Найти тему
Мир вокруг нас

Играл на скрипке в переходе, чтобы оплатить сестрёнке операцию

Илья задумчиво смотрел в окно на весеннюю птичью возню. Он держал скрипку на плече, только рука со смычком была опущена вниз. Скрипнула дверь класса, вернулась Ирина Евгеньевна. В руках у неё было несколько нотных сборников.

— Илья, посмотри, какие пьесы я предлагаю тебе выбрать.

Она открыла один из сборников, поставила на пюпитр перед учеником, перелистнула несколько страниц. Ирина Евгеньевна взяла на столе свою скрипку и начала наигрывать мелодию с листа. Мальчик слушал звуки и следил за нотами. Мелодия была медленная и спокойная, без ярких акцентов.

— Ты сделал хороший выбор. Эти пьесы достаточно сложны, чтобы показать твои умения, и в то же время они эмоциональны. Ты можешь исполнять их с большим чувством. Слушателям это всегда нравится, — похвалила преподаватель, когда Илья сказал какие две пьесы он выбирает.

Они начали разбирать ноты первой пьесы. Илье было трудно поначалу так же четко и аккуратно проиграть пассаж, как это показывала преподаватель. Но постепенно он вникал в игру и становилось легче. Так за разбором увлекательных нот незаметно прошел урок.

— Ты молодец. Хорошо потрудился. Дома нужно будет выучить на память первую строчку, которую мы сейчас разобрали, и постараться разобрать вторую.

Илья записал в дневник задание по обеим пьесам. Ирина Евгеньевна поставила ему хорошую оценку за работу на уроке. Мальчик радовался, что принесет домой не только красивые новые мелодии, но еще и отличную отметку в дневнике. Мама будет рада. Она в последнее время такая печальная, да и отец тоже совсем загрустил. Илья старался радовать их хорошими оценками в школе. И по музыке тоже было приятно показать пятерку в дневнике. Илья сложил скрипку в футляр, ноты и дневник в папку, попрощался с учительницей и поспешил домой.

По дороге он остановился и сорвал на лужайке несколько еще не совсем закрывшихся одуванчиков. Он знал, что сейчас эти цветочки сомкнут свои яркие лепестки, но завтра утром они снова раскроются навстречу солнечным лучикам. Их солнечный желтый цвет внесет в комнату капельку весенней радости и тепла.

Дома еще никого не было. Илья переоделся и достал ноты. Пока он сам, пока родители и соседи еще не пришли с работы, надо позаниматься. Первые такты он вспомнил легко, а дальше было сложнее. Когда рядом преподаватель, можно надеяться, что неправильные ноты подскажут, ошибки поправят, помогут проиграть правильный вариант, который и надо заучивать потом наизусть.

Мальчик повторял и повторял, снова возвращался к первой пьесе и снова ко второй пьесе наигрывал веселые пассажи. Так продолжалось больше часа. Он устал и отложил скрипку. Пошел в ванную, умыл лицо, хорошенько помыл очень теплой водой руки. Это его немного взбодрило, а горячая вода помогла расслабиться натруженным кистям и пальцам.

Илья вернулся в комнату и снова взял скрипку. На этот раз он уже не смотрел в ноты, играл по памяти. Просто повторял все произведения, которые учил раньше и которые уже давно сдал. Он любил устраивать такие мини концерты из полюбившихся мелодий. А для этого их нужно было все время повторять…

В прихожей скрипнула входная дверь, послышались приглушенные голоса. Илья отложил скрипку, выглянул в коридор. Отец помогал матери вешал её легкий плащик в шкаф. Олечка сидела на пуфике и снимала с ножек туфельки. Вид у неё был очень усталый и бледный. Впрочем как и всегда в последнее время.

— Вы уже пришли!

Илья радостно выбежал, обнял папу и привычно подставил маме макушку для поцелуя. Потом присел на корточки возле сестрички и начал помогать ей с застежками на туфельках. Олечка погладила брата по голове в знак признательности за помощь. Она была такая уставшая, что снова не будет играться с братом, а только лежать и отдыхать. Как обычно в последнее время.

Мама переодела Олечку в домашний халатик и поспешила на кухню. Отец уже заканчивал чистить картошку. Они вдвоем быстро готовили ужин, а Илья развлекал младшую сестричку. Он показывал ей стакан с уснувшими головками одуванчиков и объяснял, как эти цветы закрываются каждый вечер, а утром снова распускают свои желтые лепесточки.

