Найти в Дзене
О прожитом и узнанном

«Гангстерская драма» - «Цыплёнок жареный». Очередной сериальный выкидыш 1-го канала.

Ещё задолго до начала показа на 1-м очередного сериала о чекистских ужастях и в перерывах его затянувшейся трансляции, как только ведущие 1-го канала не завлекали зрителей посмотреть этот «шедевр», эту «нетленку».

Во время одной из завлекаловок я и услышал от ведущего новое для нашего кино и телеэкрана определение – «гангстерская драма».

Определение¸ как я понимаю, по нынешним обычаям, у западников слизали. Но вот то, что вывалили на экран – это исключительно местное творение, варево местной кухни. Вряд ли даже авторы «Красной жары» до подобного смогли бы додуматься.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Из того, что я увидел на экране, я сделал вывод: авторы поставили перед собой задачу всеми силами и способами, правдами и неправдами вывалять в грязи зловещих демонов революции – чекистов.

На их фоне короли криминального мира Петрограда, главным среди которых по сюжету слывёт «дядя Коля» (Виктор Сухоруков) и его умнейшая и обаятельнейшая пассия Дина (Ирина Пегова) выглядят лапочками, такими мягкими, белыми и пушистыми.

Опять же, и Сухоруков, и Пегова замечательно играют своих героев. Сухоруков без комикования, без гротесковости играет серьёзного, умного, солидного урку, подмявшего под себя местный уголовный мир, и пытающегося внедрить в различные советские органы власти своих людей.

Под стать ему его «боевая подруга» и его «шея» Дина, которая умело вертит «головой» - "дядей Колей" – который обстоятельно налаживает своё криминальное дело.

Даже «контрики» - бывший следователь царской полиции Бухнер (Иван Рудаков) и бывший белогвардейский офицер Кочерский (Павел Трубинер) – у меня, как у зрителя, вызывают бОльшие симпатии, нежели главные чекисты сериала, которым убить человека, не разбираясь, прав он или виноват, что высморкаться.

Смотришь на сериальных «чекистов» и не на кого глаз положить, признав его положительным героем, порядочным человеком. В этом авторы добились успеха. У них чекисты, в большинстве своём – изверги. Или выродки со всеми мыслимыми и немыслимыми человеческими пороками. Или явные недоумки, упакованные в кожанки.

И откуда их только набрали в ЧК?

Авторы или открыто в лоб, или исподволь намекают – из уголовников.

Не случайно в одном из эпизодов вскользь вспоминают, что и герой Гражданской войны Котовский – из бывших налётчиков.

Мне вспомнился старый фильм «О друзьях-товарищах», снятый к 50-летию комсомола в 1970-м.

Кадр из фильма. Из открытых источников.
Кадр из фильма. Из открытых источников.

В нём комиссар Московской ЧК Листопад (Зинаида Славина), набирая сотрудников ЧК из комсомольцев, отвергает одного красавца: считает, что слишком жесток. Об этом она говорит секретарю Московского горкома партии Горскому в исполнении Валерия Золотухина.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Тут, полагаю, пора перейти к подлинной истории тех времён, в частности истории создания ЧК. Заодно вспомнить и о НЭПе.

Итак,

«Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (здесь и далее выделено автором) при Совете народных комиссаров РСФСР (ВЧК при СНК РСФСР) — специальный орган безопасности Советского государства. Комиссия была создана 7 декабря 1917 года. Упразднена 6 февраля 1922 года с передачей полномочий ГПУ при НКВД РСФСР».

Обращаю внимание на даты: после Гражданской войны ЧК была упразднена. А в фильме события происходят в августе-сентябре 1921 года, по сути, за полгода до упразднения ЧК и через полгода после начала НЭПа.

Почему я обращаю внимание на эти факты?

Да потому, что авторы в сериале накрутили столько дури вокруг того, чем в те годы не ЧК должна была заниматься, а милиция. Та самая, о которой нам рассказывали в своё время в фильмах «Испытательный срок» (1960) с молоденькими Вячеславом Невинным, Олегом Табаковым и немногим старше их Олегом Ефремовым.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Вот там-то правдиво показали (как позже в «Рождённой революцией») как набирали кадры ЧК, милиции, кого туда посылали партийные, комсомольские организации, рабочие коллективы.

В первые месяцы после революции в ту же ЧК могли попасть разные люди, из разных партий, с разным прошлым. Тот же небезызвестный Яков Блюмкин пришёл в ЧК по направлению партии эсеров.

Но чтобы во главе Петроградской ЧК оказался «посланец Дзержинского» некто Кумов (оказывается, в те годы жил реальный Роман Кумов - писатель, драматург, из донских казаков) не только с садистскими, маниакальными наклонностями и с явными извращёнными сексуальными проблемами, с пристрастием к наркотику, но и с чисто уголовным (без примеси политики и робингудовщины) прошлым – это на совести авторов. Ещё и высшим революционным орденом этого типа за неведомые заслуги на неведомом фронте авторы наградили. Для убедительности.

Не успев появиться в Питере, «непримиримый» Кумов тут же выходит на "дядю Колю", не только корешится с ним, но и отжимает часть доходов от его дела. А дело простое – изготовление и продажа самогона. Для чего предварительно уничтожают водочный бизнес конкурентов. Таких же воров, только в основном, из бывших белогвардейцев.

