Эту тяжеленную машину принято считать эпохальной, ибо именно она была первым многоосным тягачом для военных целей. Высокая проходимость обеспечивалось колесной формулой 8х8, автоматическая трансмиссия для своего времени вообще считалась инновационной, а способность работать в составе автопоездов делала ее уникальной.
Военные инновации
Первые прототипы МАЗ-535 появились еще в 1956 году, как раз в самый разгар «холодной» войны. Примечательно, что они вобрали в себя то, что не находило в СССР широкого применения – гидроусилитель руля, независимая подвеска всех колес, система подкачки колес и пр. Привод на все 8 колес был постоянным, моторный отсек располагался по центру, и в нем раскатисто ревел 39-литровый (!) двигатель мощностью в 375 «лошадей» с 2-ступенчатой фильтрацией воздуха.
Принципиально новая 3-ступенчатая трансмиссия тягача являлась, как сказал бы вождь мирового пролетариата, архисложной. Одноступенчатый трансформатор, планетарная КПП, 2-ступенчатая «раздатка» с парой промежуточных редукторов... Одних только карданных валов насчитывалось 16, имелся набор из 7 дифференциалов, к которым плюсуем 8 планетарных редукторов на колесах. Разобраться в этом хитросплетении даже целому отделу инженеров было не под силу, поэтому над проектом работал полноценный институт.
ПРИМЕЧАНИЕ. Первые серии военного МАЗа имели 3 лобовых стекла, установленных под наклоном, и третью фару – она располагалась по центру передней панели. Когда при транспортировке использовался прибор ночного видения, дополнительная оптика подсвечивала дорогу инфракрасным лучом.
ТТХ как у марсохода. Исключение – расход топлива
Собственный вес МАЗ-535 составлял почти 19,5 т, дорожный просвет приближался к 0,5 м, для разворота стратегическому тягачу требовалось не менее 28 м. Машина-одиночка была способна ехать по шоссе со скоростью до 60 км/ч, в составе автопоезда динамика снижалась в 2-3 раза. Чтобы преодолеть 100 км, МАЗу требовалось порядка 75 литров дизтоплива. По этой причине машина таскала на себе два топливных бака общей вместимостью под 700 л, защищенные специальными кожухами с вентиляционными люками.
Этот существенный недостаток (хотя его трудно таковым считать при почти 40-литровом моторе) перекрывался повышенной проходимостью, универсальностью и способностью преодолевать броды глубиной в 1,3 м. Кроме того, большая масса была не такой уж большой помехой, так как машина довольно бодро взбиралась по склону с крутизной до 30 градусов.
Семилетний «возраст» – это предел для советского тягача
Еще на этапе испытаний опытных образцов у МАЗ-535 выявилась проблема – недостаточная прочность рамы. Однако уже спустя год появился модернизированный вариант с литерой «А», усиленной рамой и кузовной частью. Массово тягач собирали мелкими партиями в том же опытном цехе, где он и впервые появился, а потом производство переместили в Минск. В целом же данная модель выпускалась вплоть до 1964 года, то есть всего лишь 7 лет. Почему стратегический МАЗ в дальнейшем не использовался в СССР, остается загадкой.