— Ты утром проснешься, а у тебя уже цветет мой букетик. А когда я вернусь с занятий вечером, они опять будут спать.

— А когда они поспят, они превратятся в белых пушистиков? Или это другие одуванчики на улице такие растут?

— Нет, это такие же одуванчики. Просто когда они сначала цветут желтыми цветами, к ним прилетают божьи коровки и бабочки. А потом они открываются уже не желтыми, а белыми и пушистыми. И от ветра улетают. Скоро вся лужайка перед музыкальной школой станет белой от таких "пушистиков"…

— И ты мне принесешь букет других одуванчиков, беленьких, да?

— Не получится. Они сразу улетают. Только начнешь их срывать, и всё… Мы попросим маму, и ты погуляешь на полянке и сама их там посмотришь, поздуваешь пушистики.

Сестрёнка мечтательно улыбалась. То ли представляла как будет дуть на белые шарики одуванчиков, то ли от самой мысли о прогулке на лужайку. Оленька эту зиму часто болела и совсем не гуляла на улице.

Даже когда выпало много снега, когда все дети катались на санках и лепили снежную бабу. Сестрёнка только грустно смотрела в окно на снежную сказку, такую красивую и такую недоступную. Илья тогда взял на улице у подъезда самого чистого и пушистого снега и поскорей прибежал с ним в квартиру. Сестра с таким восторгом трогала этот снег в его руках! Мама принесла кухонную мисочку, и снег еще долго таял в ней, удивляя Оленьку своей прохладой.

Илье было очень жалко, что сестричка не может гулять на улице, как обычные дети. Вот он и приносил ей все, что могло хоть как-то порадовать малышку. Она должна была в этом году пойти в первый класс, но из-за болезни пока школу перенесли на год.

Но Оленька была очень сообразительным и вдумчивым ребенком. Она задавала иногда глуповатые, а иногда очень мудрые вопросы. Глуповатые вопросы были из-за незнания. Это и понятно. Илья тоже многого не знал, пока не начал учиться с школе и читать учебники. Да и сейчас каждый день на уроках им рассказывают что-то новенькое, интересное.

Зато он как старший брат может все объяснить любопытной сестричке. Ну, или почти все. А чего не знает, спросит у папы или у мамы. Правда у них сейчас все меньше времени на обычные игры и возню с детьми. Папа нашел еще одну работу и теперь часто только забегает домой вечером и тут же опять куда-то уходит. Да и у мамы хлопот прибавилось. Она все вечера просиживает за компьютером, что-то читает, печатает…

А еще им приходится часто возить Оленьку в больницу к разным врачам. Она почему-то никак не может выздороветь. И лекарства все старательно принимает. И из дому никуда почти не выходит, и постельный режим не нарушает, а никак не вылечится. Все болеет и болеет…

Илья иногда думал, что может родители сестру не к тем врачам водят. Может, эти врачи в такой болезни ничего не понимают. Надо повезти Оленьку к другим, которые хорошо умеют лечить такие болезни. Чтобы Олечка скорей поправилась и могла играть с братом как и прежде. Ходить на прогулки и приглашать подружек на кукольное чаепитие.

Он даже может исполнить для Олиных подружек и их кукол специальный кукольный концерт. Он уже очень красиво играет целых восемь разных пьес. Он специально повторяет старые мелодии, которые уже выучил и сдал.

Илья начал рассказывать сестре о новых пьесах, которые он сегодня выбрал вместе с учительницей и даже начал понемногу разбирать и учить. Оленька одобрительно кивала головой, но по её потускневшему взгляду Илья понял, что она уже устала еще от разговора про одуванчики. Ну ничего, вот он выучит и красиво ей исполнит и быструю веселую мелодию, и нежную, ласковую песню.

Родители позвали ужинать. Илья побежал мыть руки, а папа пришел взять Оленьку. Она так уставала, что даже по квартире папа иногда носил её на руках. Илья с родителями ел жареную картошку с колбасой, а Оленьке мама приготовила специальный овощной супчик с куриной грудкой и взбила его блендером.

Получился такой крем-суп, который даже жевать не надо было. Как жидкое пюре. Оленька любила такие супы. Мама ей часто их варила в последнее время. Илья тоже их пробовал. Вкус был приятным, но мальчишке больше нравилась жареная картошка… Они с отцом сидели рядом и одинаково любили выбирать самые зажаристые кусочки. Такие, чтоб корочка хрустела. Мама об этом знала и всегда старалась выбрать им именно такие кусочки, а светлую, мягкую клала себе.

