Найти в Дзене
spiritD

Общее объяснение подростковой агрессивности. Из статьи: "Злые подростки: агрессия в интернете".

Оглавление

Перед вами вторая глава, первая глава.

Во время написания статьи я столкнулась с множеством причин возникновения нарушений поведения и агрессивности. Всю информацию по этой теме можно отнести не только к виртуальной жизни, но и к реальной. Здесь указаны, на мой взгляд, самые подходящие объяснения агрессивности людей в интернете.

ГЛАВА 2: Общее объяснение агрессивности.

Агрессия бывает разной: (по конечной цели) конструктивная(агрессия используется с целью средства и проявляется редко, тогда, когда это необходимо) и деструктивная(стремление к насилию, цель - нанесение вреда другому человеку). В этой статье я делаю акцент на вербальную агрессию(слова) и деструктивное поведение, но также упомяну и здоровую агрессию, которая является защитой. Вообще деструкция - это отсутствие навыков, необходимых для преодоления проблем в жизни. Формируется в результате следствия неадекватной интерпретации событий на основе иррациональных убеждений. “Плохое” поведение происходит при выработке навыков, но неправильных, ошибочных. Э. Фромм полагал, что деструктивность может делиться на импульсы оборонительного характера, а может и на деструктивные черты характера.

На развитие и формирование личности подростка влияют как врожденные особенности, так и приобретаемые им в процессе жизни. В этом возрасте закладываются основы нравственности и социальных установок личности. Формирование своей личности подросток осмысливает на основе той деятельности, которую выполняет, которая способствует адаптации. Социальный опыт, получаемый в семье, важен для социализации. Обычно большинство психических проблем идет из семьи, этому есть множество подтверждений. В большинстве своем причина асоциального поведения кроется в жизненных условиях семьи, оказывающих отрицательное влияние на развитие личности.

Теории возникновения нарушения поведения.

Чтобы перейти к наглядным примерам и их объяснению, считаю должным дать краткое определение агрессивности по мнению разных ученых. Теории взяты из книги И.А Фурманова - "Психология детей с нарушениями поведения" и указаны в статье в сокращении. Их все можно применить не только к реальной жизни, но и к виртуальной.

1. ТЕОРИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: А. Адлер

Агрессия - сумма ощущений, возбуждений и разрядок, функциональный носитель которых - врожденный.

1)Реактивная агрессия (реакция на действия\правила, которые ограничивают свободу) - форма поведения, независимая от опыта человека и не врожденная склонность к агрессии.

2) Агрессия как ненормальная форма поведения, которая проявляется, когда социальный интерес развивается неправильно.

3) Ответная агрессия - естественная сознательная\бессознательная реакция человека на принуждение, которая вытекает из стремления быть субъектом, а не объектом.

2. СОЦИОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: К. Хорни

Агрессивность у ребенка возникает тогда, когда он принимает и признает как должное враждебность окружающих и сознательно\бессознательно решается на борьбу с целью защиты и мести.

Агрессивность(стремление причинить боль) - защитная реакция человека, который чувствует угрозу ценностям, достоинству, видит себя униженным\отвергнутым.

Результатом такого ненадлежащего поведения является формирование у ребенка базальной враждебности.

Основные потребности ребенка: удовлетворение и безопасность. Если ребенок не ощущает безопасности, то у него формируется враждебность к родителям, которая после станет базальной тревогой и будет направлена на окружающих.

Тип людей с “направленностью против людей”. Основное убеждение - жизнь есть борьба за выживание, все окружающие люди агрессивны и жестоки. Поэтому надо занять доминирующую позицию, чтобы чувствовать себя в безопасности. Также формируется гипертрофированное стремление управлять другими людьми. Характерная потребность эксплуатировать людей из-за боязни быть использованным и показаться глупым.

3. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ: Э. Фромм.

Агрессия оборонительная (доброкачественная) - для выживания человека. Имеет биологические

корни и затухает, когда пропадает опасность.

Агрессия злокачественная - деструктивная и жестокая, определяется психическими и социальными факторами.

1) Деструктивная агрессия, вызванная потрясением веры.

