Сегодня принято ругаться на современные "бумажные" кроссоверы и восхвалять те светлые времена, когда трава была зеленее, а передний мост подключался железным рычагом в салоне. Да ещё и колёсные хабы надо было иной раз в грязи активировать ручками. И, тем не менее, отбросив все лирические сопли, сегодня я расскажу вам объективные плюсы современного полного привода.
Разумеется, любой автор Дзена в глазах многоуважаемой публики данного ресурса - глупый диванный эксперт, ничего не понимающий в сути вопроса. Да, я из таких же. И всё же, как владелец двух УАЗов и одного кроссовера хочу простыми словами пояснить, почему муфта не лучше и не хуже парт-тайма - она просто для другого.
- Основной плюс: муфта позволяет двигаться с полным приводом всегда. И по грязи (об этом ниже), и по гравию, и по льду и, что самое главное, по асфальту. А асфальт, как известно, бывает ну ооочень разный. Иной раз и от поля не отличишь. И вот тогда можно прочувствовать все плюсы электронно-управляемой муфты: машина сама "играет" крутящим моментом между осями, а машина без каких-либо действий со стороны водителя сохраняет стабильность вне зависимости от того, что сейчас под колёсами.
Жёстко подключаемый мост нельзя использовать на жёстких покрытиях - об этом даже предупреждают всяческие наклейки и руководство по эксплуатации (но кому оно нужно). Это вызывает дополнительный износ трансмиссии и шин. Причём, износ ощутимый и быстрый.
Более примитивным вариантом муфты подключения оси служит обычный свободный дифференциал - та же "Нива", например. Конечно, в этом случае ни о каком "умном" распределении тягового усилия речи не идёт.
- Жёстко подключаемый полный привод ведёт себя довольно непредсказуемо. И это второй фактор, сильно ограничивающий его применение в пределах дороги общего пользования. Даже если под колёсами сплошь снежная каша, и особой нагрузки на трансмиссию при подключенном передке нет, нужно помнить, что подключаемый мост - это априори жёстко заблокированный межосевой дифференциал. А значит, при малейшем изменении условий движения (чуть довернули рулём, ускорились или замедлились) крутящий момент гуляет между двумя осями совершенно непредсказуемым образом. В сложных ситуациях это легко может спровоцировать трудно прогнозируемое и опасное поведение машины.
Разумеется, на настоящем бездорожье "железный" полный привод как правило лучше. Как минимум потому, что ему не страшен перегрев. Впрочем, современная электроника, многодисковые межосевые муфты и самоблокирующиеся дифференциалы работают так эффективно, что порой едут по жиже или снегу даже лучше "честных" полноприводных машин.
Наконец, отвечая на вопрос в заголовке: почему же почти не осталось внедорожников с классическим подключаемым мостом типа парт-тайм? Всё просто: нет спроса. Сеть дорог по всему миру развивается, а автомобиль становится не средством выживания в глуши, а обычным гаджетом. Поэтому, управляемость шасси и лёгкость конструкции стали для потребителя важнее проходимости и безотказности. ну а что это не устраивает пол процента "настоящих джиперов" - увы, производителям до этого нет дела. Как говорится: только бизнес, ничего личного.