Найти тему

Первая и вторая волна рока в странах бывшего СССР

Приветствую вас снова, дорогие читатели! Сегодня поговорим о том, в чём структурно первая волна рок-н-ролла отличалась на пост-советском пространстве от второй. Как многие из вас знают, сам рок родился на территории США ещё в 1960-х и как любой новый жанр появлялся на территории СССР/СНГ спустя несколько лет. Та же знаменитая группа The Beatles уже к концу 60-х годов была на пике мировой популярности, тогда как к началу 70-х годов из советского андеграунда только-только рождались такие новоиспечённые группы как «Машина Времени» во главе с Андреем Макаревичем и «Аквариум» Бориса Гребенщикова, которые и положили дебют первой волне рок-исполнителей в СССР. Точно также события развивались и с набором популярности рэпа в России и странах бывшего союза. Т.е. закономерно любой жанр так или иначе будет приходить к нам спустя примерно десятилетие после его воссоздания на Западе. И в этом нет ничего трагичного на самом деле. Несмотря на скорость современно распространяющейся глобальной интеграции, так или иначе в других странах или континентах сначала будут приглядываться к новой ветви культуры, а потом уже популяризация появившего жанра вырастет в поражающих масштабах. Так было всегда, так есть и думаю, что так будет!

Андрей Макаревич и "Машина Времени"
Андрей Макаревич и "Машина Времени"

Но вот задумывался кто-нибудь из Вас, как в стране, отгородившейся от всего мира железным занавесом, с тоталитарной цензурой, глушащей все иностранные радиостанции, каналы, не допускающей любую газету другого государства, вдруг спустя небольшой отрезок времени после зарождения рок-н-ролла в Америке он нашёл отклик у большого количества творческих личностей в Советском Союзе? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно немножко окунуться в социальную сферу того времени. Все лидеры новоиспечённых рок-групп в СССР в 70-х и 80-х годах были, в основном, студентами или даже старшеклассниками. И хотя коммунисты на протяжении всего периода существования Союза пытались воспитывать детей по одному и тому же шаблону, в стране, близящейся к эпохе перестройки, подрастало уже совершенно иное поколение, отличное и от тех, кто рос в 50-е, и которому естественным образом хотелось вкусить запретный плод, а некоторым уже даже были чужды ценности покорности, сталинизма и т.д. Да, конечно, большинство сверстников рок-музыкантов ещё были преданными пионерами, комсомольцами и верили в процветающий островок строящегося коммунизма, однако трансформация в социуме уже двигалась нарастающими темпами. Именно в такой сфере и стала появляться запретная рок-культура в СССР. 

Борис Гребенщиков и "Аквариум"
Борис Гребенщиков и "Аквариум"

Вспомним несколько лидеров первой волны рок-н-ролла и их творческий посыл в синглах. Практически все без исключения исполнители такие, как Юрий Шевчук из ДДТ, тот же Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Виктор Цой, Майк Науменко, Александр Башлачёв, Янка Дягилева, Егор Летов пели антивоенные песни, имеющие контекст множества социальных проблем, пассивности общества, высмеивавшие существовавший строй на тот момент и т.д. Особенно мог бы отметить, что сопротивление военным действиям в отечественной рок-культуре стало ощущаться в 80-е годы после вторжения советских войск в Афганистан в 1979 году и трагическую гибель колоссального количества солдат и мирных жителей в последующее десятилетие. Одна из таких символичных и очень известных песен появилась у Юрия Шевчука примерно в 1983 году как раз на эту тему и называлась «Не стреляй».

«Не стреляй в воробьёв, не стреляй в голубей,
Не стреляй просто так из рогатки своей...»

