Найти тему
Сам себе сэнсэй

«Шаолиньское кунг-фу». Величие и обман.

Даже далекие от боевых искусств люди знают слово «Шаолинь». Это легендарный монастырь, затерянный где-то на бескрайних просторах Китая, и ставший родиной боевых искусств. А уже для тех, кто не понаслышке знаком с китайскими стилями, «Шаолинь» - это вообще альфа и омега. Основа основ, истинное, незамутненное боевое искусство. Выражение «шаолиньское кунг-фу» давно стало нарицательным, символизируя эталонный, древний, исходный стиль.

Шаолинь. Фото из открытых источников.
Шаолинь. Фото из открытых источников.

Но так ли это на самом деле? И если да, то так было лишь в древности, или все сохранилось до наших дней? А если не сохранилось - то чем тогда является сегодняшний Шаолинь?

Для прояснения этого вопроса, надо вспомнить историю Шаолиня.

Краткая история Шаолиньского монастыря.

Монастырь был построен в 495 г. н. э. В 520 -530-х гг. в монастыре появилась легендарная личность. Это был индийский монах, известный под именем Бодхидхарма. В Китае его называли Дамо, в Японии – Дарума. Бодхидхарма считается первым патриархом чань (дзен) буддизма. Но для всех поклонников боевых искусств, этот человек прославился тем, что стал основоположником одного из древнейших стилей боевых искусств. По легенде, проведя 9 лет в неподвижной медитации, Дамо решил восстановить ослабшее тело, для чего начал выполнять необычный комплекс упражнений. Монахи волей-неволей оказались втянуты в тренировки. Сперва нехотя, а затем с все более возрастающим интересом, они тренировались, быстро укрепляя тело и дух. Так началась история комплекса «18 рук архатов», который лег в основу старейшего стиля ушу лохань-цюань.

Патриарх шаолиньского ушу Бодхидхарма, прозванный "Бородатым варваром". Фото из открытых источников.
Патриарх шаолиньского ушу Бодхидхарма, прозванный "Бородатым варваром". Фото из открытых источников.

С тех пор напряженные тренировки прочно вошли в распорядок жизни монахов, наравне с духовными практиками. Последующую тысячу с лишним лет, боевое искусство Шаолиня расцветало, обрастая легендами о подвигах монахов-воинов.

Однако в 20-х гг. прошлого века, в результате бурных событий в китайской истории, монастырь оказался сожжен. Вместе с древними постройками оказались утрачены многие ценные документы, книги, свитки. Монахи разбрелись кто куда. После этого печального события, последовали годы забвения – новым властям Китая не было дела до какого-то старого монастыря.

Поединок монахов. Фото из открытых источников.
Поединок монахов. Фото из открытых источников.

В 30-х гг. 20-го века, Шаолиньский монастырь посетил молодой японский мастер боевых искусств, ставший позднее известным под именем Со Досин. Отучившись в монастыре ряд лет, он вернулся в Японию, где и начал пропагандировать шаолиньскую систему. В 1979 г. Со Досин вновь посетил Китай, чем привлек повышенное внимание не только к себе, но и к Шаолиньскому монастырю. Видя такой интерес, китайские власти решили приложить усилия к возрождению монастыря. Наряду со старыми монахами, в Шаолине появилась группа молодых энтузиастов, готовых тренироваться, и постигать тайны древнего кулачного боя. Шаолиньский монастырь обрел новое рождение.

Со всего мира к нему потянулись туристы, паломники, и фанаты кунг-фу. Из уединенного места духовного просветления, монастырь стал превращаться во всемирно известный бренд, и один из символов Китая.

Шаолинь сегодня.

Интересно, что сами монахи отнюдь не считают смыслом своего существования тренировки в боевых искусствах. Да, это важная часть легенды, и обязательный компонент распорядка дня. Однако духовные практики, все же, занимают ведущее место.

Шаолиньские монахи демонстрируют  чудеса владения телом.  Фото из открытых источников.
Шаолиньские монахи демонстрируют чудеса владения телом. Фото из открытых источников.

