Несомненно, Сергей Соловьев был культовой фигурой отечественного кинематографа. Среди его самых ярких работ можно отметить такие фильмы как: «Станционный смотритель», «Сто дней после детства» и «Егор Булычов и другие». На последней картине мы пока и остановимся.
В 1970-ом году еще недавний выпускник ВГИКа Сергей Александрович Соловьев начинает съемку «Егора Булычова...», в основу которого легла одноименная пьеса Максима Горького. В главной роли молодой режиссер видел лишь Михаила Ульянова, игру которого запомнил по фильму «Председатель».
Соловьев боялся, что знаменитый актер откажется работать с никому не известным режиссером, да и сама концепция фильма может банально не понравиться. Но все опасения оказались напрасны - Ульянов выслушал идеи режиссера и согласился на роль.
Съемочный процесс проходил тяжело. Михаилу Александровичу потребовались месяцы, чтобы досконально проработать свой новый образ. Он вкладывал в фильм все свои силы, желая на выходе получить достойный результат.
В момент, когда основная работа над лентой подходила к концу, Соловьев без задней мысли обмолвился о том, что на эпизодическую роль трубача был приглашен Иннокентий Смоктуновский.
Как вспоминал сам режиссер в это мгновение лицо Ульянова помрачнело. Он совершенно несвойственным грубым голосом заявил: - «Кеша не будет играть в этой картине. Никогда! Или я, или Кеша». Разумеется, Соловьев ничего не понимал и начал задавать уточняющие вопросы. На что Ульянов ответил следующее: - «Я 8 месяцев работал над ролью. Отдал ей всего себя, а теперь на пару дней приедет Кеша, улыбнется, дунет в трубу - и меня нет!».
Сложно сказать, почему Михаил Ульянов так опасался Смоктуновского, которому в фильме отвели лишь небольшой эпизод.
Перед режиссером встал выбор: Ульянов или Смоктуновский. Естественно, он выбрал Михаила Александровича, ведь на нем можно сказать держался весь фильм. А Смоктуновского приходилось обманывать...
Когда Иннокентий звонил на студию, пытаясь узнать дату начала съемок, Соловьев придумывал различные оправдания, и Кеша, в дружеской манере подбадривал его. Смоктуновский прекратил звонить только когда увидел готовый фильм. Очевидно подобное очень задело актера, однако он старался не подавать вида.
После фильма «Егор Булычов и другие» Соловьев начал заниматься экранизацией повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель». На этот раз режиссер мечтал видеть в главной роли именно Иннокентия Михайловича. Вдобавок директором картины был Виктор Цируль, который хорошо знал Смоктуновского.
Соловьев и Смоктуновский обсудили детали будущего фильма, достигли договоренности. После этого Иннокентий Михайлович заходит в кабинет к директору картины и припоминая тот неприятный момент с «Егором Булычовым...» просит выплатить ему 7 тысяч рублей в качестве моральной компенсации, иначе он отказывается играть. Таким образом актер решил отыграться и отомстить за причиненную обиду.
Бюджет «Станционного смотрителя» был маленьким, а поэтому ни о каких 7 тысячах не могло идти и речи. В итоге Смоктуновский просто ушел, а главную роль сыграл Николай Пастухов.
Спустя десятилетие Иннокентий Михайлович лично позвонил Соловьеву и сказал: - «Недавно по телевизору видел «Станционного смотрителя - такой прекрасный фильм! Я сожалею, что упустил одну из лучших ролей в жизни! И все из-за моей мелочности! Думал наказать тебя, а наказал себя! Извини меня, Сережа...»
#советское кино #интересные факты о кино #советские актеры #кино