Найти тему

4. Как сделать Россию лучше? (9)

Глава 1. Улучшение политической системы России.

§ 4.9.  Одной из особенностей нынешней России является наличие большого числа совещательных госорганов и различных форумов, количество которых постоянно увеличивается. Возможно, таким образом власти страны хотят больше узнать о нуждах граждан и быстрее реагировать на запросы общества. На практике этот подход не работает, потому что чиновники редко прислушиваются к предложениям, высказанным в ходе многочисленных обсуждений.

Подобные госорганы не имеют реальных полномочий, в том числе права законодательной инициативы, и часто выполняют задачи, возложенные на другие ведомства. Одним из таких госорганов является Государственный Совет России, статус которого в 2020 году был закреплен в Конституции страны, хотя мало кто в стране понимает для чего он создавался и чем конкретно занимается.

Его предшественник - Государственный совет РСФСР в качестве совещательного органа был образован в июле 1991 года и упразднен в ноябре того же года. Скорее всего, по причине его бесполезности. В Госсовет РСФСР входили Президент, вице-президент, премьер-министр, госсекретарь, шесть государственных советников и пять министров.

Нынешний Госсовет России появился в 2000 году, после того как губернаторы и главы законодательных собраний регионов были лишены права заседать в Совете Федерации. В качестве компенсации за то, что они утратили свои полномочия, губернаторы получили право стать членами Госсовета России и вместе с федеральными чиновниками обсуждать проблемы страны.

В состав нынешнего Госсовета России входят Президент, Председатель Правительства, Председатели Совета Федерации и Государственной Думы, руководитель Администрации Президента, Полномочные Представители Президента в федеральных округах, главы субъектов российских регионов и представители политических партий, имеющие фракции в Федеральном Собрании. Члены Госсовета работают на общественных началах, а организация его деятельности возложена на Администрацию Президента.

Чем занимаются эти люди, которые собираются вместе несколько раз в год? Согласно закону о Госсовете № 394 -ФЗ они готовят предложения Президенту России  по основным направлениям внутренней и внешней политики и социально-экономического развития страны, по укреплению основ федерализма и местного самоуправления, рассматривают проекты важнейших федеральных законов и указов Президента и обсуждают другие важные вопросы.

Вряд ли можно ждать от Госсовета прорывных решений или стратегии развития России, ведь многие его полномочия очень абстрактны. Например, в подпункте 6 статьи 6 Закона № 394 -ФЗ сказано, что Госсовет: «6) участвует в разработке и определении мер поощрения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения ими наилучших значений (уровней) показателей деятельности».

Многие функции Госсовета входят в компетенцию Правительства России, Администрации Президента, депутатов Федерального собрания, Представителей Президента в федеральных округах, министров и руководителей федеральных ведомств. Объединение в одном органе представителей федеральных и региональных властей не слишком продуктивно. Они не должны враждовать между собой, но любая конкуренция, в том числе между центральными властями и субъектами Федерации, была бы полезной для граждан страны.

Госсовет России в таком составе и с такими задачами не нужен, это иллюзия некого единения регионов и верховной власти страны. На самом деле, Госсовет является подразделением Администрации Президента, которая помимо Представителей Президента в федеральных округах надзирает за деятельностью губернаторов, не позволяя им излишней самостоятельности. В Госсовете губернаторы должны продемонстрировать свою лояльность к федеральной власти, иначе их шансы на переизбрание или назначение на новый срок существенно уменьшатся.

Следует упразднить Государственный Совет России. Для выяснения мнения субъектов Федерации к политике центральных властей страны требуется другой механизм. В Конституции страны можно определить перечень законов, которые в обязательном порядке должны  получать одобрение двумя третями голосов депутатов региональных законодательных органов в течение 30-дневного срока. Если за проект закона не проголосовали две трети всех законодательных органов субъектов Федерации, законопроект снимается с рассмотрения в Госдуме.

Правда, сегодня роль законодательных собраний регионов с точки зрения защиты интересов граждан не так невелика, но она может измениться, если региональные законодатели будут знать, что без их голосов федеральные власти не смогут обойтись. Также следует принять норму закона о том, что представители регионов в Совете Федерации обязаны голосовать за решения, принятые законодательными собраниями российских регионов, которые они представляют в верхней палате российского парламента.

08.02.2022

О пользе появления в России политической оппозиции будет рассказано во вторник 15.02.2022 в 21-00 МСК.