Найти тему

Как оценить воображение?

Для самостоятельной оценки того, насколько развито воображение у ребенка от 4 до 6-7 лет, можно использовать следующие методики:

1. Оценка речевого (вербального) воображения

В ходе тестирования ребенку предлагают придумать любую историю о каком-либо заданном персонаже, - человеке, животном, сказочном герое. Рассказывать желательно не менее 5 минут. Поскольку времени на подготовку дается мало, ребенку обычно приходится придумывать прямо в процессе рассказа. В этом случае придуманная история оценивается сразу по нескольким критериям: скорость сочинения истории (успевает ли придумать ее за отведенное время), необычность рассказанного (перед нами бытовой сюжет, сюжет традиционной сказки или новый сказочный сюжет), детализация персонажей (описана ли внешность, характер и т.п.), сюжет и эмоциональность происходящего. За каждый критерий можно начислить от 0 до 2 баллов. Ребенок с самым развитым воображением за этот тест может получить 10 баллов, с мало развитым - 0-2 балла.

2. "Кто где? Что где?"

Ребенку дается картинка с хорошо ему знакомым бытовым сюжетом: фермерский двор, семья за столом, приготовление обеда и т.д. При этом на картинке не хватает изображений некоторых персонажей или предметов. Их предлагается самостоятельно разместить (обычно поместить в специальные пробелы), но КАК МОЖНО БОЛЕЕ НЕОБЫЧНО, а потом придумать, почему они там оказались. По сути, перед нами тест на инертность мышления: способен ли ребенок поместить собаку не в конуру, а, например, на крышу, а в конуру посадить утку и т.д. Как правило, дети 3-4 лет с этим заданием не справляются вовсе. Дети младшего возраста очень внимательно следуют уже усвоенным от старших правилам. Они привыкли, что в мире есть определенный порядок вещей и никакой путаницы, подобной сказке Чуковского, в нем происходить не может. Новые, фантастические правила игры принимаются малышами очень неохотно - ведь так не бывает! Собака может жить в конуре и только в конуре, а если я скажу иначе, это будет неправильно! Но, начиная с 4-5 лет, дети развивают фантазию настолько, чтобы успешно выполнить это задание. Оценивается оно в баллах: 0 баллов получают дети, разместившие все картинки на "свои" места, а далее, в зависимости от количества "неправильно" размещенных картинок, за каждую начисляется 1 балл. Оценивается также уверенное выполнение задания: если ребенок тут же, не сомневаясь, принимается за дело, выполняя задание правильно, к общей сумме баллов прибавляется 1 балл, а если делает всё неуверенно, стремясь то и дело переложить картинки на нужное место, балл отнимается.

Еще больше методик в следующих статьях. Оставайтесь с нами - будет интересно!