Найти тему
Время Романовых

Первая телефонная станция в России.

1 июля 1882 года в Петербурге вступила в строй первая телефонная станция на 128 абонентов. Она располагалась в доме Гансена на Невском проспекте, дом 26. К концу того же года число абонентов увеличилось до 259. Как же это нововведение повлияло на жизнь города и какая была реакция у первых телефонных абонентов?

25 сентября 1881 года русское правительство утвердило «Основные условия устройства и эксплуатации городских телефонных сообщений в России».

Первый звонок в Россию был, однако, сделан не каким-то богатым человеком или компанией. Это произошло гораздо раньше, в 1879 году, и пробный звонок был сделан из Санкт-Петербурга на железнодорожную станцию Малая Вишера. Связь была по понятным причинам плохой: из-за расстояния слышались только свистки пароходов на станции, но человеческий голос был неразборчив и как будто шел из-под земли. Второй эксперимент был гораздо более удачным. Звонок из Санкт-Петербурга на станцию Любань был слышен достаточно отчетливо.

Первый контракт был заключен 1 ноября 1881 года между Министерством внутренних дел, в ведении которого находились средства связи, с одной стороны, и частным предпринимателем, инженером фон-Барановым, с другой. Однако строить сеть фон-Баранов не захотел, а продал свои права Международной компании телефонов Белла. Таким образом, компания Белла на многие годы стала монополистом в эксплуатации телефонных станций в крупных российских городах.

-2

Первые телефонные аппараты были установлены в центральной части города. Соединение происходило с помощью телефонистки, которой в трубку называли нужный номер. Причём на должность телефонисток принимали исключительно незамужних барышень, «дабы лишние думы и заботы не приводили к лишним ошибкам при соединении». На каждой станции работали одновременно несколько телефонисток, соединявших абонентов. Вследствие громких разговоров, на станции все же царили шум и неразбериха, часто возникали ошибки в соединении.

Первые телефонные трубки служили одновременно для передачи и приема, поэтому у аппаратов вывешивались объявления «Не слушайте ртом и не говорите ухом».

В 1880-х годах грамотного населения было всего чуть более 15 процентов. Неудивительно, что крестьяне считали новинку бесовской придумкой. Впрочем, до них новшество дошло нескоро.

-3

Первые телефонные станции в Петербурге, Москве, Одессе и Риге. Через несколько лет, в 1885-1886 годах были оборудованы и открыты телефонные сети в Нижнем Новгороде, Либаве, Ревеле, Ростове-на-Дону и Баку.

Первые 26 телефонных абонентов в Москве были невероятно богаты. Ежегодная плата, взимаемая компанией Белла за установку и обслуживание телефона, составляла 250 рублей, огромная сумма по тем временам. Тогда за 85 рублей можно было купить самую дорогую шубу в шикарных магазинах Кузнецкого Моста.

Первыми клиентами стали учебные заведения, медицинские учреждения, ветеринарные кабинеты, полицейские участки и, конечно же, богатые предприниматели.

-4

Позже устаревшие доски Гилеланда были заменены на коммутаторы шкафного типа, оборудованные индивидуальными абонентскими гнездами и вызывными бленкерами. Каждый коммутатор был рассчитан на 200 однопроводных абонентских линий, что давало возможность расширить станцию и уменьшить число телефонисток.

Осенью 1901 года, к окончанию срока концессии компании Белла, Петербургская сеть обслуживала 3,8 тысяч абонентов, Московская – 2,86 тысяч.

Император Николай II, однако, не очень часто пользовался телефоном, несмотря на то, что в 1903 году в Кремле был установлен аппарат, а в Царскосельском дворце, в комнате камердинера, имелся телефон. У его супруги Александры Федоровны, напротив, было установлено три телефона: два в ее комнатах и один в детских.

-5

Число пользователей росло. В 1913 году в России насчитывалось уже 244 118 абонентов. Существовало 1212 отдельных телефонных сетей, и подключено около 44,6 миллиона человек. К концу 1916 года в Москве на 100 жителей приходилось 3,7 телефона, больше, чем, например, в Гамбурге. Но все это было по-прежнему вручную.