Диджитал-рынок развивается с космической скоростью: под новые задачи рынка появляются новые профессии. Компании любой величины постоянно нуждаются в сотрудниках, способных создавать продукты, отвечающие всем желаниям клиентов.
Одни из самых востребованных сейчас — профессии продакт-менеджера и проджект-менеджера. Без этих специалистов не обходится ни одна масштабная разработка мобильного приложения, сервиса или концепции товара.
Если вы в поиске новой деятельности, но сомневаетесь в выборе — быть продактом или проджектом — поможем разобраться в этой статье.
Продакт и проджект: в чём отличие?
Продакт занимается всем, что связано с разработкой продукта, — отвечает за создание и выход в свет нового сервиса или товара. Для этого он исследует текущее положение на рынке, анализирует клиента и конкурентов, проверяет гипотезы с помощью тестирований.
Проджект же курирует процессы: ведёт коммуникацию с клиентами, оформляет техническое задание, собирает для его выполнения команду и контролирует ход работ, чтобы уложиться в срок. Этому специалисту важно, чтобы всё работало как часы.
Если по-простому, менеджер продукта решает, каким будет итоговое приложение или сервис, а проекта — как будет выстроен процесс его создания.
Какие задачи стоят перед менеджером продукта?
Набор задач продакта может отличаться от компании к компании — на старте лучше изучить описания вакансий в понравившихся местах. Ядро же профессии неизменно: этот специалист формирует идею продукта, убеждает вкладывать в неё ресурсы компании.
Его цель — сделать продукт, который полюбят клиенты. Попасть в интересы целевой аудитории, предложить идею, удовлетворяющую их, — значит принести прибыль компании.
Не будем перечислять все функции профессионала, но разберём самые основные задачи, с которыми сталкивается продакт:
- анализировать рынок, конкурентов,
- искать сильные и слабые стороны продукта,
- формировать и тестировать новые гипотезы,
- прорабатывать маркетинговые коммуникации,
- запускать новые продукты,
- планировать прибыль.
После выхода приложения работа не заканчивается — он продолжает генерировать идеи, как улучшить продукт и привлечь новых пользователей.
Чем занимается проджект?
Проджект-менеджер контролирует ход работы над проектом: отвечает за коммуникации внутри команды, следит за точным соблюдением сроков, правильно выстраивает процессы. Он курирует разработку от идеи или брифа клиента до её реализации. Его задача — сделать проект, который понравится заказчику, уложившись в дедлайны и рамки бюджета.
Основные задачи, которые выполняет проджект, следующие:
- анализ потребностей заказчика,
- составление технического задания,
- координация работы команды над задачей,
- соблюдение дедлайнов внутри команды,
- контроль расхода бюджета,
- оценка рисков,
- отслеживание продуктивности работы команды и грамотное распределение нагрузки между её членами,
- презентация проекта клиенту на разных этапах;
- ведение отчётной документации
Какие навыки нужны в этих диджитал-профессиях?
Если вы любите и умеете переключаться между задачами и управлять командой, эти специальности точно вам подойдут. В ежедневной работе понадобится набор хард- и софт-скиллов.
Для продуктового менеджера, к примеру, важно уметь разрабатывать стратегию продукта, расставлять приоритеты, формировать дорожную карту, прогнозировать продажи до вывода на рынок.
Проджекту же необходимо знать методологии управления проектом, уметь строить ключевые бизнес-процессы, обладать технической экспертностью, чтобы понимать задачи, над которыми работает команда.
Софт-скиллы потребуются представителям обеих профессий. Среди необходимых компетенций ведение переговоров, адаптивность, коммуникативные способности, тайм-менеджмент, лидерские качества.
Какие ещё навыки нужны профи, мы рассказываем на курсе Нетологии «Как стать продакт- или проджект-менеджером».
Какие компании ищут специалистов?
У менеджеров есть возможность работать практически в любой компании. И международные корпорации, и небольшие стартапы могут позвать вас в свою команду. Они постоянно ищут сотрудников, чтобы запускать новые продуктовые линейки или сервисы. Сфера тоже может быть какой угодно — от IT до девелопмента.
Работать в офисе или из дома — решать вам. Почти всегда есть свобода выбора: работодатели предоставляют офисный, гибридный или удалённый формат.
Разобраться в тонкостях этих диджитал-профессий мы поможем на бесплатном курсе «Как стать продакт- или проджект-менеджером». Вы сможете выбрать подходящее направление и построить свою траекторию развития. До встречи!