Найти тему

Как я кулинарный канал на Дзене создавал. Итоги первых двух недель с выводами и цифрами.


Приветствую! Как часто, во время просмотра очередного видео-рецепта на Дзене, вы ловили себя на мысли, что можете лучше? Как было бы здорово снимать ролики, получать просмотры и комментарии от других людей, а со временем подключить монетизацию и иметь небольшой пассивный доход, т.к искать рецепты и готовить будут всегда. Здорово? Вот и я так подумал ;)

Готовить я люблю и делаю это довольно часто, так что проверенных рецептов накопилось достаточно, а попробовать приготовить что-то новое вообще "раз плюнуть".

Дополнительными факторами для старта являлись сравнительная "новизна" площадки, "легкий" выход на монетизацию и небольшая конкуренция (по сравнению с ютубом).

Эта статья будет полезна всем, кого посещает идея завести свой блог на Дзене или просто хочется узнать какие-то подробности.

Возможно, мой опыт поможет вам начать или наоборот - успокоиться и не тратить ресурсы и нервы.

Четыре недели назад была сформирована концепция канала, взята экшн-камера Sony FDR-X3000/WC у товарища и начаты съемки первого блока из 10 рецептов. Решено было снять контент и только потом создавать канал, чтобы отрезать себе путь к отступлению и раннему выходу на блогерскую пенсию.

Три недели назад материал на десять роликов был отснят и начат монтаж. Для монтажа была приобретена бессрочная лицензия на простенький видеоредактор Movavi Video Suite 2022. Хотелось максимально пропустить возню с поиском "бесплатного" редактора и сразу приступить к монтажу.

Две недели назад ролики были готовы. Только в этот момент был создан канал и (по глупости) загружены первые 5 рецептов за первый день и еще 4 за второй. Но об этом позже.

Сегодня (08.02.2022) - ровно две недели с выхода первого ролика и мне есть о чем вам рассказать! Далее мои наблюдения и размышления по пунктам:

1. Было принято решение не привязывать канал к собственной личности и не использовать голос, чтобы сделать контент более универсальным и простым в производстве.

2. Даже если вы нормально чувствуете себя перед камерой, делите все свои навыки на три. Например: в быту все умеют резать картошку, но на камеру вы будете её ронять, двигать разделочную доску и промахиваться ножом. Со временем это пройдет. Или нет.

3. В процессе съемок и монтажа вы обязательно столкнетесь с множеством проблем, от настроек камеры, сбивающегося света / ракурса, запоротых дублей, неожиданных ограничений вашей кухни до падения самооценки на уровень плинтуса.

Если технические проблемы решаются наличием бюджета на оборудование, то от расстройства и желания все бросить поможет только поддержка близких, запас отснятого материала и самоанализ.

Изначально
адекватное решение, снять 10 роликов и только потом запускать канал, имело неожиданные последствия. Т.к. я до этого никогда не пытался снимать, ожидаемо вышло плохо. При этом монтаж первых роликов принес больше понимания о съемках, чем сами съемки. По итогу мы имеем десять плохо снятых роликов и резкий скачок качества* на одиннадцатом рецепте.

*Под качеством я понимаю скорее уменьшение времени на съемку и монтаж за счет меньшего кол-ва дублей, нарезок и склеек, чем общее улучшение картинки в ролике, но оно тоже произошло.

Этого можно было бы избежать, сэкономить много сил и времени на съемках и монтаже, сняв и смонтировав первые 3 ролика сразу. Рекомендую повышать ваши навыки
параллельно.

Если сначала я снимал один рецепт 3-4 часа и монтировал его столько же, то сейчас весь процесс суммарно занимает 3 часа.

На втором десятке роликов мой рабочий график выглядит так:

- первый день: съемка материала на два ролика.
- второй день: монтаж и загрузка на площадку.
- третий день: публикация, отдых, планирование.

Такой темп отлично сочетается с графиком выхода видео раз в два дня. У меня всегда есть материал в запасе, а я уже снимаю новый ;) Когда в запасе накопится 7 роликов - попробую публиковать каждый день для эксперимента.

4. Особенности алгоритмов дзена и его читателей/зрителей.
Я ожидал, что Дзеном пользуется довольно взрослая аудитория, но такое соотношение меня сильно удивило. 61 % пользователей 45+ лет. Ничего против не имею, но рецепт
Японский Карри как в Аниме вам не сильно интересен, верно? :)

Пол и возраст аудитории канала в процентах за две недели.
Пол и возраст аудитории канала в процентах за две недели.

А это значит, если мы хотим получать просмотры/подписки и развивать свой канал быстро - нужно подстраивать меню под большую часть аудитории, а следовательно и свое меню менять.

5. Плавно вытекающий из четвертого пункт - кликбейты, глубина просмотра и продолжительность ролика.
Т.к. аудитория довольно взрослая, то и интерес к видео специфический. Интересен кричащий, часто нелепый и провокационный заголовок, навыки автора (например в скорости нарезки ингредиентов) и финальный результат.