После ужина Илья сел делать школьные уроки. Олечка смотрела мультики по телевизору перед сном. Родители тоже были заняты. Мама что-то стирала, а папа копался в своих вещах на балконе. Там у него был большой шкаф с инструментами и всякими интересными мужскими вещами.

Илье хотелось пойти помочь отцу на балконе, заодно и по расспрашивать его про разные интересные вещи, которые манили его, как и любого другого мальчишку. Но сейчас Илье, к сожалению, было некогда возиться на балконе с отцом. В школе задали много примеров и сложные задачи. А по русскому языку в упражнении много текста переписывать с исправлениями по правилам орфограмм. Эх, не скоро он еще закончит эту писанину. И по литературе надо хоть несколько раз прочитать стих.

Когда все уроки были выучены, учебники и тетрадки на завтра сложены в школьный рюкзак, когда все мультики по телевизору закончились, когда зубы были почищены и дети в пижамах уложены в кровать, наступало время взрослых. Илья не спал. Да и Оленька тоже лежала просто с закрытыми глазами и вместе с братом слушала все, что происходит в квартире.

Илья услышал сам, но сначала подумал, что ошибся. Но Оленька тоже это услышала и прошептала брату:

— Она плачет. Они что, поругались?

— Пойду узнаю…

Брат тихонько выскользнул из-под одеяла. На цыпочках подошел к двери в коридор. Она была неплотно прикрыта, но все же могла скрипнуть. Илья тихонечко её приоткрыл и прошмыгнул в коридор. Подойдя поближе к кухне, он отчетливо различал голоса и всхлипывания.

Мама плакала. Она всхлипывала и говорила сквозь слезы, что больше не может смотреть на все это. Что никогда себе не простит своего бессилия что-то сделать. Что она с ума сходит, не может придумать где еще раздобыть деньги. Что не в силах смотреть, как она угасает, как жизнь медленно, но верно покидает её.

Илья с холодом в душе понял, что мама плакала про Оленьку. Что это сестричка угасает, умирает… Он и сам видел, что она с каждым днем не выздоравливала, а становилась все слабее… Илья выглянул из-за угла коридора. Родители не ссорились. Отец наоборот обнимал и утешал плачущую маму.

Илья хотел было уже вернутся обратно в детскую, но не знал, что сказать сестре. Реальную причину слез он говорить точно не будет. Даже мысли такой не было. А родители дальше завели разговор о деньгах. Илья снова прислушался и понял, что лечение для Оленьки может быть и есть. Но только очень дорого стоит.

И у них нет таких денег. Совсем нет. Что родители ищут возможности заработать, но этого слишком мало… Отец искал возможность занять денег в банках, мама спрашивала всех знакомых, всех друзей… Они уже перепробовали все варианты. А сегодня в больнице после осмотра врач сказал, что шансы помочь Оле тают с каждым днем. Ей просто срочно нужна эта дорогущая операция…

Поэтому мама и расплакалась. Она думала, что дети уже спят и не узнают. Держалась весь вечер и старалась делать вид, что все хорошо. И вот сейчас она плакала, а папа её обнимал, гладил по голове, но не знал, как утешить. Простыми словами тут не поможешь. Нужны деньги. Много денег. И срочно…

Илья вернулся в комнату. Сестра ждала новостей. Илья заранее придумал правдоподобную историю.

— Мама по работе чего-то не так сделала, вот и расстроилась. Теперь переделывать надо. Папа её утешает. Он не ссорятся. Все хорошо.

Оленька успокоилась и начала засыпать. А брат еще долго лежал с открытыми глазами и смотрел в темный ночной потолок. Он думал. Если сестре нужна помощь, нужны деньги для лечения, то он тоже должен что-то сделать. Но что? Ничего умного в голову не приходило.

В конце концов он решил, что тоже будет зарабатывать деньги, он же старший брать и должен заботиться о своей сестре. С этими мыслями он погрузился в тяжелый мрачный сон. Что ему снилось конкретно, он потом не мог вспомнить, но то что было очень страшно, он помнил отчетливо.

Сегодня в музыкальной школе уроков у него по расписанию не было, но Илья взял с собой футляр со скрипкой. Предупредил маму, что после школы будет репетировать…А когда закончилась школа, он поехал в центр города.