В результате нарушения доверительных отношений между детьми и родителями. Ребенок несчастен и запуган, так как не получает должного внимания\видит ложь родителей. Но родители не видят этого

В итоге может быть:

а) Формирование самостоятельности

б) Формирование скептицизма: ребенок верит в чудо, которое вернет ему веру. Ищет друзей, но каждого подвергает испытаниям. Разочаровавшись, ищет новых. Но отношения не развиваются.

в) Формирование циничной ненависти: человек ненавидит жизнь. Разочарование в вере и любви к жизни делают человека циником и разрушителем.

2. Компенсаторное насилие: человек страдает от беспомощности(импотенция, когда из-за страха\слабости не может сделать что-то) и это приводит к нарушению внутреннего равновесия.

Когда человек не может смириться с этим, то

1. Причисляет себя к какой-то сильной группе и идентифицирует себя с ней. Такой символической причастности он к жизни другого человек обретает иллюзия самостоятельности. хотя сам себя подчинил кому-то.

2. Разрушает. Мстит за то, что другие его обидели. Человек, который не может создавать, хочет разрушать.

4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ: А. Бандура

Агрессия - усвоенное поведение в процессе социализации.

Социализации агрессии зависит от:

1. Раннего опыта воспитания в определенных условий

2. Семейных традиций

3. Эмоционального фона отношений родителей к ребёнку.

У агрессивных родителей обычно агрессивные дети.

Родители, демонстрируя агрессивное поведение, подают пример. Проявляется в:

1. Эффект адаптации: новая модель поведение, ребенок копирует ее.

2. Эффект снятия запрета: ребенок бессознательно/осознанно может пересмотреть свои взгляды и изменить поставленные им самим ограничения подобного поведения.

3. Эффект утраты эмоциональной восприимчивости: привычка к насилию, сам ведет себя агрессивно.

4. Эффект изменения образа реальности: ребенок ждет насилия от каждого. Воспринимает мир враждебно.

Формирование агрессии может быть из-за:

1.Родителей, которые поощряют агрессию или подают пример такого поведения по отношению к другим.

2. Родителей, которые наказывают за проявление агрессии. Резкое подавление способствует развитию агрессивности у ребёнка. Если не наказывать совсем, будет тот же эффект.

На момент 2004 года эта теория была одной из наиболее популярных. Потому что эффективна в предсказании агрессивного поведения и может помочь скорректировать поведение детей.

Агрессия в интернете.

Интернет можно рассматривать как поле для выплескивания агрессии, так и местом, в котором человек ей заражается от людей, которые пришли в виртуальный мир для эмоциональной разрядки.

1. У многих людей, которые проявляют агрессию в интернете, нарушения поведения как отклонения в поведении здорового человека. Девиантное или отклоняющееся поведение - отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений. Непатологические девиации - нарушения поведения у психически здорового человека. Как пример можно взять жертв агрессоров, которые реагируют на провокации реактивной или ответной агрессией. Их поведение является защитой. Но даже у многих агрессоров нарушения поведения со временем, после истечения подросткового возраста, исчезают. Чтобы “прийти в норму” нужен контакт с родителями, потому что именно от них все и зависит. Произвольная агрессия - открытая агрессия в адрес конкретных лиц, предметы или социальное окружение - чаще всего у агрессоров. А непроизвольная - целенаправленная и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда человек не может контролировать что-то - чаще всего у жертвы.

Но также у многих агрессоров нарушения поведения. Это действия человека, которые приводят к затруднению биологической, психологической и социальной адаптации(когда человек не адаптировался в обществе, то это проявляется в: попрании прав других людей, нарушение характерных норм и правил для данного возраста человека. Также это признаки агрессивности деструктивной и асоциальной направленности) сопровождающиеся намеренно причинением страдания или вреда самому себе, окружающим или обществу в целом. То есть у людей с нарушениями поведения социальный интерес развивается неправильно. Основные критерия: намеренная лживость, жестокость по отношению к людям, животным и другое.

Так почему же все-таки агрессор является агрессором?

1) Одиночный агрессивный тип нарушения поведения.

