Синдром «лезть во всё».
Постоянное, иногда доводящее взрослых до безумия желание малыша активно исследовать внешний мир – не злой умысел, а результат любознательности. Полуисследователь, полуучёный, ребёнок рассматривает окружающий мир как свою лабораторию. Но, вместо того чтобы получать поощрение к дальнейшим исследованиям, он ежедневно слышит десятки обескураживающих окликов. Самая распространённая фраза в семьях, где есть малыши, - «Не трогай!». Однако маленькие дети, особенно недавно начавшие ходить, не способны подавить импульсы, которые заставляют их трогать, толкать, хватать, теребить те или иные предметы. Вы не должны запрещать ребёнку трогать то, что его окружает. Чтобы понять мир, малышу надо и «потрогать» его. Разумеется, есть вещи не для детей. Необходимо поощрять безопасные и строго запрещать опасные исследования ребёнка. Попытайтесь превратить дом в лабораторию для ребёнка, насколько это возможно. Если вы не хотите убрать свои ценные вещи до тех пор, пока ваш ребёнок войдёт в более разумный возраст, начинайте учить его осторожно, бережно обращаться с предметами и не портить их. Постарайтесь предвидеть возможные катастрофы. Например, если малышу нравится смотреть, что получается, когда он переворачивает вверх дном чашку с молоком или соком, держите её подальше от ребёнка, и протягивайте ему только тогда, когда он готов сделать следующий глоток, а как только напьётся, сразу уберите.
В магазине сажайте малыша в коляску и займите его руки чем-нибудь интересным. Если ребёнок не желает сидеть, произведите его в своего помощника, направив таким образом разрушительную энергию в мирное русло. Укажите на пакетик с крупой, которую вы хотите купить. Пусть он сам снимет его с полки и даст вам. Если вы берёте апельсины или яблоки, попросите малыша опустить их по одному в сумку.
С запретами будьте тверды и последовательны. Уже в этом раннем возрасте дайте ребёнку ясно понять, что некоторые вещи трогать нельзя. Каждый раз, когда он потянется к кухонной плите или стиральной машинке, немедленно остановите его. Помните, что один и тот же запрет придётся повторять десятки раз, по он будет наконец усвоен.
Чем больше возможностей для безопасного исследования окружающего мира вы предоставите малышу, тем меньше у вас будет неприятностей. Малышу хочется включить телевизор? Покажите, как это делается, и пусть он попробует, но только тогда, когда вы рядом. Но вот он уже пытается «освоить» магнитофон – дайте ему взамен игрушку с кнопками, которые можно нажимать, или старый приёмник, в котором нет батареек. Если ребёнок тянется к куче свежевыглаженного белья, уберите её подальше, а ему оставьте пару полотенец, и пусть он сворачивает и разворачивает их в свой удовольствие. Малыш любит играть с водой? Доставьте ему эту радость: положите в ванну несколько пластмассовых бутылочек, баночек, чтобы он во время купания наливал и выливал воду. Можете ребёнка научить убирать посуду (разумеется, которая не бьётся), доставать одежду с полки, выключать свет, выходя из комнаты, и многим другим повседневным мелочам, которые вызовут интерес у вашего маленького исследователя.
Не реагируйте слишком эмоционально на нарушение запрета. Нежелательные поступки необходимо запрещать, но и не стоит поднимать из-за них большого шума. Малыши склонны повторять действия, которые вызвали бурную реакцию, положительную или отрицательную – для них не важно. Старайтесь выражать свой возмущение помягче. Лучше не трогать ребёнка, а посмеяться над ним.
Желание стучать по всем предметам.
Стремление барабанить весь день напролёт довольно распространено среди маленьких детей. Многие из них словно готовят себя к карьере музыкантов-ударников. Дети наслаждаются не только извлекаемыми звуками, но и реакцией окружающих (пусть даже негативной). И действительно, трудно не обращать внимание на стук, особенно когда говоришь по телефону, принимаешь гостей ли просто отдыхаешь после тяжёлого трудового дня. Маленькому барабанщику приятно также наслаждаться побочным явлением своих музыкальных упражнений – беспорядком, который он создаёт. Ему нравится, что, когда он стучит по тарелке, с неё падают кусочки овощей, нравится треск стола и то, как слетают с него журналы. Несмотря на то, что вам не хочется подавлять «музыкальные наклонности» своего ребёнка, слышать постоянный стук бывает просто невыносимо. В конце концов, всему есть предел, и этому увлечению малыша он тоже должен быть.
-Немедленно пресекайте попытки малыша стучать там, где это может быть опасно. Стучать по телевизору, посуде или окну опасно, это может привести к несчастному случаю. Поэтому поскорее отберите у юного «музыканта» «инструмент», которым он пользуется, и дайте ему что-нибудь взамен или переключите его внимание на другой род деятельности. Не старайтесь перекричать стук, говорите тихо, но твёрдо и решительно. Родительский гнев скорее всего только подстрекнёт малыша. Кроме того, он может просто не услышать вас из-за грохота. Движение ваших губ заинтересует его, заставит остановиться и послушать.
-Направьте его порывы в более приемлемое русло. Предложите ему старую кастрюлю и деревянную ложку, игрушечный барабан с мягкими палочками, детский бубен, звуковой молоточек, металлофон.
-Помогите малышу находить ритм повсюду: в живой и записанной на магнитофон музыке, дома и в машине, в играх, где надо хлопать и топать, в гуле дорожного движения, в тиканье часов и в собственном теле (научите его ритмично покачиваться или выполнять простые танцевальные движения под музыку и пение).
-Никакого стука при посторонних! То, что приходится выдерживать родителям, не должны терпеть окружающие. Так что, если ваш малыш схватил ложку и принялся барабанить, например, в кафе, остановите его немедленно. Ещё лучше опередить его действия: прежде чем садиться с ребёнком за стол, отложите в сторону его прибор, отодвиньте стеклянную посуду. Отвлеките малыша: используя салфетку, тихо поиграйте с ним в прятки, полистайте книжку с картинками или займитесь рисованием, если вы предусмотрительно взяли с собой блокнот с карандашом или дощечку с мелками. В крайнем случае, можно подождать, пока принесут заказ, в холле или на улице.
В следующей статье поговорим о сложностях с подгузниками.
#дети стучит по всем предметам