период обучения (это могут быть и выплата именной стипендии, и материальная помощь на приобретение формы, оплату жилья и др.).

— Кто входит в число крымских флагманов по этим направлениям?

— По инициативе Главы Республики Сергея Аксёнова запущены пять пилотных проектов, участниками которых стали санаторно-курортный комплекс «Мрия Резорт&СПА», АО «Судостроительный завод имени Б. Е. Бутомы», АО «Крымхлеб», ООО «Строительная компания «Консоль-Строй, Лтд», ООО «МПК «Скворцово». Эти предприятия социально активного бизнеса участвуют в управлении образовательными организациями и даже воспитательном процессе.

В свою очередь, Министерство образования, науки и молодёжи выстраивает цепочку партнёров «детский сад—школа
—колледж—университет—предприятие». Многие удивляются: при чём здесь дошкольное звено? Поясню: уже с детства ребят надо ориентировать на правильный выбор специальности, как это, к примеру, происходит на немецком концерне «Фольксваген». Они начинают именно с детского сада, прививая ребятишкам любовь к технике, предлагают, пока ещё в виде развлечения, собрать или разобрать игрушечную машинку. Для некоторых это становится «профориентацией» на всю жизнь.

— Очень грамотный подход, однако вернёмся к нашим реалиям. Все ли выпускники могут устроиться по специальности, ведь согласно статистике, в РФ около 36% дипломированных специалистов так и не находят работу. У нас в республике какие показатели?

— Приблизительно такие же. В прошлом году трудоустроились по специальности 65%. Однако есть нюансы. Некоторые стали самозанятыми в аграрном секторе, автоделе, и безработными их никак не назовёшь. Часть выпускниц-девушек ушла в декретный отпуск, сменила место жительства по семейным обстоятельствам. Ряд молодых людей после службы в армии в Крым не вернулся. Вот и набегает где-то треть, хотя это не главная цифра. К ней добавляется ещё один пункт — сезонность работ, которая является проблемой не только для полуострова. И хотя год от года растёт количество круглогодичных предприятий, острота вопроса остаётся на повестке дня.

Лучше синица (профессия) в руках, чем журавль в небе
Лучше синица (профессия) в руках, чем журавль в небе

— Качество подготовки молодых специалистов вызывает у меня некоторые опасения. Поясню, почему. Недавно сломался холодильник. Нашла мастера по Интернету, пришли молодые люди, заплатила им достаточно большую сумму за, как они сказали, «утечку фреона». Но после их ухода ничего не изменилось. На телефонные звонки «мастера» не отвечали. Пришлось обратиться к знакомым, которые посоветовали «проверенную» кандидатуру. Пришёл возрастной ремонтник, покопался минут пять и сказал: «Вам неправильно подключили трубки». Вот что это было?

— Знаете, у меня тоже была аналогичная ситуация с котлом. Сначала пришёл молодой — ничего не сделал, на следующий день «возрастной» — и тоже мимо. Пришлось покупать новый агрегат. Так что, думаю, от возраста здесь мало что зависит. Скорее, от отношения к делу, которому служишь. Желания постоянно учиться, осваивая новое в профессии.

Что же касается подготовки специалистов в наших колледжах, то здесь прилагают все усилия, чтобы «на выходе» получить хороший результат. Правительство выделяет хорошие средства для приобретения станков и аппаратуры самого последнего образца. Иногда даже производственники удивляются: «А ведь у нас таких ещё нет!».

С педагогами, конечно, возникают трудности. Старшее поколение уходит на пенсию, новые учителя, которые получали образование в лихие девяностые, по понятным причинам, до «мэтров» не дотягивают. Но выход ищем. Активно участвуем в федеральной программе «Пять тысяч мастеров»: ежегодно отправляем 50—60 человек на повышение квалификации: обучение по новейшим технологиям. Внедряем практику наставничества. Качества же можно достичь и за счёт практики на предприятиях, о чём я уже говорила раньше. Не обходим стороной конкурсные программы, благодаря которым в прошлом году получили гранты на создание семи современных мастерских — по морскому делу, ландшафтному дизайну, столярному производству, токарным работам на станках с ЧПУ, IТ-технологиям и другие.

Благодаря поддержке Госсовета, Совмина республики добились доплат из федерального бюджета для классных руководителей и кураторов групп в техникумах и колледжах.

— И напоследок спрошу вашего совета — стоит ли школьнику терять два года на 10-й и 11-й классы, вместо того, чтобы пойти сразу в техникум и уже через три года получить специальность? Или всё-таки надо «тянуть» до полного среднего образования, а потом родители устроят в вуз на платной основе?

— Всё очень индивидуально. Если ребёнок не хочет учиться, не заставишь. Но это крайний вариант. Есть дети, которые уже мотивированы на получение профессии и понимают, что могут пойти учиться в колледж после 9-го класса. Ведь чтобы стать профессионалом, нужно многому научиться. Поэтому профориентации уделяется всё большее внимание. Воспитание квалифицированных кадров «среднего» звена надо начинать с детского сада, и тогда у нас вырастет поколение, которому можно без опаски доверить экономику страны.

Интервью взяла Светлана КИРЬЯНОВА
Фото Валентина ГУСЕВА и Дмитрия ЛИЦОВА