⠀⠀
🔘В продолжение христианских сюжетов в живописи вспомнилась картина «И Мы видим» из серии «Sancta» 1922 г.
⠀
🔘Невероятно мощная по силе воздействия, фокус внимания сосредотачивается на явлении образа Спаса Нерукотворного - любяще, пронзительно, строго, из самой глубины бытия взирающего в сердце человека. Картина наполнена древнерусской эстетикой, иконописными приемами - «плоскостным» изображением, локализацией цвета, др. художественными элементами, как писал Е.Маточкин: «…кажется, что взгляд иконописного Спаса Нерукотворного пронзает все далёкие дали и все тайники человеческой души. Физической освещённости в картине нет; как в иконах здесь присутствует вечный неземной божественный свет».
⠀
🔘Встречал эту картину часто, но только сегодня всмотрелся пристальнее и открылись удивительные грани задумки мастера.
⠀
🔘Оказалось в левой части полотна Рерих даёт авторскую цитату из иконы XV века «Чудо от иконы Знамение» и это значит, что перед нами сюжет из истории Древней Руси - 1170 год - когда случилось чудо во время нападения суздальцев на Новгород.
⠀
🔘Архиепископ Иоанн молился в соборе Софии Премудрости о спасении города. В третью ночь перед иконой Спаса, он почувствовал священный трепет и раздался голос, повелевший взять ему икону Божией Матери из церкви Спаса на Ильинской, вознести её на городскую стену. Тогда будет спасение граду.
⠀
Икону внесли на место, где кипела битва. Одна из стрел попала в лик Богородицы. Никоновская летопись говорит: «Божiимъ промысломъ, обратися икона лицемъ на градъ, и виде архиепископъ отъ святыя тоя иконы слезы текуща, и прiятъ ихъ въ фелонь свой. О великое и преславное чюдо! како могутъ быти отъ суха древа слезы; не суть бо слезы, но милостивое знаменiе; сим бо образом молится пресвятая Богородица Сыну своему и Богу нашему за градъ и люди, уповающихъ на милость ея». Вдруг в войске врагов произошло смятение и они начали поражать друг друга. Новгород был спасён.
⠀
🔘Возможно схиархиепископ Иоанн изображён выходящим из арки, направляемый Силами Небесными, запечатленными в своде. И благодаря художнику он взирает на величественное видение Христа не только в 1170 г., но прямо здесь и сейчас, вместе с нами.