Найти в Дзене
Светлана Россинская

ЛЕГКО ЛИ СТАТЬ ХУДОЖНИКОМ?

Фоторепортаж после дискуссии в литературном клубе «Прикосновение»
библиотеки «Фолиант»

«…Я давно хотел вас спросить, как художник художника… Вы рисовать умеете?» Эта культовая фраза из «12 стульев» Ильфа и Петрова, сказанная Остапом Бендером Кисе Воробьянинову, давно стала крылатым выражением.

Легко ли стать художником?
На эту тему 8 февраля 2022 года в библиотечном литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» была организована дискуссия с участием арт-встреча с тольяттинским художником Владимиром Марковым.

-2

Владимир Николаевич показал три свои последние работы в жанре портрета - портрет патриарха Кирилла, портрет Владимира Высоцкого и парный портрет деда и бабушки. Рассказал о замысле полотен, их идее и технике исполнения.

А потом каждый присутствующий смог лично задать художнику интересующие его вопросы и поговорить о том, каждый ли может рисовать и правда ли, что, начав творить, наша жизнь изменится?

НЕМНОГО БИОГРАФИИ

Владимир Николаевич - давний читатель библиотеки и активист ее Литературного клуба «Прикосновение». Он неоднократно помогал библиотекарям в подготовке и проведении литературных расследований по жизни и творчеству многих русских и зарубежных художников - Михаила Врубеля и Павла Филонова, Василия Сурикова и Алексея Саврасова, Сандро Боттичелли и Альбрехта Дюрера, Архипа Куинджи и Бориса Кустодиева, Эдгара Дега и Фриды Кало, Анри Тулуз де Лотрека и Анри Матисса, Пабло Пикассо, Марка Шагала и Джузеппе Арчимбольдо…

Родился художник 8 января 1949 года в г. Самаре. Семья была многодетной, а Володя - старший. Рисовать начал с детства, а оно прошло в деревне. Отсюда и его бесконечная любовь к селу, его быту и духовной жизни человека. В 1971 году Владимир закончил художественное училище в г. Пензе. С этого времени и начался отсчет его творческого пути, сначала - в Самаре, потом - в Тольятти.

Каждая картина Владимира Маркова, а их за последние пятьдесят с лишним лет накопилось достаточно много, - это на¬поминание о ценности жизни. Большинство его полотен выполнено в технике масляной живописи. И в каждом из них художник прожива¬ет и пропускает через себя жизнь своих героев, их надежды и разочарования. Персонажи картин - не выдуманные, а реально существующие люди - соседи, тетушка, дядя….

Сегодня Владимир Николаевич - участник многих городских выставок и выставки в посольстве России в Париже. Его персональная выставка - «Православная Русь» - проходила в городе Сергиевске. На ней было представлено 50 картин. Художника очень интересуют истоки строительства часовен и церквей из дерева, он перечитал все библиотечные книги о русском деревянном зодчестве, потому что именно в нем он видит душу нашей России.

Уезжая из гостеприимного города, В. Марков подарил музею картину, на которой изображена церковь, расположенная в соседнем с Сергиевском селе - Павловске. В настоящее время эта церковь находится в очень плачевном состоянии, развалилась почти вся. Нашему художнику пришлось сначала восстановить ее прежний внешний вид, сделать рисунок, а уже потом писать строение на холсте.

-3

В Тольятти самая красивая церковь - Спасо-Преображенская - находится на ул. Юбилейной. Мало уже кто из горожан помнит, как она строилась. Владимир Николаевич запечатлел церковь в процессе строительства, т.е. в тот момент, когда купол еще был в арматуре, а сварщики сваривали дуги, работали подъемные краны, суетились строительные рабочие. Эта его картина хранится в церкви как подарок художника.

Напротив бывшего Тольяттинского военно-технического института (ТВТИ) построена Покровская церковь. В свое время Владимир Марков сделал рисунок стройки, а к открытию церкви картину закончил и тоже подарил городу.

Две картины, на которых изображены волжские пейзажи, украшают помещение библиотеки «Фолиант». Это тоже подарок художника.
Для Владимира Маркова живопись - не просто частное занятие. Оно - продолжение его «я», а радость - в самом пути. Живопись приносит художнику удовольствие. Для него она - язык, способный выразить то, что не выразимо другими знаковыми средствами. Один визуальный образ - и не надо произносить гигабайты ненужных слов.

-4

РИСУЙ КАК ХУДОЖНИК!

