Об уникальной старообрядческой иконописной школе, возникшей на Невьянском заводе в середине XVIII века, я уже писал на страницах своего канала ранее. Правда, иллюстрировал свой рассказ произведениями, находящимися в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. В его экспозиции представлены весьма яркие и характерные образчики этого необычного направления в иконописи, однако наиболее самобытные и необычные работы всё же принадлежат другой, частной коллекции. Наверное, вы уже догадались, что речь пойдёт о музее "Невьянская икона", основанном политическим и общественным деятелем Евгением Ройзманом в конце 90-х годов прошлого века.
Невьянская #икона – понятие в искусствоведении сравнительно молодое. Этот термин впервые ввели в научный оборот советские искусствоведы Галина Голынец и Олег Губкин только в конце 80-х годов прошлого века. Хотя о существовании на Урале уникальной во всех смыслах иконописной традиции различные авторы упоминали ещё больше ста лет назад – в частности, небезызвестный уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк и представитель французского Красного Креста Сюшель Дюлонг – на протяжении долгого времени эта тема ожидала своих исследователей. И дело даже не в советской идеологии, которая не мешала искусствоведам писать монографии, скажем, о фресках Дионисия или творчестве Андрея Рублёва – просто уральской иконописью никто всерьез не интересовался.
А вот бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман невьянской иконой заинтересовался ещё в начале 90-х годов. Сложно сказать наверняка, что сыграло в этом ведущую роль – интерес к истории родного края, свойственная многим людям врождённая тяга к прекрасному или определённого рода меркантилизм – но Ройзман, которому тогда было всего около тридцати лет, начал собирать собственную коллекцию работ невьянских мастеров. В лихие девяностые приобрести настоящие шедевры можно было буквально за бесценок – вконец обнищавшее благодаря "мудрой" ельцинской политике население едва сводило концы с концами. Сложнее было отыскать эти жемчужины среди всего того мусора, которым были доверху забиты городские барахолки. Тем не менее, к 1997 году Ройзману удалось собрать почти полторы сотни образчиков местной иконописной школы.
А 4 декабря 1999 года состоялось торжественное открытие музея "Невьянская икона". Небольшая #галерея разместилась на первом этаже принадлежавшего предпринимателю Анатолию Павлову здания по адресу улица Толмачёва, 21. В то время выставлять личные коллекции на всеобщее обозрение было не принято, и открытие музея не только стало настоящим подарком для искусствоведов, но и приобрело некоторую общественную значимость. Поначалу #экспозиция имела временный статус, но впоследствии #музей "прописался" по этому адресу на без малого десять лет, за которые его успели посетить сотни тысяч человек. Лишь в 2009 году музей перебрался в чуть более просторное помещение на улице Энгельса, 15, которое занимает и по сей день.
Впрочем, и на новом месте музею очень быстро стало тесно. В этом несложно убедиться, побывав в музее лично, благо входной билет стоит всего 250 рублей. К слову, вплоть до 2018 года за посещение плата не взымалась, но этот аттракцион невиданной по нынешним временам щедрости закончился, когда Евгений Ройзман покинул пост главы Екатеринбурга. По словам его супруги Юлии Крутеевой, мера эта была во многом вынужденной, поскольку затраты на выплату заработной платы сотрудникам, оплату коммунальных услуг, охраны и уборки в какой-то момент стали для них с мужем просто непосильными.
Если вы хотите увидеть тщательно выверенную экспозицию с индивидуальной подсветкой экспонатов и подробными информационными табличками, то ваш путь лежит в Екатеринбургский музей изобразительных искусств с его просторными залами и весьма ограниченным числом икон невьянской школы в экспозиции. Зато в музее "Невьянская икона" экспонаты буквально громоздятся один на другом. В настоящее время #коллекция Ройзмана насчитывает свыше семисот икон – ими увешаны стены, завалены витрины, они стоят на лавках вдоль стен и даже на полу. Казалось бы, это не на пользу делу, но в реальности "рукотворный хаос" придает музею определенное очарование, некую камерность. Отсутствие стеклянных преград и сухого формализма в организации экспозиции позволяют почувствовать более тесный духовный контакт с шедеврами уральских мастеров. К живой истории Каменного Пояса здесь можно в прямом смысле слова прикоснуться руками – хотя это, конечно же, не поощряется.