А уж «фирменная» чекистская кожанка на Кумове (и не только на нём) – это всенепременно. И как только Артузов, разработавший и осуществивший операцию «Трест», обходился без этой чекистской кожи.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Кумову под стать его заместительница, которой впору бандой заправлять, а не в ЧК работать. Она и показания маузером горазда выбивать из любого подвернувшегося, и палить из него почём зря.

Кадр из сериала. Из открытых источников.
Кадр из сериала. Из открытых источников.

Похоже, по мнению авторов сериала, в ЧК служили исключительно напрочь отмороженные на всю голову. Или какие-то полуубогие, вроде того, что живёт в сыром подвале с тяжело больной, умирающей дочерью, во всём и сразу веря своим начальникам.

Особая тема – это «подпольный» ресторан «дяди Коли» и Дины.

Это ж надо авторам такое придумать: ресторан тот создан при больнице и попасть в ресторанный зал посетители могут через больничный морг с соответствующими фигурами на столах и соответствующим запахом. Метрдотелем или привратником при ресторане, провожающим посетителей в зал, служит урод-лилипут (ну, прям, как в «Анжелике»).

А что, нормальный ресторан при НЭПе нельзя было открыть и содержать?

Это что ж в Питере творилось в 1921-м году, если подобные легальные рестораны существовали в Москве («Рождённая революцией»), в которых кутили бандиты Лёнки Пантелеева после налётов, или в сибирском городке («Жестокость»), где любили обедать молодые сотрудники местной милиции, гонявшиеся по тайге за бандами.

Кадр из фильма. Из открытых источников.
Кадр из фильма. Из открытых источников.

Но уж совсем не укладывается в представления авторов «цыплака» о ресторанном деле при НЭПе эпизод из «Испытательного срока» дежурства героя Табакова в нэпманском ресторане. Подобное дежурство – это обязанность местных милиционеров по недопущению там происшествий.

Мало того, что вино и водка текут рекой, так в том ресторане в отдельном зале и ставки в рулетке делают. Молодой милицейский опер чуть было не сыграл разок.

Да и странные нэпманы в нынешнем сериале, не то, что в прежних фильмах о событиях тех лет.

В советских фильмах нэпман – это спекулянт, жулик типа Корейки из «Золотого телёнка», эксплуататор наёмных советских граждан, сорящий деньгами и кутящий со шлюхами.

Здесь же не нэпманы, а слёзы.

Один – пекарь, точнее, хлебопёк, сам заодно с работниками выпекающий качественный хлеб.

Другой – портной, занимающийся пошивом женского (дамского) белья.

Третий и того круче – кузнец, изготавливающий, в том числе, качественный инструмент.

С ним случился, мягко говоря, казус: он зачем-то подарил своему зятю-выпивохе, бывшему официанту своими руками изготовленный… серп. Вы можете объяснить, зачем выпивохе-халдею серп? И зачем кузнец, по сути, выбрасывает своё изделие? Для сюжета?

Серп, как то ружьё у Станиславского, «выстрелило»: выпивоха, идя по улице, от нечего делать, вонзает серп в лоб плакатному красноармейцу. На том серпе – клеймо мастера. Мастера замели… правильно, чекисты. Им больше делать нечего. Узрели контрреволюционный акт.

Кстати, в те годы инструменты – тот же серп, например, - передавались из поколения в поколение. А здесь – один зачем-то отдаёт плоды труда и мастерства своего пропойце, а тот не продаёт дорогую по тем временам вещь «на похмел», а выбрасывает по дороге, воткнув в забор. Это как?

В заключение о звучащем в сериале «шансоне». Его немало. Как и постоянно звучащей музыки, из-за которой я не мог расслышать части текста. Нынче, как я понял, фильмы не озвучивают.

Так вот, о шансоне.

Блатняк это, а не шансон. Шансон пели Пиаф, Монтан, Азнавур…

А «Мурку», «Цыплёнка…» и прочие пели ещё и мы пацанами. Когда нам было лет по 12. Не пионерские же песни во дворе петь.

Не знаю, чем вся эта бодяга закончится. Но конец вряд ли будет походить на жизненную правду.

И "вишенка на торте":

"Сохранилась памятка «Что должен помнить каждый комиссар, следователь, разведчик, работая по розыску», изданная в июле 1918 года.
«Быть всегда корректным, вежливым, скромным, находчивым, – наставлял документ каждого чекиста. – Не кричать, быть мягким, но, однако, нужно знать, где проявлять твёрдость. Прежде чем говорить, нужно подумать. На обысках быть предусмотрительным, умело предостерегать несчастья, быть вежливым, точным до пунктуальности. Каждый сотрудник должен помнить, что он призван охранять советский революционный порядок и не допускать его нарушения. Если он сам это делает, то он никуда не годный человек и должен быть исторгнут из рядов комиссии».

После создания ВЧК, "в декабре 1917 года аппарат ВЧК насчитывал 40 человек, в марте 1918 года — 120 сотрудников". Замечу - на всю страну под названием РСФСР.

До убийства Урицкого и покушения на Ленина, до начала "белого террора", и ответного "красного террора" существовали следующие меры воздействия ЧК на врагов советской власти:

"ВЧК имела право применять в отношении контрреволюционеров такие административные меры, как конфискация, выдворение, лишение продовольственных карточек, опубликование списков врагов народа...".

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.