51,2K подписчиков

"Борис Годунов" (СССР-Чехословакия-Польша-ГДР, 1986) и "Братан" (СССР, 1991)

Борис Годунов. СССР-Чехословакия-Польша-ГДР, 1986. Режиссер и сценарист Сергей Бондарчук (по одноименной трагедии А.С. Пушкина).

Борис Годунов. СССР-Чехословакия-Польша-ГДР, 1986. Режиссер и сценарист Сергей Бондарчук (по одноименной трагедии А.С. Пушкина). Актеры: Сергей Бондарчук, Александр Соловьёв, Адрианна Беджиньска, Анатолий Ромашин, Анатолий Васильев, Евгений Самойлов, Роман Филиппов, Алёна Бондарчук, Валерий Сторожик, Георгий Бурков, Ирина Скобцева, Фёдор Бондарчук, Ольгерд Лукашевич, Норберт Кухинке и др. 4,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Пожалуй, ни один фильм Сергея Бондарчука не был так кисло встречен публикой и критикой. Конечно, все писавшие о «Борисе Годунове» отмечали великолепную работу костюмеров и декораторов, размах массовых сцен, профессионализм оператора Вадима Юсова... Однако при всем том никто (включая и автора этих строк) не мог отделаться от впечатления, что гениальная трагедия Александра Пушкина получилась на экране холодной и неэмоциональной. По сути, Сергей Бондарчук попытался возродить давние традиции фильмов-спектаклей.

Жаль только, что неудача «Бориса Годунова» послужила поводом для фактической изоляции Сергея Бондарчука от Союза кинематографистов и Госкино, из-за чего он только в 1990-х годах сумел найти деньги для своей последней работы экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон»...

Александр Федоров

Борис Годунов. СССР-Чехословакия-Польша-ГДР, 1986. Режиссер и сценарист Сергей Бондарчук (по одноименной трагедии А.С. Пушкина).-2

Братан. СССР, 1991. Режиссер Бахтиёр Худойназаров. Сценаристы: Леонид Махкамов, Бахтиёр Худойназаров. Актеры: Тимур Турсунов, Фируз Сабзалиев, Н. Арифова и др.

Драма «Братан» снята в неброской повествовательной манере. Старший сын решает отвезти младшего к отцу, живущему в другом городе. Оба они лишены тепла семейного очага. И старший брат надеется, что отец захочет оставить малыша у себя... И вот, договорившись со знакомым машинистом товарного поезда, они едут по пустынным равнинам Средней Азии...

Вот, собственно, и вся фабула. Сюжет фильма основан на другом. Режиссер пристально вглядывается в незамысловатый быт своих героев и психологию их отношений. Иногда это выглядит на экране убедительно и эмоционально, иногда несколько монотонно и скучновато. Местами «Братан» напоминает давнюю картину Эльера Ишмухамедова «Нежность», местами классические американские «роуд мувиз». Словом, дебют вполне достойный...

Александр Федоров