В дискографии любой рок-группы, даже одной из самых лучших, всегда найдется некоторое количество на первый взгляд «проходных» песен, которые в итоге, с течением времени, оказываются если не лучшими на альбомах, то совершенно не проходными. Есть такие песни и на альбомах Uriah Heep, некоторые из них я и рассмотрю.
Uriah Heep– это одна из моих самых любимых рок-групп, смело могу сказать, что она входит в мою первую 10-ку самых-самых, наряду с Deep Purple и Led Zeppelin. Тем более услышал впервые я «Хипов» одними из первых, причем сразу с первого альбома, и случилось это где-то осенью 1976-го. И эта группа понравилась мне безоговорочно, то есть стала одним из моих музыкальных рок-авторитетов и по сей день.
Несколько лет спустя я уже знал наизусть все альбомы группы, причем начиная с альбома «High and Mighty» 1976 года я начинал знакомиться с каждым новым альбомом по мере их появления, как правило – в СССР они появлялись через несколько месяцев после выхода их на Западе.
И вот, как и каждый нормальный меломан, я делил каждый альбом Uriah Heep на песни, которые были шедевральными и на песни не шедевральные, но которые все равно нравились. Также были и песни, которые нравились не совсем, но все же мной слушались без особых претензий. Однако при этом каждый альбом содержал как минимум одну песню, которая мне не нравилась вообще и представляла, по моему мнению, чистый «проходняк».
И вот эти «проходняки» очень долго мной воспринимались именно как «проходняки», которые, как мне казалось, были сочинены буквально на коленке и записывались тяп-ляп, лишь бы только заполнить место на альбоме.
Но с какого-то момента я вдруг начинал менять к этим «проходнякам» свое отношение, а некоторые спустя лет 30 вообще превратились для меня чуть ли не в лучшие песни на альбомах Uriah Heep. В любом случае из разряда «проходняков» они выпадали, и часто я их слушаю с удовольствием не меньшим, чем самые главные шедевры группы.
Вот с такими песнями я и хочу познакомить моих читателей, чтобы они сопоставили свое отношение к этим песням с моим и высказали свое собственное мнение по этим песням, чтобы мне стало более-менее понятно – насколько сильно я ошибался, считая эти песни «проходняками», или наоборот – ошибся, выведя их из-под этого статуса.
1). Lucy Blues (5:08)
Альбом «Very 'eavy… Very 'umble», 1970 г.
Песню написали Бокс и Байрон, как, впрочем, и большинство песен на альбоме. Следует сказать, что я впервые услышал американскую версию альбома, а на ней этой песни не было, она была заменена на ранний вариант «Bird of Prey», которая после заметной обработки вошла на второй диск группы – «Salisbury». И вот, когда я услышал уже диск немецкий, где эта «Lucy Blues» заменила сразу полюбившуюся мне «Bird of Prey», я сильно огорчился. Этот блюз мне сразу не понравился, причем очень сильно. Я тогда вообще не любил блюзы, а этот мне вообще показался каким-то архаичным.
В общем, когда я создавал свою коллекцию винилов, то я купил именно американский альбом, где этого «непотреба» не было. Правда, потом пришлось прикупить и немецкий винил, потому что конверты обоих вариантов сильно различались, а в коллекции, по моему разумению, должны быть оба варианта. Кстати, потом я купил по случаю и российский диск, потому что это, на мой взгляд, тоже прекрасный вариант, тем более я параллельно коллекционирую и все советские и российские пластинки моих любимых рок-исполнителей.
На видео: по-моему прекраснейшая кавер-версия на этот блюз от Михаила Ярошенко
Ну вот, прошло время, «Lucy Blues» мне пришлось слушать частенько, и я вдруг заметил, что эта песня меня начинает вдохновлять, и особенно одновременно вокал Байрона - мощный с одной стороны, но с другой – какой-то артистично-флегматичный. И песня начала мне нравиться так, как не нравится никакая другая песня на диске, за исключением «Gypsy», конечно же.
И сегодня, если бы мне предстояло составить сборник лучших песен Uriah Heep 70-х годов, я бы вместе с «Цыганкой» включил бы и «Lucy Blues». Нет, остальные песни мне тоже очень нравятся, но чуть меньше. А «Lucy Blues» - это шедевр, особенно в исполнении Байрона, тем более что таких блюзов «Хипы» больше не исполняли (исключение составляет «Simon the Bullet Freak», который появился только на американской версии «Salisbury»).
2). Salisbury (16:20)
Альбом «Salisbury», 1970 г.
Странно мне это говорить, но очень долгое время этот несвойственный, на мой взгляд, приличной хард-рок-группе оркестровый эпик, мне не просто не нравился – я его не переваривал. Из-за этого я почти никогда не слушал вторую сторону пластинки.
Но году так в 1985-м году моя будущая жена потащила меня на концерт джаз-роковой группы «Арсенал», и мне пришлось пойти вместе с ней, хотя джаз не переносил ни в каком виде. Но то ли прекрасная акустика зала на меня подействовала, то ли еще что, но я вдруг понял, что ничего ужасного в джазе нет, особенно если это не просто джаз, а настоящий джаз-рок.
На аудио: концертное исполнение сюиты "Salisbury" в Цюрихе, 1971 год. Звучание, конечно, отвратное, тем не менее очень интересная запись
В общем, пришел я домой, поставил запись сюиты «Salisbury» и прослушал ее с совершенно новыми ощущениями. И вот уже более трети века я считаю, что в 1970 году Uriah Heep совместили на одной пластинке сразу два альбома, совершенно разных, но одинаково прекрасных – это джаз-роковая сюита «Salisbury» с одной стороны, и все остальные песни – с другой.
