На фоне дипломатического бойкота Западом зимних Олимпийских игр в Пекине Китай и Россия отметили это событие демонстрацией своих всё более тесных отношений. Президент России Владимир Путин сфотографировался с китайским лидером Си Цзиньпином на открытии зимних Игр 2022 года, заявил о своем несогласии с дальнейшим расширением НАТО и призвал Североатлантический альянс «отказаться от своих идеологизированных подходов холодной войны».
В совместном заявлении два лидера объявили о новой эре в отношениях, которая «не будет знать границ» и будет «превосходить политические и военные союзы эпохи холодной войны». При этом они заявили, что НАТО должно «уважать суверенитет, безопасность и интересы других стран… и проявлять справедливое и объективное отношение к мирному развитию других государств».
В свете агрессивной позиции Москвы в отношении Украины и столь же воинственных шумов, исходящих из Пекина по поводу будущего Тайваня, многие международные наблюдатели обеспокоены все более тесными отношениями между двумя странами.
Председатель парламентского комитета по обороне Великобритании Тобайас Эллвуд недавно написал, что Запад лишь с опозданием осознал вызов, который представляют собой все более тесные отношения России с Китаем. «Россия поставляет нефть, газ и военную технику. Китай, в свою очередь, предоставляет передовые технологии, — написал он, добавив: — Сегодня мы наблюдаем рождение мощного антидемократического альянса. Он находится на пути к тому, чтобы увидеть, как мир расколется на две сферы конкурирующего влияния. И мы позволили этому случиться».
Только в 2021 году НАТО четко осознало вызов, связанный с сближением России и Китая. Две державы объявили о своем «стратегическом партнерстве» в 1990-х годах и с тех пор регулярно сигнализируют о своём растущем сближении, объединяющем общую антипатию к либеральной демократии и противодействие тому, что они воспринимали как спонсируемую извне смену режима, например, «цветные революции». когда народные восстания подталкивали такие государства, как Украина или Грузия, к более тесному сотрудничеству с Западом.
Но как протесты 2020-21 годов в Беларуси, так и противостояние между Россией и Западом из-за Украины создали проблемы для Пекина, который имеет значительные торговые и инвестиционные связи с обеими странами, играющими ключевую роль в китайской программе «Один пояс, один путь».
Хотя нынешнее противостояние России и Запада, возможно, отвлекает внимание США от Азиатско-Тихоокеанского региона и Тайваня, Китай не хотел бы, чтобы потенциальный вооруженный конфликт на Украине омрачил Зимние Олимпийские игры.
Политические сигналы
Учитывая эти различия, новости о явном сотрудничестве в области безопасности между ними следует воспринимать с долей скептицизма. Хотя сотрудничество между китайскими и российскими вооруженными силами расширяется, основная функция их военного сотрудничества заключается в политическом сигнале, а не в подготовке к совместным военным действиям.
В течение последних нескольких месяцев Москва недвусмысленно поддерживала использование Китаем военной силы в качестве инструмента давления на своих северо-восточных азиатских соседей, Японию и Южную Корею. В октябре военно-морские силы России и Китая провели первое совместное патрулирование вокруг Японии.
В ноябре стратегические бомбардировщики двух стран организовали своё третье совместное стратегическое воздушное патрулирование над Японским и Восточно-Китайским морями, которое продемонстрировало готовность России и Китая совместно противостоять американо-японскому альянсу. В августе они также провели совместные армейские учения в Нинся-Хуэйском автономном районе на северо-западе Китая.
Пекин, однако, не ответил тем же, воздержавшись от поддержки военного балансирования России на грани войны в Европе. Китайские войска не принимали участия в последних российских стратегических учениях «Запад-21», которые проводились на западе России и в Белоруссии. Однако российские войска присоединились к своим коллегам в Китае для совместных учений, организованных вдали от Европы.
Пекин балансирует на тонкой грани между нападением на отдельные европейские государства — как в случае с Литвой, которая подверглась китайским санкциям, таким как исключение из китайской таможенной системы, — и представлением себя в качестве мирного партнера Европы. Открытая поддержка военно-политического балансирования Москвы на грани войны в Европе вполне может подтолкнуть государства ЕС к сближению с США.
Даже совместная декларация с предупреждением о расширении НАТО неоднозначна для Украины. В то время как Россия подтверждает свою приверженность политике одного Китая в отношении Тайваня, Украина не упоминается конкретно. Обе стороны договорились противодействовать попыткам подорвать безопасность и стабильность в их «общих сопредельных регионах», под которыми может подразумеваться только Центральная Азия.
Положительно нейтральный
Россия, похоже, перешла от позиции заведомого нейтралитета в отношении политики Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе к прямому осуждению трехсторонней инициативы по обеспечению безопасности между Австралией, Великобританией и Соединенными Штатами, «AUKUS» — и новой стратегии Вашингтона в Индо-Тихоокеанском регионе в Общее. В совместном заявлении отмечается, что обе страны серьезно обеспокоены подобным развитием событий. Тем не менее, поскольку Москва изо всех сил пытается удержать Индию на своей стороне, её поддержка политики Китая в Южной Азии остается ограниченной.
Таким образом, степень потенциальной поддержки Китаем России перед лицом очередного раунда западных санкций остается неопределенной. На данный момент, как отмечает один комментатор, «достаточно, чтобы Китай оставался положительно нейтральным». Москва возлагала большие надежды на экономическую помощь после 2014 года, но, хотя Пекин и оказывал некоторую помощь Путину и его окружению, большинство китайских компаний держались в стороне, опасаясь повредить своим связям с западными рынками.
Даже новое энергетическое соглашение сроком на 30 лет вряд ли можно считать успехом для России. Построив новый газопровод в Китай, «Газпром» увеличит экспорт в Китай на 25%, с 38 млрд до 48 млрд кубометров в год. Это означает, что Центральная Азия остается главным поставщиком природного газа в Китай с пропускной способностью трубопровода 55 миллиардов кубометров. Подробности новой сделки недоступны, но цена будет проблемой, поскольку Китай, как известно, ведёт жесткий торг.
Кажется маловероятным, что Москва и Пекин предпринимают скоординированные попытки втянуть США в войну на два фронта, но сохранение этого страха на Западе ценно само по себе.