За подобное творчество, кстати, на многих рок-музыкантов, в том числе и на Шевчука, советские власти нередко заводили уголовные дела, вынуждали переезжать в другие города, пытались запугать и вынудить их прекратить свою музыкальную карьеру, а также максимально препятствовали проведению рок-концертов и считали их незаконными. Однако рок-н-ролл в СССР, по своей сути, существовал вопреки системе (особенно такой как коммунистической), запретам, и, конечно же, действия такого характера со стороны власти только лишь стимулируют деятелей этого вида созидать новые альбомы, синглы и т.д., а также создают безусловно мощный маркетинг для привлечения молодёжи. Сейчас же, когда история в России повторяется, но уже применительно к современным музыкантам, происходит абсолютно идентичный обратный эффект от репрессий творческих личностей. Поэтому за созданный гонениями властей огромный потенциал развития и популяризации рок-жанра в Советском Союзе властям можно лишь сказать огромное спасибо!

Александр Башлачёв
Александр Башлачёв

Но а что со второй волной рока, спросите вы? Ведь на тот момент уже во всю шла перестройка, Союз был на грани развала, а после и вовсе уже пришли 90-е с ненадолго завеявшим ветром свободы и перемен. А вот что. Естественным образом, подросла новая публика, многие из которых часто ходили на рок-концерты, слушали олд-скульных рок-исполнителей, среди которых было немало зарубежных вроде Sex Pistols, The Ramones, Ozzy Osbourne, The Clash и др., и, конечно же, когда этот жанр взошел на вершину популярности, появилось огромное желание пополнить ряды славы, петь для огромной аудитории, доносить своё мнение и идеи до огромной публики. И вот, в конце 80-х, начала 90-х, когда после 70 лет заточения наконец-таки приоткрыли железный занавес, в республиках Союза полным ходом шёл подъём национального сознания и освободительных движений, а главное, что все запреты на проведение рок-концертов и другой андэграундной деятельности были сняты, на сцене появляется уже совершенно новая молодая публика, представляет уже новоиспечённый репертуар, который заметно отличается от трудов Башлачёва, Шевчука или Летова. Причём, если раньше вся рок-тусовка 80-х в основном собиралась в Санкт-Петербурге, Москве, ну или иногда на Урале, то в конце десятилетия уже мы слышим о множестве молодых созданных коллективах как почти по всей России (Тараканы!, Король и Шут, Наив), так и в Беларуси (Ляпис Трубецкой, Лявон Вольский), Украине (Воплі Відоплясова, Скрябін и др.). Этим ребятам очень быстро удаётся набрать славу и большую популярность в 90-х на пост-советских пространствах в силу объективных причин. Молодёжь активно росла на песнях протеста первой волны и, соответственно, с большим удовольствием была готова слушать исполнителей новой, второй. 

Тараканы!
Тараканы!

Но главное отличие первого поколения рок-музыкантов от второго крылось в том, что строили они свою музыкальную карьеру совершенно в разные эпохи. И это не могло не отобразиться на их творчестве, ибо в то время, когда вторая волна исполнителей обретала известность, уже исчез советский режим, а вместе с ним и репрессии, запреты, гонения на культуру. Однако так или иначе, когда пропадают препятствия, ускользает и стимул создавать что-то вопреки, что, конечно, проявилось в пост-советской рок-музыке, и она частично даже вышла в свет эстрады. Нет, это, конечно, не значит, что свежеиспечённые деятели рок-искусства стали хуже своих предшественников. Они в любом случае принесли абсолютно новый вклад в отечественный рок, продвинули в массы инновационные ветви рок-н-ролла, однако спад мотивации к протесту привёл к закономерной кульминации и дальнейшему закату популярности рока в течение последующих нескольких лет. Кстати, именно поэтому следующая 3-я волна нулевых годов отечественного рока уже не получила широкомасштабного признания и популярности среди молодых. Уже сейчас в наши годы слушателями этого жанра в большинстве своём остались взрослые люди, которые росли в эпоху 90-х, невольно удивляющиеся, если среди современных юношей и девушек вдруг неожиданно находятся ярые фанаты рок-н-ролла. Однако настоящим любителям рок-искусства не стоит отчаиваться, ведь кто знает, как ещё история развития этой культуры может повернуться!

Скрябин
Скрябин

—————————————————————————————————————

Другие статьи автора:

1) Рок-музыка: перспективы

2) 30 лет музыки Сергея Михалка: от Ляписа Трубецкого до Drezden

3) Создаем свой музыкальный продукт — секрет успеха

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