Каждый ли может рисовать? Сегодняшний рынок говорит, что каждый.
«Рисовать могут все!», «Портрет за 2 занятия!», «Картина маслом за 3 часа!» В последнее время соцсети пестрят подобными заголовками, зазывая на уроки рисования и живописи. Что происходит? И можно ли в одночасье овладеть мастерством?

С одной стороны, в этом нет никаких сомнений. Если вы научились читать, то, вероятно, на каком-то уровне сможете и рисовать. Вопрос, на каком. В чем подвох? Проблема в том, что общество упорно путает понятия уметь рисовать и быть художником.

В библиотеках много книг с уроками по изобразительному искусству. Есть даже «Полный курс академической живописи». Читать такие книги достаточно скучно.

Когда же авторы книжных «обучалок» заявляют, что надо забыть про долгое обучение как про пережиток прошлого, что надо просто расслабиться и рисовать, как бог на душу положит, что это и есть путь художника, то это, мягко говоря, введение в заблуждение! А книги с пестрыми обложками - пустые и никчемные!

В интернете полным-полно мастер-классов профессионалов, их содержание можно выразить одной фразой - «смотри, как я могу!». Такие видео не вредят, но и не учат. Эти ролики могут быть полезны только в качестве дополнительного образования, получаемого параллельно с основным. В них можно подсмотреть какой-нибудь прием или технику. Но применить на практике такой материал возможно, лишь понимая основы.

Непоследовательное и фрагментарное обучение порождает миф, что профессия художника вообще-то дается не так уж и сложно. И вообще - быть художником - это постоянная радость и необыкновенное счастье.

Встречаются даже вполне взрослые люди, не стесняющихся называть себя художниками после окончания какого-нибудь кружка вроде «Очумелых ручек». Они страшно уверены в себе, бодры и веселы. Ни минуты не сомневаясь в своем предназначении, умудряются даже заказы брать!
А вот выпускники художественных училищ, да и зрелые мастера склонны постоянно сомневаться в себе. Как думаете, почему?

Почему-то никому не приходит в голову называть себя хирургом, юристом или композитором, не пройдя определенных этапов становления? И никто не объявляет себя писателем, едва научившись писать буквы. Хотя навык письма, в отличие от музыки, доступен каждому. Но почему-то это считается нормальным, когда речь заходит о рисунке или живописи.

То же самое касается профессии библиотекаря. Фраза «библиотекарем может быть каждый» сегодня произносится точно так же, как «родителем может быть каждый». И это страшно обесценивает профессию.

-5

НАГРАДУ ПОЛУЧАЮТ ЕДИНИЦЫ

На самом деле путь настоящего художника совсем другой. Это подтверждают биографии великих живописцев прошлого, об этом говорят наши тольяттинские профессиональные художники Владимир Марков, Мария Пьянова, Николай Кузнецов, Олег Панов

Учиться рисовать приходится годами! Обычно на это уходит минимум лет 12 упорного и последовательного образования, не считая школы, и не принимая во внимание тот факт, что вообще-то художник учится всю жизнь.

-6

Кроме того, практика показывает, что если вы обладаете талантом, то в обучении рисованию он не всегда бывает помощником, а иногда даже вредит. Примеров тому - масса! Не редко бывает так, что особо одаренные студенты - будущие художники - по разным причинам не выдерживают нагрузки и бросают это занятие. Парадокс в том, что часто именно талант провоцирует лень и бездействие! Люди, привыкшие получать легко то, что другим дается сложно, как правило, не способны к упорному труду.

Настоящие навыки приобретаются тяжело, а удачные работы рождаются в муках. Именно поэтому большинство студентов-выпускников никогда больше не берутся за кисть, а те, кто остаются в профессии, годами работают в одиночестве и часто в безденежье, жертвуя своим счастьем и здоровьем.

Кто-то спасается преподаванием. И это не так плохо, ведь существует тысячи причин, чтобы стать преподавателем. Но для художника это всегда компромисс. В любом случае, художник - это не та профессия, которая гарантирует вам благополучие и радость. Вы никогда не сможете спрогнозировать, куда она вас приведет. Вся история мировой живописи подтверждает это.

-7

Поэтому хорошо подумайте, что вы будете делать, когда научитесь рисовать профессионально. Кому вы будете нужны со своим умением? На земле и до вас существовали тысячи превосходных художников. Они подарили людям сотни шедевров. И вот являетесь вы! Вы уверены, что вас ждали? У вас есть, что сказать миру, чтобы он обратил на вас внимание? Если так, вы - художник!

