3,8K подписчиков

Как Великая Отечественная война повлияла на религиозную политику большевиков

110 прочитали

Великая Отечественная война потребовала от многомиллионного населения Советского Союза титанического напряжения сил. Все народы, входившие в состав страны, объединились для борьбы с общим врагом человечества, как на фронте, так и в тылу. В общее дело разгрома врага включилось и верующее, в том числе и мусульманское население Поволжья, Средней Азии, Закавказья. Огромное количество мусульман уроженцев Татарстана и Башкортостана влилось в ряды Красной армии и погибли на фронтах войны.

Борьба большевиков против религии в целом и против ислама в частности на территории бывшей Российской империи началась практически сразу же с появлением «власти советов». Лидеры РКП(б) пытались изобразить религию, как определенное отклонение от нормы в стране, где победила революция. Они считали, что энергия масс должна быть направленна на перестройку всего общества, а этого добиться было невозможно, пока сознание большинства людей оставалось религиозным.

Уже с первых лет существования нового государства большевистским правительством был принят Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2 февраля (20 января) 1918 г. С юридической точки зрения данный документ был весьма прогрессивным. В нем говорилось о взаимном невмешательстве государства и церкви в дела друг друга, о свободе вероисповедания и относительной независимости церковных учреждений от государства.

Антирелигиозный плакат "Борьба против религии - борьба за социализм!".
Антирелигиозный плакат "Борьба против религии - борьба за социализм!".

И все же, Декрет был принят именно для того, чтобы проще было ликвидировать религиозное влияние на людей. В нем содержались положения, которые изначально ставили веру и церковь в зависимое положение по отношению к идеологии и государству. Например, если учитывать, что частично становление мировоззрения человека происходит в образовательных учреждениях, которые также были отделены от влияния духовенства, то их замена на коммунистическую идеологию способствовала смене моральных установок в первую очередь у подрастающих поколений.

Дети читают газету "Безбожник". https://emakar.ru/
Дети читают газету "Безбожник". https://emakar.ru/

В 1920-1930-е гг. отношение власти к религии не только не изменилось, но и усугубилось. Окончание Гражданской войны и стабилизация политического положения большевиков способствовали их активным действиям по вытеснению религии из жизни общества. Активная деятельность мусульманского духовенства в период голода 1921-1923 гг., показала необходимость контроля над ним со стороны государственно-партийных органов. Татотдел ГПУ постоянно контролировал деятельность мусульманских организаций как в сфере помощи голодающим, так и в деле открытия религиозных школ.

Агитационный плакат «Религия тормоз пятилетки»
Агитационный плакат «Религия тормоз пятилетки»

Антирелигиозная политика конца 1920-х – 1930-е гг. в отношении ислама не особо отличалась от той, которую проводили в отношении других религий на основании принятых в 1929 г. партийных решений. Усилилась антирелигиозная пропаганда, у церкви отобрали земли и культовые здания, начинаются репрессии против духовенства. Именно благодаря проводимой большевиками политике, 1930-е гг. стали периодом наименьшей активности мусульманского духовенства. Она выражалась, как правило, в публичных проповедях, обращениях в органы власти с определенными требованиями.

Только Великая Отечественная война изменила отношения между государством и религией.

22 июня 1941 г. германские войска, без объявления войны вторглись на территорию Советского Союза. С этого времени началась переоценка многих аспектов довоенной жизни общества и политики большевиков. Новые условия заставили государственный аппарат СССР по-другому взглянуть на практику работы, у том числе и в государственно-конфессиональных отношениях.

Война потребовала мобилизации не только политических, экономических и финансовых ресурсов страны, но и ресурсов общественных – моральных, духовных, патриотических. Для их формирования большевики использовали, в первую очередь, религию. Уже 3 июля 1941 г. к народу по радио обратился И.В. Сталин. Эту речь он обращал не к строителям коммунизма, а к простым людям, потому и начал ее со слов: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры!...». Фактически, это был призыв ко всем – и к атеистам, и к верующим, – объединиться для борьбы с жестокими захватчиками.

Для того, чтоб показать серьезность намерений власти в смягчении отношения к религиям, Сталин порекомендовал председателю Центрального совета Союза воинствующих безбожников Е. Ярославскому написать статью о патриотизме религиозных деятелей всех вероисповеданий страны. Такая статья появилась под названием «Почему религиозные деятели против Гитлера».