Но красивую легенду о «шаолиньском кунг-фу» старательно поддерживают, не давая ей исчезнуть. Родители охотно отдают в монастырь своих детей, в надежде дать им хорошее воспитание и образование. Основных условий для приема всего два: надо иметь крепкое здоровье и быть буддистом. Остальное приложится. Отработанная веками, мало тронутая временем система обучения, исправно штампует людей, которые выглядят, как супергерои наших дней. Группы шаолиньских монахов гастролируют по всему миру, поражая зрителей во всех уголках планеты фантастическим владением своим телом.Трюки в их исполнении кажутся просто нереальными.

Также, для того, чтоб рассеять сомнения в эффективности шаолиньского боевого искусства, некие монахи участвуют в поединках, бросая вызовы известным бойцам. Надо сказать, смотрятся они весьма убедительно. Крепкие бритоголовые люди в монашеских одеяниях,на равных бьются с лучшими из лучших. И, если даже не одерживают победы, то легко с ними не бывает никому. Правда, есть вполне обоснованное сомнение, а имеют они вообще отношение к Шаолиню? Или же это отлично подготовленные спортсмены, представляющие саньда, и другие направления? Споры на этот счет не утихают, но однозначного ответа нет ни у кого.

Тренировка в шаолиньском монастыре. Фото из открытых источников.
Тренировка в шаолиньском монастыре. Фото из открытых источников.

Как бы то ни было, Шаолинь продолжает привлекать внимание. Которое практичные китайцы вполне успешно монетизируют, Вокруг монастыря открыто множество школ, институтов, и академий «подлинного шаолиньского искусства». Часть из них вполне добросовестно учит азам кулачного боя, а другая представляет собой элементарных мошенников, греющих руки на громком названии. Доверчивые энтузиасты со всего мира охотно платят немалые деньги, чтобы, отучившись неделю-другую, получить красивый сертификат в рамочке, подтверждающий прохождение «курса настоящего шаолиньского кунг-фу». Некоторые деятели идут еще дальше, открывая «Шаолиньские академии» по всему миру, и без зазрения совести называя себя наследниками древних традиций.

Больше похоже на шоу, чем на древнее боевое искусство. Фото из открытых источников.
Больше похоже на шоу, чем на древнее боевое искусство. Фото из открытых источников.

Конечно же, весь этот цирк не имеет никакого отношения к настоящему шаолиньскому боевому искусству.

Ушу Шаолиня.

Строго говоря, ушу Шаолиня - это не какой-то единый стиль, а крупное направление, включающее десятки (а по некоторым мнениям – сотни) стилей ушу. Непосредственно же в монастыре практиковали стиль шаолинь-цюань.

Этот стиль отличается богатством техники, хотя бытует мнение, что он далеко не самый сложный в изучении. Монахи обретали мастерство за счет огромного количества повторений. Комплексы упражнений повторялись бесконечно, один за другим, и все это чередовалось с физической подготовкой. Как итог, монастырь, словно конвейер, штамповал классных, закаленных бойцов. Боевое искусство Шаолиня предназначено для реального боя, однако для его овладения требуется изрядное количество времени и упорства. Без этого стиль не освоить.

Классическим оружием шаолиньских монахом с давних времен является шест, мастерство владения которым достигает высочайшего уровня. Со временем, видимо, одного шеста монахам показалось мало, и они освоили другое оружие.

Шест, это, конечно, хорошо... Но алебарда не хуже. Фото из открытых источников.
Шест, это, конечно, хорошо... Но алебарда не хуже. Фото из открытых источников.

Шаолиньское ушу: оно есть, или уже нет?

Вот и получается, что истинное шаолиньское ушу не имеет ничего общего с нынешним «древнейшим кунг-фу», которое призвано удовлетворить спрос толпы. И если вам предложили за определенную плату и неделю потраченного времени освоить секреты древнего кулачного боя, имейте мужества признать, что вы просто повелись на легкие обещания. Подлинное же ушу Шаолиня (впрочем, как и любое другое) – это долгий и кропотливый труд, основанный на регулярных и упорных тренировках. Мастеров Шаолиня делают не яркие одежды и бритые головы, а то, что они посвятили освоению воинских искусств всю свою жизнь без остатка.