Литовский стиль неожиданно оборачивается яркой находкой для ценителей неформатных «политических художеств». Где была Литва еще пару лет назад?
О ней миру напоминала лишь тогдашняя президентша Даля Грибаускайте. Чем? Своими отважными пассажами в крайне вызывающем антироссийском ключе.
Но особо запомнилась она настойчивостью с безумным закрытием Игналинской атомной электростанции. Это был самый крупный и знаковый постсоветский ущерб собственной стране в угоду европейской конъюнктуре.
Затем, мечущая гнутые антироссийские молнии Грибаускайте ушла куда-то на повышение в органы управления ЕС. И ее место тихонько занял некто Гитанас Науседа.
Мало кто заметил это за пределами Литвы. Но в теории – русофобский флажок был успешно передан по той же эстафете.
С личными рейтингами Науседе пришлось, правда, попотеть больше предшественницы. Ибо в микроскопическом перевесе голосов, отданных за него на выборах, активная литовская оппозиция сомневается до сих пор.
Науседа принялся заявлять о себе как о неком «приграничном европейском маэстро», не стесняющемся творческих изысков в сгущении своего антироссийского кредо.
Началом стало дикое, демонстративное неприятие «на литовский дух» проекта БелАЭС. Но как объяснить настойчивое охаивание атомной станции, способной вполне поделиться с Литвой электричеством в объеме уничтоженной Игналины? Резонного объяснения Науседы никто до сих пор не услышал...
В ту пору как раз подоспели выборы в соседней Беларуси. Что явилось свежей "грунтовкой" необъятного холста для написания красочных проамериканских сюжетов, назревших у эстонской элиты.
Наброски будущего шедевра возникали один за другим. Уверенными мазками Науседе удалось запечатлеть на полотне авантюру с крамольной белоруской девой - удивительный эскиз "Афера Светы-Т".
Все придумки по вильнюсскому пристанищу Светы-Т, ее подпольной коронации, и даже... нобелевскому номинированию – родились непосредственно из личных фантазий Науседы.
После – вызывающе жирными, но неразборчивыми пятнами была наляпана антология Боинга Протасевича. Зачем? "До кучи" в сюжете - на художника не обижаются, так сказать.
Затем грянула мигрантская война с Лукашенко. И можно было бы эффектно «отбомбиться по диктатору головами беженцев». Только вот, инициативу фееричного замысла цинично перехватывают польские мастера пограничного плагиата.
Но Науседа вновь находит чем порадовать заокеанскую публику – его политический арт-хаус обретает новую сумбурную инсталляцию. Теперь все краски на его палитре смешиваются для вуалирования Клайпедского порта!
И все ради санкций для «Беларуськалия». Тут же, срывая вашингтонские овации, у маэстро следует размашистое перечеркивание железнодорожного транзита белорусских грузов.
Сразу вопрос для литовских школьников - каков будет ущерб бюджету их страны, если загрузка клайпедского порта на две трети зависела от прибытия сюда калийных удобрений из Солигорска?
Однако, опус Науседы сдобрен еще и активными переговорами с европейскими получателями белорусского груза! И потому вдохновение ушлого маэстро, возможно, почерпано в заказе главных западных игроков калийного рынка. Которые, очевидно, могут здорово подняться на своих «чистых» продажах в отсутствие белорусов.
То есть, кабинет Науседы может быть куплен не только американцами…
Или, все-таки, здесь голый энтузиазм безумного антагониста русского мира? Ведь по правде говоря, ни европейские, ни американские санкционные решения не требовали от Науседы такого усердия!
Даже в Вашингтоне понимают, что совокупные доходы Беларуси и России все равно существенно возрастут и при обрезании литовского транзита.
Так что, инициативное рвение самого Вильнюса на картине Науседы смотрится более убедительным. Размашистый, дикий просчет - в смутной надежде угодить США нелепыми, неоправданными в итоге экономическими жертвами.
Но как можно относиться к собственной стране таким феноменально пошлым образом?