3). All My Life (2:44)
Альбом «Demons and Wizards», 1972 г.
А это вообще песня-хохма - так мне казалось целых четверть века, и я весь этот период считал ее самым настоящим «проходняком», пока не услыхал ее в исполнении нынешнего вокалиста Uriah Heep Берни Шоу. Ну, я-то эту «клоунскую песенку» знал наизусть, несмотря на то, что она мне не очень нравилась, поэтому сразу же увидел как адски лажает новый вокалист, особенно в финале, где Байрон проявил самые настоящие чудеса вокальной эквилибристики.
И мне стало так обидно за Байрона, что я поставил эту песню с альбома «Demons and Wizards» на полной громкости, и вдруг мне стало понятно, насколько я был неправ, считая этот шедевр «клоунским» и «проходняковым». И вот уже скоро минует вторая четверть века, как я эту песню считаю одним из хитов альбома. Нет, конечно же, до главных хитов она не дотягивает, но теперь я не считаю, что ее писали на коленке и исполнили тяп-ляп.
На видео: кому интересно - исполнение песни Берни Шоу
Это прекрасный номер, вполне достойный «Хипов», и вполне знаково, что эту песню, как и предыдущие, рассмотренные мной, написал Мик Бокс, правда, при поддержке Байрона и Керслейка, но все же главным композитором был именно он.
4). If I Had the Time (5:43)
Альбом «Sweet Freedom», 1973 г.
Эту композицию я тоже долго не понимал, хотя сам альбом был чуть ли не самым моим любимым из всей дискографии «Хипов». Мне казалось, что песня эта не просто нудная, но и слишком длинная к тому же. И хотя почти все песни, написанные Кеном Хенсли, мне всегда нравились, но в случае с этой я полагал, что тут у такого мощного композитора случился натуральный перебор.
И только в самом конце 90-х, когда в моей коллекции появился новенький фирменный виниловый диск, который я очень долго искал за вменяемые деньги, мне довелось эту песню уже прослушать не как-нибудь, а со всем вниманием. Кого-то, конечно, удивит этот момент в моем повествовании – слушать диск с песней четверть века, и всю четверть века не обращать на нее внимание! Конечно, со стороны может показаться странным, но мне эта композиция не понравилась с самого начала, и я и на самом деле обращал на нее очень мало внимания.
А вот тут вдруг обратил, наверное, потому что вкушал звучание своего собственного, лично принадлежащего мне диска, и тут меня, как говорится, внезапно озарило.
На аудио: кому интересно, то после "Dreamer" идет "If I Had the Time", запись с американского концерта в 1973 году
Ну, бывает и такое. Сегодня композиция «If I Had the Time» для меня – один из главных шедевров на всем диске после «Dreamer» и «Pilgrim». Нет, «Stealin'» - это вообще фишка альбома, но она уже немного поднадоела, поэтому ей давно уже место на памятнике, а не на диске.
5). Prima Donna (3:11)
Альбом «Return to Fantasy», 1975 г.
Как уже писал выше – мне джаз-рок не нравится, а это именно джаз-рок, причем, какого-то кабацкого, как мне всегда казалось, пошиба. Вернее это даже не джаз-рок в своем чистом виде, а «джазанутый поп-рок», как написал какой-то рецензент, не помню где. Ну, у «Хипов» и поп-рока хватало, и джаз-рок бывало проклевывался, но меня всегда убивал этот чисто кабацкий стиль, в котором выполнена песня «Prima Donna».
Однако когда я стал взрослее, в техническом плане, так сказать, то я научился раскладывать каждую песню на составляющие, причем буквально. Как-то я подключил к своему усилителю широкополостный студийный эквалайзер и убрал все трубы и дудки, оставив только вокал, бас и барабаны. Ну так, ради хохмы. И я буквально поразился тому, насколько иной стала эта композиция. Я не могу описать этого звучания, советую моим читателям самим провести этот эксперимент с эквалайзером.
На видео: отличный концертный вариант песни, вместо всяких медных дудок во всю мощь звучит гитара Бокса и орган Хенсли. И никакого джаз-поп-рока!
В общем, в результате оказалось, что эта композиция если не шедевральна, то не хуже других и по замыслу, и по исполнению. И главную скрипку тут, если так можно сказать, вел своим вокалом именно Дэйвид Байрон. Это вообще уникальный певец, и я удивляюсь, почему этого не замечают многие любители рок-музыки, оценивая творчество Uriah Heep в целом, но не выделяя огромнейший вклад Байрона в популярность группы в 70-х.
На этом я временно закончу свой топ «шедеврально-проходных» песен Uriah Heep 70-х, но не потому, что таких больше не осталось, а потому что в данной публикации место закончилось. В одной из следующих публикаций я обязательно продолжу эту тему, потому что в творчестве этой поистине великой группы есть много чего обсудить, похвалить и покритиковать.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О URIAH HEEP НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Uriah Heep «Very' Eavy… Very' Umble» 1970 г. ~ это всего лишь одна суровая и мощная песня
«Salisbury» - это недооцененный шедевр Uriah Heep, давший группе путевку в жизнь
Uriah Heep «Demons and Wizards», 1972 г. Альбом, принесший группе первую всемирную славу
Uriah Heep «Sweet Freedom», 1973 г. – это самый «хиповский» диск группы за всю ее долгую биографию
Uriah Heep «Return to Fantasy» 1975 г. ~ вершина достижений группы, как творческих, так и финансовых