При поддержке музея и активном содействии Евгения Ройзмана в Свердловском художественном училище было организовано отделение реставрации икон – конечно же, не первое в России и на постсоветском пространстве, но во многом уникальное. Дело в том, что, создавая свои шедевры, иконописцы невьянской школы использовали необычные технические приёмы, кардинально отличающие их работы от других произведений искусства того времени. Эта самобытность ощущается буквально в любом аспекте – в подготовке доски, на которой писали икону, в приготовлении темперных красок из натуральных минеральных пигментов, в активном использовании благородных металлов – серебра и сусального золота. Технические особенности невьянской #иконы в своё время потребовали от реставраторов выработать принципиально новый подход к восстановлению шедевров, и ныне опыт, накопленный уральцами, обладает неоспоримой ценностью.
Сам Евгений Ройзман всячески поддерживает своё "детище", по мере сил и возможностей способствуя популяризации полюбившегося ему направления в искусстве. За минувшие годы он издал несколько прекрасных альбомов, посвященных невьянской и красноуфимской иконе, а сейчас работает над монументальным трудом, который призван собрать под одной обложкой всё дошедшее до наших дней наследие невьянских мастеров, став своеобразным "путеводителем" по последней школе русской иконописи. О том, когда будет опубликована новая книга, информации пока что нет, но по слухам в работе над её рукописью Евгений Вадимович уже вышел на финишную прямую.
Как водится, вокруг такого начинания не обходится и без скандалов. С завидной регулярностью появляются #новости о том, что "Ройзман крадёт семейные реликвии", что "Ройзман похитил икону из часовни", ну и тому подобная клюква. В своё время немало шума наделала #история об иконах, пропавших из уникального храма в селе Быньги под Невьянском во время восстановительных работ, в которых Евгений Ройзман принимал деятельное участие. Кто-то говорит, что они лишь переданы на реставрацию и вскоре будут возвращены на законное место, кто-то – что они навсегда осядут в коллекции экс-мэра. Верить этим слухам или нет, пусть каждый решает для себя сам. Кто им точно рад, так это правоохранительные органы, представители которых любят время от времени наведаться в "Невьянскую икону" или реставрационную мастерскую, чтобы изъять очередную партию "подозрительных" икон. Что поделать, такова в нашей стране судьба политических и общественных деятелей, не отличающихся лояльностью к существующей власти. Из-за подобных казусов сам Евгений Ройзман уже не раз порывался закрыть "Невьянскую икону" и передать большую часть экспонатов в другие музеи – в частности, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве. Так что спешите увидеть работы невьянских иконописцев вживую, пока есть такая возможность. Кто знает, что будет завтра?
Выше я упоминал, что уже писал о невьянской иконописной школе на своём канале раньше. Если вас заинтересовала эта тема, обязательно ознакомьтесь со статьёй, в которой я подробно рассказывал об истории этого уникального художественного промысла и его технических аспектах. В качестве иллюстраций в тот раз я использовал старообрядческие иконы из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств, главным экспонатом которого, впрочем, являются всё же не образчики невьянской иконописи, а знаменитый чугунный павильон работы каслинских мастеров, созданный специально для Всемирной выставки 1900 года, проходившей в Париже. Кстати, многие из икон, ныне экспонирующихся в музее изобразительных искусств, некогда находились в домовой церкви Льва Расторгуева, чья усадьба на Вознесенской горке и по сей день является истинным украшением Екатеринбурга.