В своих роликах я сразу показываю готовое блюдо в первые 5-6 секунд ролика. 75 % зрителей на этом заканчивают просмотр. Результат не очень, согласны? Еще и для ролика длинной почти 8 минут.

Рецепт селедки под шубой длиной в 7:30м. К слову, первое снятое видео.
Рецепт селедки под шубой длиной в 7:30м. К слову, первое снятое видео.

Далее была предпринята попытка увеличить глубину просмотра более динамичным монтажом, отказом от почти всех нарезок и улучшенным качеством картинки. Эффект был, но скорее в кол-ве и часах просмотра.
Глубина просмотра увеличилась незначительно, но кол-во часов просмотра выросло.

Двухминутный рецепт свиных ребер в духовке собрал 17 часов просмотра за несколько дней, имея глубину просмотра всего 25% на 20 секунде, что уже лучше, но все еще мало.

Рецепт свиных ребер в духовке длинной 2 минуты имеет удержание в 25% на 20 секунде.
При этом рецепт собрал рекордные для меня 2200 просмотров и 17 часов общего времени просмотра.
Рецепт свиных ребер в духовке длинной 2 минуты имеет удержание в 25% на 20 секунде. При этом рецепт собрал рекордные для меня 2200 просмотров и 17 часов общего времени просмотра.

Следующий шаг, который я планирую предпринять - убрать презентацию блюда в начале ролика, возможно сделать один ролик с озвучкой и экспериментировать с хронометражем и превью. Но об этом через две недели, когда у меня будут цифры.

По названию канала тоже есть вопросы, возможно его придется поменять, но пока вариантов не много.

6. Алгоритмы дзена неисповедимы, а значит эмоциональные качели, которые вас ждут после очередного, набравшего 4 просмотра, ролика, неизбежны. Пусть он и объективно лучше предыдущего вашего ролика на 1000 просмотров и сил на него потрачено больше. Периодически будут опускаться руки и пропадать желание занимать вообще чем-то, а не только готовкой и съемками. Нужно готовить себя к таким моментам и со временем станет проще.

Дополнительно: вышеупомянутые кликбейты (кричащие заголовки с сомнительной информацией). Весь кулинарный Дзен пестрит заголовками: "Соседи ломятся в дверь и просят рецепт" , "Муж просит готовить 4 раза в день 365 дней в году" , "Друзья из Беларуси научили ... , а у нас так не делают" и т.д. И после каждого ролика без просмотров вы будете думать, а не снять ли рецепт от "Друзей из Беларуси", хоть их у вас и нет. Но тут уже вопрос лично вашего отношения к политике заголовков. Мне вот не очень нравится и пока я держусь в стороне.

7. И самое интересное напоследок. Как там с монетизацией спустя две недели? Сколько минут просмотра набрано?

Первая неделя и 10 роликов принесли ~ 2500 минут просмотра, т.е. четверть от нужного количества.

Вторая неделя и 4 коротких ролика + старые принесли уже ~ 3200 минут просмотра.

Динамика положительная, примерно таких значений я и ожидал. На протяжении всего времени зеленая полоска общей реакции колеблется от 78 до 85 %, но какие-то показы на старые ролики пошли только несколько дней назад.

Статистика видео с 25 января по 8 февраля.
Статистика видео с 25 января по 8 февраля.

При этом пиковые значения при выпуске роликов сменились постоянно растущими показами на ролики, которые собрали что-то в первый день и лежат уже неделю-полторы. Возможно, именно столько времени нужно алгоритмам дзена, чтобы обработать и начать продвигать ваш контент.

За последние 3 неполных дня было 4000 досмотров и только 2200 из них - на новый, выстреливший ролик с
рецептом Свиных Ребер. Если до этого канал получал 4-10 просмотров в час, то теперь это стабильные 40-50 просмотров в час, равномерно размазанных почти по всем видео.

Статистика за 6-8 февраля.
Статистика за 6-8 февраля.

Единственное, что меня действительно расстраивает и пугает во всей этой истории, так это количество лайков и новых подписчиков. За 2200 просмотров ролик собирает всего 30 лайков и ~ 10 новых подписчиков.

Кстати, мои ролики доступны в поисковой выдаче, некоторые даже на хороших позициях, но поискового трафика , по ощущениям, практически нет. Только продвижение самим Дзеном.

С
Ютуб-каналом все стабильнее - нет ни просмотров ни подписчиков, мхех. Его я запустил одновременно с дзеном, если коротко - дела идут в пять раз хуже. Возможно позже расскажу подробнее.

Спасибо что уделили внимание, буду благодарен за советы от более опытных авторов , особенно в кулинарной категории. Надеюсь вам было интересно и вы вернетесь через две недели, чтобы прочитать мой месячный отчет, в котором, надеюсь, появятся денежные единицы.

Увидимся через две недели!