В средние века искусство живописи считалось ремеслом и передавалось по наследству, как ювелирное, гончарное или врачебное дело. Сегодня тоже существуют прикладные художественные профессии, и ремесленникам вполне находится применение на реальных производствах и мануфактурах.

Но в этих артелях, как правило, приходится забывать о творчестве и, соответственно о себе, как о художнике. Хотя некоторым людям и в прикладных художественных специальностях удается стать творцами, но это, скорее, исключения из правила

Так каждый ли может стать художником? Ответ очевиден. Если вы овладеете мастерством, но не привнесете ничего нового, вы станете ремесленником в хорошем смысле этого слова. Если же вы не можете не рисовать и не боитесь трудностей - будьте готовы встать на тропу героя!

-8

Потому что рисование - занятие довольно опасное! Сначала вам придется стать первоклассным ремесленником и потом, если получится, привнести в этот мир что-то свое. Это долгий и сложный путь, в конце которого награду получают лишь единицы. Но такова реальная цена за то, чтобы называться художником.

Как трудно быть художником среди асфальта серого,
То черного от дождика, то стылого и белого,
Среди домов, казенных слов, и незнакомых встречных лиц,
И снежных нитей проводов, и мокрых крашеных ресниц.

И каждый день в троллейбусе, в бреду волнений прожитых
Разгадываю ребусы на стеклах замороженных.
На стеклах и на памяти из правды и из чьей-то лжи,
И на душевной замяти, и на холсте с названьем « жизнь».

Как трудно быть художником, не спать в ненастье за стеной,
А плыть под шепот дождика над черной жуткой глубиной,
Запомнить, как шумит гроза и даже капли пережить -
И ведь нельзя закрыть глаза и вдруг художником не быть.
(стихи Олега Митяева, 1980)

ЕСЛИ НЕ ХВАТАЕТ ВДОХНОВЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ

Однако если вы рисуете для души, обучаясь от случая к случаю, то это может стать прекрасным хобби, отличным развлечением для взрослых и развивающим занятием для детей. Отлично помочь в этом сможет книга Джулии Кэмерон.
(Кэмерон Дж. Путь Художника/ Джулиан Кэмеро. - М: «Llivebook», 2017.-384 с.)

-9

«Путь Художника» - это бессменный бестселлер последних 30 лет, признанный лучшим учебником по раскрытию творческих способностей. Книга представляет собой 12-недельный практический курс, позволяющий вам в считанные недели обрести собственный творческий голос. Это возможность творчески раскрыться каждому, кто до сих пор был уверен, что если он - не Айвазовский, не Чайковский и не Достоевский, то не стоит и лезть в живопись, музыку или литературу. Это вдохновение и поддержка на замечательном, ярком пути, доступном любому из нас, - на пути художника.


Джулия Кэмерон - автор тридцати семи книг, среди которых три мировых бестселлера («Путь Художника», «Право писать» и «Золотая жила»), а также бесчисленных теле - кино - и театральных сценариев. Писательница сделала блистательную журналистскую карьеру. Она писала для «Нью-Йорк таймс», «Лос-Анджелес таймс», «Роллинг стоун».

Книга «Путь Художника» - результат более тридцати лет ведения творческих мастерских и семинаров. Это - международный бестселлер, переведенный на десяток языков, переживший более двадцати переизданий, проданный тиражом более четырех миллионов экземпляров. В России книга увидела свет в 2005 году. С тех пор она выдержала более пятнадцати переизданий и обрела сотни тысяч поклонников. В библиотеке «Фолиант» есть издание 2014 года (272с).

А еще Кэмерон преподает свой курс «Путь Художника» по всему миру - от Панамы до Австралии. Сотни творческих мастерских, начавших свое существование с личного мастер-класса Кэмерон, продолжают свою работу, открывая радость творчества миллионам людей.

Помимо книг в интернете существует масса доступных видеоуроков от современных художников-педагогов Леонида Афремова и Алексея Мартынова, Екатерины Федоровой и Светланы Валеевой, Дмитрия Розы и Ольги Базановой, Дарьи Долгополовой и Александра Григорьева, Георгия Харченко и Вугара Мамедова, Екатерины Голиковой и многих других мастеров.

Творите, и ваша жизнь тоже изменится!

-10

P/S/ https://vk.com/album-46420619_282740335 - вот в этом фотоальбоме можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные в библиотеке «Фолиант» 8.02.22. в ходе дискуссии на тему: «Легко ли стать художником?»

8.02.22. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail:
rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте http://vk.com/library_foliant; Тел: 30-78-00