Отношение к вере с 22 июня 1941 г. кардинально меняется. В течение первых двух военных лет почти перестают публиковаться антирелигиозные труды, с молчаливого согласия государственно-партийных органов разрешались общецерковные сборы средств, перестали препятствовать богослужениям, признавались и даже создавались новые религиозные центры, устанавливались связи с зарубежными религиозными организациями. Фактически, большая угроза, которая нависла над СССР, заставила власть поменять характер государственно-конфессиональных отношений, а потому и сплотить общество.

Телеграмма муфтия Г.Расулева Сталину. Фото: https://dumrf.ru/
Телеграмма муфтия Г.Расулева Сталину. Фото: https://dumrf.ru/

Еще одной важной причиной изменения религиозной политики большевиков стала конфессиональная ситуация на оккупированных территориях. Руководство Третьего Рейха для борьбы против СССР с самого начала войны пыталось использовать национализм, тесно переплетенный с религией, и, в первую очередь, с исламом. Поскольку верующие в Советском Союзе были ущемлены в правах, то такая ситуация шла на пользу захватчикам. Часто пропаганда нацистов преподносила поход на восток не как агрессию, а как поход во имя защиты веры. Очень часто, на оккупированной части СССР и в странах мусульманского Востока можно было увидеть плакаты с использованием исламской символики, с призывами обратить оружие против безбожников – Советской власти. Кроме того, там открывали культовые заведения, разрешали вести богослужения и др. Такая политика частично имела свои результаты: известно и о формировании воинских подразделений вермахта из мусульман, и о лояльном отношении к захватчикам на определенных

Обращение муфтия Г.Расулева. Фото: https://dumrf.ru/
Обращение муфтия Г.Расулева. Фото: https://dumrf.ru/

Пытаясь противодействовать такой политике, руководство СССР начало поддерживать все конфессиональные направления, в том числе и ислам. Результатом этого стало выражение повсеместной поддержки лидерами мусульманского мира бойцов Красной армии, осуждение захватнической политики немецко-фашистских войск, а также призыв к мусульманам защищать Отечество от врагов. С таким призывом одним из первых выступил председатель Центрального духовного управления мусульман муфтий Г. Расулев. Мусульманское духовенство Поволжья, Урала, Сибири, Средней Азии собирало средства для помощи фронту, для производства техники и боеприпасов. Так в 1943 г. в Уфе было собрано около 10 млн рублей. Благодаря такой поддержке, власти в 1943-1944 гг. дали разрешение на открытие трех Духовных управлений, возвратили мусульманам более тысячи различных культовых зданий, разрешили совершать паломничество и др.

Муфтий Габдрахман Расулев. Фото: https://islam.ru/
Муфтий Габдрахман Расулев. Фото: https://islam.ru/

Немаловажной, хоть и не основной, причиной для смягчения религиозной политики в СССР стало отношение к этому на Западе. Западные союзники в войне, в лице Президента США Ф. Рузвельта, пытаясь помочь Советскому Союзу в борьбе против Германии, одним из условий предоставления материальной поддержки ставили вопрос расширения религиозной свободы. Американская общественность через своих представителей в Конгрессе не желала помогать «безбожному государству» и потому затрудняло принятия закона о ленд-лизе. Ситуация изменилась с подписанием СССР в конце декабря 1941 г. окончательного текста «Декларации Объединенных наций». Другие европейские страны, в том числе и Великобритания, отрицательно относились к религиозной политике фашистов, а в свете религиозной пропаганды, исходившей из Советского Союза в годы войны, всячески поддерживали последний в борьбе против «немецких варваров».

Изменение религиозной политики большевистским правительством СССР в первые годы войны дали возможность объединить народы, такие разные по социальному составу, вере для борьбы с единым врагом. Возможно благодаря такому молчаливому признанию прав конфессий советское государство смогло выстоять в Великой Отечественной войне. И все же, как показала дальнейшая история, ситуация с веротерпимостью в СССР поменялась не окончательно. Уже в послевоенное время усиливается антирелигиозная пропаганда, а с середины 1950-х гг. ужесточается отношение ко всем конфессиям.

Виталий Бабюх