Найти в Дзене
Я буду честно

"Сладкая женщина". Что не так с фильмом

Привет всем, друзья! Обсудим сегодня фильм "Сладкая женщина" режиссера Владимира Фетина, 1976 года. Сразу скажу, повесть Ирины Велембовской, по которой снят фильм, я читала. И, собственно, в фильме практически дословно (за небольшими правками типа имя Марик заменили на Ларик) воспроизведен сюжет. Поэтому могу в целом название статьи адресовать и повести. Но, поскольку уж речь о фильме, буду опираться именно на него. Держа в уме и литературную основу. Итак, "Сладкая женщина". Знаете, чем меня отталкивает эта картина? Тем, что в ней просто-таки пропагандируется унижение женщины. И всякий раз, когда я это вижу, я задаюсь вопросом: как могла Ирина Велембовская, автор потрясающих "Женщин", которые тоже были с успехом экранизированы, нарисовать такой сюжет. В котором женщина морально уничтожается двумя мужчинами, при этом по сюжету она - недалекая мещанка, а они - благородные рыцари без страха и упрека. Главная героиня, Анна (блестяще сыгранная Натальей Гундаревой), выходит замуж за героя во

Привет всем, друзья!

Обсудим сегодня фильм "Сладкая женщина" режиссера Владимира Фетина, 1976 года.

Сразу скажу, повесть Ирины Велембовской, по которой снят фильм, я читала. И, собственно, в фильме практически дословно (за небольшими правками типа имя Марик заменили на Ларик) воспроизведен сюжет. Поэтому могу в целом название статьи адресовать и повести. Но, поскольку уж речь о фильме, буду опираться именно на него. Держа в уме и литературную основу.

Итак, "Сладкая женщина". Знаете, чем меня отталкивает эта картина? Тем, что в ней просто-таки пропагандируется унижение женщины. И всякий раз, когда я это вижу, я задаюсь вопросом: как могла Ирина Велембовская, автор потрясающих "Женщин", которые тоже были с успехом экранизированы, нарисовать такой сюжет. В котором женщина морально уничтожается двумя мужчинами, при этом по сюжету она - недалекая мещанка, а они - благородные рыцари без страха и упрека.

Главная героиня, Анна (блестяще сыгранная Натальей Гундаревой), выходит замуж за героя войны, орденоносца, Николая Егоровича (Петр Вельяминов). Спустя лет десять супруг приходит к выводу, что семейная жизнь не сложилась, жена его не устраивает.

-2

Что же, такое бывает, дело житейское. Что в этой ситуации должен сделать мужчина? Если он - настоящий, если он считает себя человеком чести (в отличие от жены, которую считает "некультурной" и в целом не уважает).

Он должен как минимум составить с женой честный разговор. Так мол, и так, Анна, я тебя больше не люблю, нашел другую, давай разведемся.

Что же делает наш герой? Он заводит женщину на стороне. Потом дожидается удобного момента, чтобы уйти по-тихому. И когда Анна уезжает по путевке на курорт, Николай Егорович трусливо (другого слова тут не могу подобрать) сбегает от жены. Оставляет ей записочку, и все, был таков.

-3

Жена возвращается домой - а мужа нет. Бросил, вот так молча, исподтишка.

Неужели женщина после десяти лет брака не заслуживала хотя бы очного разговора? Лицом к лицу. Попросить прощения, объясниться.

Более того, когда она, ничего не понимая (это естественно, ведь муж ей ничего и не объяснил, не царское дело), пытается разыскать его, поджидает на проходной (унизительно, неправда ли?), он тоже не особенно горит желанием с ней общаться.

-4

И самое необъяснимое, что при этом по сюжету она - отвратительная, жадная, корыстная приспособленка, а он - благородный бессеребренник и альтруист. И автор не просто намекает нам, а прямым текстом показывает, что он - на стороне Николая Егоровича. И что тот имел полное моральное право так обойтись с женой.

Оставим мужа, и перейдем ко второму мужчине Анны. К Тихону, с которым она познакомилась в электричке. С ним у нее тоже в итоге ничего не складывается. Но за короткий период их отношений этот Тихон успевает даже сильнее, чем муж, унизить и размазать морально Анну.

-5

То ему не нравится, какого цвета у нее волосы (требует перестать краситься), то - ее наряд, то - ее поведение. То недоволен, что она дом деревенский продала. (Вопрос - имеет ли он право указывать Анне, как ей жить и красить ли волосы). Дальше - больше, Тихон переходит к прямым оскорблениям, называет Анну "кошкой-лизуньей" и транслирует прочие гадости в ее адрес, и вообще ведет себя с ней, как с отбросом каким-то. Доходит до того, что он вымещает на Анне злость от развода с женой, будто бы не он, а Анна - виновница развода. При этом Тихон встречается с Анной. Зачем? Ему нравится издеваться над ней? У меня других объяснений нет. Неприкрытый и тотальный абьюз.

Да, Анна - женщина далеко не идеальная, взять хотя бы ситуацию с сыном, но в то же время - а разве бывают идеальные? У каждого человека есть свои недостатки, как и достоинства. А достоинств у Анны, кстати, тоже предостаточно.

Поэтому мне лично всегда при просмотре этой картины слегка не по себе. От того, как сильные мужчины буквально вытирают ноги о слабую женщину, уничтожают ее морально, и при этом преподносятся зрителям как герои, которые смогли поставить на место эту мелочную мещанку. А мы, зрители, видимо должны вынести из фильма мораль: Анна заслужила, чтобы с ней так обошлись. Хотя, как по мне, их поведение в разы ужаснее, чем все "прегрешения" Анны.

Спасибо за внимание :)