Найти тему
Авто Энциклопедия

Четырехосный луноход. Стратегический тягач эпохи «охлаждения» МАЗ-535

Эту тяжеленную машину принято считать эпохальной, ибо именно она была первым многоосным тягачом для военных целей. Высокая проходимость обеспечивалось колесной формулой 8х8, автоматическая трансмиссия для своего времени вообще считалась инновационной, а способность работать в составе автопоездов делала ее уникальной.

Военные инновации

Первые прототипы МАЗ-535 появились еще в 1956 году, как раз в самый разгар «холодной» войны. Примечательно, что они вобрали в себя то, что не находило в СССР широкого применения – гидроусилитель руля, независимая подвеска всех колес, система подкачки колес и пр. Привод на все 8 колес был постоянным, моторный отсек располагался по центру, и в нем раскатисто ревел 39-литровый (!) двигатель мощностью в 375 «лошадей» с 2-ступенчатой фильтрацией воздуха.

Принципиально новая 3-ступенчатая трансмиссия тягача являлась, как сказал бы вождь мирового пролетариата, архисложной. Одноступенчатый трансформатор, планетарная КПП, 2-ступенчатая «раздатка» с парой промежуточных редукторов... Одних только карданных валов насчитывалось 16, имелся набор из 7 дифференциалов, к которым плюсуем 8 планетарных редукторов на колесах. Разобраться в этом хитросплетении даже целому отделу инженеров было не под силу, поэтому над проектом работал полноценный институт.

ПРИМЕЧАНИЕ. Первые серии военного МАЗа имели 3 лобовых стекла, установленных под наклоном, и третью фару – она располагалась по центру передней панели. Когда при транспортировке использовался прибор ночного видения, дополнительная оптика подсвечивала дорогу инфракрасным лучом.

-2

ТТХ как у марсохода. Исключение – расход топлива

Собственный вес МАЗ-535 составлял почти 19,5 т, дорожный просвет приближался к 0,5 м, для разворота стратегическому тягачу требовалось не менее 28 м. Машина-одиночка была способна ехать по шоссе со скоростью до 60 км/ч, в составе автопоезда динамика снижалась в 2-3 раза. Чтобы преодолеть 100 км, МАЗу требовалось порядка 75 литров дизтоплива. По этой причине машина таскала на себе два топливных бака общей вместимостью под 700 л, защищенные специальными кожухами с вентиляционными люками.

Этот существенный недостаток (хотя его трудно таковым считать при почти 40-литровом моторе) перекрывался повышенной проходимостью, универсальностью и способностью преодолевать броды глубиной в 1,3 м. Кроме того, большая масса была не такой уж большой помехой, так как машина довольно бодро взбиралась по склону с крутизной до 30 градусов.

-3

Семилетний «возраст» – это предел для советского тягача

Еще на этапе испытаний опытных образцов у МАЗ-535 выявилась проблема – недостаточная прочность рамы. Однако уже спустя год появился модернизированный вариант с литерой «А», усиленной рамой и кузовной частью. Массово тягач собирали мелкими партиями в том же опытном цехе, где он и впервые появился, а потом производство переместили в Минск. В целом же данная модель выпускалась вплоть до 1964 года, то есть всего лишь 7 лет. Почему стратегический МАЗ в дальнейшем не использовался в СССР, остается загадкой.