Там на краю центральной площади был много интересных мест и дорогих ресторанчиков. Постоянно подъезжали элитные машины, их владельцы шли посидеть покушать в элитных заведениях. Догадываясь о доходах этих "хозяев жизни", многие попрошайки постоянно отирались в этих местах в надежде выпросить милостыню пощедрее.

Илья тоже надеялся на щедрость состоятельных посетителей дорогих ресторанов. Вот только просто попрошайничать он и не думал. Он хотел заработать. Он же уже очень неплохо играет на скрипке. Почему бы не попробовать? И он поставил школьный рюкзак в ногах. Раскрыл футляр скрипки и положил его перед собой.

Илья играл хорошо и красиво. Очень душевно и трогательно. Но богатые люди не останавливались, не обращали на него никакого внимания. Несколько прохожих постояли немного, кинули в открытый футляр небольшие деньги. Но этого было слишком мало. Так он не заработает быстро и много.

Илья расстроился, но не разочаровался в своей идее по зарабатыванию денег для Оленьки. Просто он не подготовился как следует. Надо что-то придумать еще. Дома он взял фотографию сестры из альбома. На балконе среди "самых нужных" вещей была стопка макулатуры, которую Илья собирал в школу. Здесь была неплохая картонка — крышка от коробки конфет. Вполне может подойти.

Илья взял эту картонку, долго с ней возился, клеил, писал большими буквами сначала ручкой, а потом решил навести фломастерами по ярче. Когда все было правильно и ярко написано, сложил картонку в футляр к скрипке.

На следующий день после уроков Илья не стал тратить время на жадных богачей. Они оказались слишком скупыми. Илья проехал в центр города и удостоверился в своей теории. Действительно, здесь шел очень большой поток людей. Разные торговцы стояли по обе стороны вдоль стен спуска, да и самого подземного перехода тоже…

Илья выбрал место, где ему показалось удобнее всего, чтобы люди могли остановиться и послушать если захотят. Он снова поставил школьный рюкзак у себя в ногах, открыл чехол скрипки. Мальчик взял инструмент и начал играть.

Соседи были не в восторге от такого варианта. Не потому, что им не нравилась музыка, или мальчишка играл плохо и противно. Нет. Он играл очень хорошо и душевно. Но он отвлекал внимание прохожих на себя. И теперь люди меньше останавливались просто так поглазеть на столик с бижутерией или с туалетными водами на разлив.

Люди теперь чаще тормозили у мальчугана, оценивающе его слушали, смотрели в скрипичный чехол и читали детские буквы на картоне. Теперь прохожие чаще кидали и без того небольшие деньги именно сюда. Слепой старичок с палочкой и алюминиевой кружкой в протянутой руке жалобно позванивал несколькими монетками на дне это самой кружки.

Сначала этот звук раздражал и отвлекал маленького музыканта, но потом то ли он привык не обращать внимания на посторонние звуки, то ли слепой старик начал позвякивать своей мелочью в такт музыке и перестал мешать…

Илья приходил на это место каждый день после школы. Он уже начал узнавать и здороваться с соседями по подземному переходу. Те тоже начали здороваться с мальчонкой. А что, деньги же он зарабатывает честным трудом. К тому же не пиликает целый день с утра до вечера, а приходит после уроков на пару часов и снова спешит дальше.

Так что можно и потерпеть. К тому же играет он вполне сносно, даже душевно. И сам такой аккуратненький, вежливый. Неплохой парнишка. Пусть уж играет, раз так ему надо… А люди-то слушают его, останавливаются, деньги дают. И неплохие деньги. Намного больше, чем обычным попрошайкам. Да это и не мудрено — он же трудится, старается. Небось много лет занимался чтоб так играть.

Вот только теперь почти совсем перестали подавать слепому Никитычу. Мальчонка у него всех клиентов перебивает… Дед теперь стоит эти пару часов и впустую трясет своей кружкой. Ему почти никто ничего не кидает, пока мальчонка тут. Все пацану уходит…

Илья играл, но сам прислушивался к разговорам вокруг. Эти люди, стали ему теперь уже как соседи. Хоть и не друзья, но все же не совсем уже и чужие. Да и слепого старика ему очень жалко… Собираясь домой, Илья вдруг решил часть денег положить в кружку слепому. И так и сделал. Уже уходя просто молча подошел и положил деньги, которые перед этим специально отложил в карман.

