В нынешнем году исполнилось 45 лет с начала производства РАФ-2203 «Латвия». Этот микроавтобус мог стать первым советским автомобилем с роторным двигателем и кузовом из пластика, попавшим в серию. А вместо этого он запомнится, как легендарная «скорая помощь», маршрутное такси и другие служебные машины Советского Союза и стран СНГ. Да что там, до сих пор культовые «Рафики» иногда встречаются на дорогах самых разных стран. Некоторые из них отлично сохранились и служат водителям Ближнего Востока и Латинской Америки!
Давайте вспомним, с чего началась и чем завершилась история легендарного микроавтобуса. Но обо всем по порядку.
Краткий экскурс в историю
В конце сороковых годов прошлого столетия на базе одного из Рижских авторемонтных заводов, который занимался производством и ремонтом запчастей для ГАЗа и других производителей, появляется новое предприятие. Оно получат название «Рижский завод автобусных кузовов» и занимается производством средних автобусов.
В 1951 году РЗАК и «Рижская экспериментальная автомобильная фабрика» объединяются в единое целое, чтобы наладить производство автобусов РАФ-651. По сути, это копия пассажирского транспортного средства Горьковского автозавода, созданного на базе ГАЗ-51.
К середине пятидесятых после еще нескольких преобразований предприятие получает свое самое известное название – «Рижская Автобусная Фабрика». Или просто РАФ. В разное время на нем собираются несколько известных моделей микроавтобусов, включая РАФ-08 и РАФ-977.
А в 1976 году неподалеку от Риги, в городке Елгава, вводится в строй новый завод РАФ. И на его новейшем оборудовании началось производство уникального микроавтобуса.
Начало разработки
Но вернемся в начало шестидесятых. Именно тогда начались работы по созданию замены модели РАФ-977. Изначально новый микроавтобус получил название РАФ-982. В качестве основного материала его кузова намеревались использовать армированное стекловолокно. Но, как и в случае со отечественным «Стартом», о котором расскажу через пару дней, проект провалился. Слишком уж хрупким и дорогим в производстве оказался этот материал.
Тогда были организованы две группы, продолжившие работу над прототипом. Первым свое творение под названием РАФ-982-I представил коллектив под руководством конструктора Миезиса. Изначально именно этот, более консервативный вариант и собирались пустить в массовое производство.
Второй вариант, над которым работала группа инженера Бергса, появился гораздо позже, только в 1968-м. Данный прототип выглядел гораздо современнее и футуристичнее. Но имел ряд проблем с развесовкой по осям, компоновкой и безопасностью водителя и пассажира на переднем сидении. Лишь благодаря усилиям Ильи Поздняка, занимавшего должность генерального директора РАФа, удалось убедить руководство страны в необходимости доработки второго прототипа и постройки новых производственных линий для его производства.
Концепты серьезно переработали и на их базе возник совершенно новый РАФ-2203. Позже он получит название «Латвия». И заполонит дороги Советского Союза.
РАФ-2203
Новый микроавтобус, который уже должен был стать главным транспортным средством для медицинских учреждений по всей стране, комплектовался некоторыми узлами от ГАЗ-24. А некоторые элементы на ранних стадиях производства он и вовсе получил от Москвича-412. К примеру, зеркала и задние фонари прибывали в Латвию из Москвы. Чуть позже их заменят оригинальными комплектующими.
В целом же РАФ-2203 был микроавтобусом вагонной компоновки с цельнометаллическим кузовом и вместительным салоном. Многим жителям СССР сразу же пришелся по вкусу его запоминающийся современный внешний вид. Причем машина полностью соответствовала современным требованиям безопасности и получилась достаточно надежной.
А вот интерьер у многих вызвал смешанные чувства. Удобные индивидуальные сиденья слишком контрастировали с некоторыми элементами декора. К примеру, пол салона был изготовлен из бакелитовой фанеры. Делалось это для упрощения ремонтных работ и облегчения массы микроавтобуса. Но у некоторых водителей такое решение вызывало недоумение. И многие пассажиры до сих пор с улыбкой вспоминают собственное странное чувство, когда садишься в РАФ-2203 и начинаешь размышлять, почему у этой машины пол из дерева?
Однако новый одиннадцатиместный микроавтобус быстро полюбися советским гражданам. А как иначе? Ведь он был достаточно быстрым, комфортным, красивым и безопасным.
Всенародная любовь
Достаточно быстро РАФ-2203, над дизайном которого работал известный художник Артур Эйсерт, заполонил улицы крупных городов Советского Союза. А со временем он в достаточных количествах появился и на дорогах небольших населенных пунктов. По сравнению с конкурентами, к примеру, УАЗами, машина выглядела гораздо симпатичнее и интереснее. Да и в ее салоне можно было разместиться достаточно комфортно.
Практически сразу же РАФ-2203 стал массово использоваться в качестве карет «скорой помощи», милицейского автомобиля и транспортного средства других служб. С легендарными шашечками на борту он был превращен в одно из самых популярных маршрутных такси всей необъятной страны. И машина быстро получила от водителей и пассажиров ласковое прозвище «Рафик».
Также микроавтобус экспортировался в десятки стран. Он колесил по дорогам Чехословакии, Польши, ГДР, Венгрии, Финляндии, Афганистана, Ирака, Панамы, Китая, Монголии, Вьетнама, Кубы, Нигерии и других государств. РАФ-2203 производился вплоть до 1997 года. И всего было выпущено более 274 000 его различных модификаций.
Что в итоге?
РАФ-2203 «Латвия» стал одним из негласных символов быта советского человека. Но это не просто «Скорая» или «маршрутное такси». Это легендарная машина, ставшая официальным транспортом московской Олимпиады 1980 года и даже побывавшая на Килиманджаро во время одной из экспедиций в Африку. РАФ-2203 и сейчас с теплом вспоминают на постсоветском пространстве. А о каких автомобилях вы бы хотели услышать подобные истории? Обязательно напишите об этом в комментариях!
#РАФ #авто #русский автопром #автомобили #советский автопром #латвия #ссср #легенды автопрома