Соседи по переходу провожали спину мальчика долгими взглядами. Они сначала опешили от его щедрого поступка, а потом зауважали. На следующий день история повторилась. Мальчонка снова положил в кружку слепому часть заработанных денег. И эта сумма была, как и в прошлый раз, намного больше того, что зарабатывал Никитыч за весь день попрошайничества.

В пятницу мальчонка снова прибежал после уроков и начал играть как обычно. Только закончил раньше, явно торопился. Кроме школьного рюкзака и скрипки у него еще была папка с нотами. Наверное, спешил в музыкальную школу на урок. Закончив играть, он спешно складывал инструмент в футляр, деньги как обычно ссыпал в пакет и запихнул в школьный рюкзак. Часть денег отложил в карман.

Собравшись, он торопливо кивнул тете Соне за соседним столиком с бижутерией и бабе Клаве с вязаными носками. Подошел и положил в кружку слепому Никитычу деньги, предварительно отложенные в карман. И побежал скорей, петляя между прохожими, торопясь на урок.

Никитыч повернул голову и прислушивался к удаляющимся шагам бегущего мальчонки. Потом достал из кружки положенные им деньги и начал запихивать их во внутренний карман пиджака. В этот момент тетя Соня, что стояла ближе всех к месту, где всегда играл скрипач, заметила картонку. Мальчонка так торопился, что забыл её сложить в сумку.

Эта картонка всегда лежала у него в футляре. Люди часто читали, что там написано. Тете Соне тоже стало любопытно. Она подошла и подняла аккуратно обрезанный кусок крышки от коробки конфет. На белой стороне картона была приклеена фотография и детским почерком большими буквами было что-то написано.

Никитыч повернулся к Соне и протянул руку. Она послушно отдала ему картонку. Старик снял свои темные очки. Один глаз у него действительно был с бельмом и большим шрамом, пересекавшим бровь и верхнее веко. А второй глаз был обычным, зрячим. Может и не с таким хорошим зрением, как у молодых, но все же…

Старик внимательно смотрел на картонку, на личико маленькой девочки, похожей на ангела. На корявые детские буквы, так искренне и отчаянно просившие спасти сестричку. Никитыч стоял и долго не шевелился. Он вдруг понял, зачем такой чистенький и аккуратненький мальчонка явно из приличной семьи вдруг стал просить милостыню у людей.

А еще он понял, что деньги, которые он с таким довольным видом запихивал только что в нагрудный карман пиджака, предназначались этой маленькой умирающей девочке. Как и те, что он получил вчера от жалостливого паренька, и позавчера… Эти деньги были платой за её жизнь! Мальчонка собирал их, чтобы заплатить за лечение сестрички, за её спасение…

Соседи по переходу с удивлением смотрели, как этот жесткий суровый старик, всегда такой строгий и непреклонный, поддерживающий порядок среди постоянных обитателей подземного перехода, вдруг так сильно изменился в лице. Словно ему стало очень больно.

Стоявшая ближе всех Сонька подошла и участливо спросила:

— Никитыч, что? Сердце?

А он вместо ответа достал из кармана скомканный пакет, выложил в него из внутреннего кармана пиджака полученные от мальчонки деньги. Повернулся к Соне и молча показал ей картонку. Она прочитала и изменилась в лице. Без слов достала из внутреннего кармана сегодняшний выторг и положила в пакет к тем деньгам. Никитыч шел от одного ларька к другому, давал читать картонку.

Люди без лишних слов понимали, что мальчонку-скрипачу нужна помощь не только чужих прохожих. Деньги наполняли пакет. А по лицу полуслепого старика из единственного зрячего глаза скатилась скупая слеза.

В понедельник Илья снова пришел на свое место. Но не успел он раскрыть футляр скрипки, к нему подошел слепой старик, с которым мальчонка делился каждый раз. Он протянул ему большой плотный пакет.

— Мы тут всем переходом собирали все эти три дня с пятницы. Кто сколько может…

Илья летел домой, как на крыльях. Родители и сестренка были дома.

— Мама! Я собрал денег для Оленьки! Я собрал! Посмотрите! Вот это я заработал игрой на скрипке, а вот еще сколько собрали добрые люди! Мама, посмотри! Этого должно хватить! Мы вылечим Олю! Мы ее вылечим! Мама!

Автор: Татьяна Т.

#интересные истории #истории из жизни #жизненные истории