Характеристика таких людей: эгоцентризм, доминирование агрессивного поведения в физическом или вербальном(словесном) плане, склонность к враждебности, словесной брани, жестокость по отношению к сверстникам, низкая самооценка, их не волнует и не интересуют чувства других людей, редко испытывают чувство вины за свое бездушное поведение. Такие подростки даже не стараются скрыть свое антисоциальное поведение, у них нарушаются социальные связи и им тяжело установить нормальные контакты со сверстниками. Чаще всего имеют поверхностные отношения с другими антисоциальными подростками.

2) Подростки с негативным эмоциональным состоянием, который может срываться “просто так на всех”. Для многих это “просто так”, но на самом деле причиной может являться реакцией ребёнка на напряженную стрессовую ситуацию или психическую травму в реальной жизни или в виртуальном мире.

3) Если в процессе социализации ребёнок не научится контролировать свои агрессивные импульсы и привык удовлетворять потребности с помощью агрессии, то в дальнейшем это может вылиться в агрессию с преимущественной ориентацией на сверстников в подростковом возрасте. В процессе возрастной развития в результате взаимодействия с окружающим миром происходит трансформация, социализации агрессии.

4) Если ребенок ведёт себя агрессивно и получает одобрение от семьи или родители “не видят ничего плохого” в ней или им просто плевать, то вероятность агрессии в будущем в аналогичных ситуациях возрастает. Постоянное одобрение формирует привычку агрессивно реагировать на разные раздражители.

5) Склонный к наказанию родитель, хоть и не намеренно, подаёт ребёнку пример агрессивного поведения. Подавление агрессивных импульсов при родителях способствует увеличению агрессии и выплескивание её на сверстников. Ребенок нарушает поведение, опираясь на родительский образец, а также в результате неблагоприятного эмоционального состояния, возникающего при неудовлетворительных внутрисемейных отношениях.

6) Достижение успеха при проведении агрессии может значительно повысить вероятность того, что в следующий раз человек сбросит напряжение снова с помощью агрессии. А неуспех - тормозит такое поведение.

7) Все группы агрессивных подростков имеют ярко выраженные нарушения в нравственной сфере. Они склонны к игнорированию социальных правил, требований и норм, пренебрежительно относятся к моральным ценностям. У подростков с невротическими и депрессивными тенденциями существуют внутриличностные конфликты внутри "Сверх-Я"(олицетворяет совесть, идеалы, социальные нормы и все то, что ограничивает индивида, делает его цивилизованным и позволяет жить в человеческом обществе) самостоятельно сформированными моральным критериями поведения.

8) Существуют категории детей, не имеющих эмоциональных расстройств, у которых агрессивность является одной из индивидуальной-психологических особенностей их личности.

9) Поведение, которое родители воспринимают как асоциальное или агрессивное, часто является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние. Причиной любой агрессии являются лишения и ограничения. Агрессивность способна развить дух инициативы или породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным или безвольным.

2. Между агрессором и жертвой тонкая грань. Потому что жертва может стать агрессором и наоборот в зависимости от её реакции.

Жертва становится агрессором, если:

1.Реагирует на агрессора и злится на него, проявляет агрессию на других людей, так как человек ей "заряжен".

2. Не может ответить агрессору тем же(пример: человек вне зоны досягаемости, так так вышел из сети) или же не получает нужной реакции и поэтому злится на посторонних, кто, к примеру, слабее. При отсутствии возможности возмездия уровень агрессивной мотивации в результате фрустрации (психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания) повышается, а уровень мотивации торможения агрессии снижается.

Человек не становится жертвой агрессора, если не воспринимает провокатора серьезно, шутит над агрессором без злобы, обходится как с ребёнком или просто игнорирует.

3. Агрессия сейчас стала мейнстримом(популярная, массовая тенденция). Дублирую это явление здесь, потому что оно относится не только к доте.

а) Многие стримеры стали популярны из-за своего взрывного поведения, жестоких шуток и аморального поведения. И в частности у младших подростков(11-12 лет) они особенно популярны, потому что в этом возрасте подростки более восприимчивы к чужому влиянию и склонны корректировать свое поведение во благо других. Если кто-то из авторитетов\большинство в школьном классе смотрит, к примеру, zxcurseda (стример по доте), то многие буду стараться подражать ему, так как так делают все. “В подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды, в первую очередь сверстников. И признание для подростков очень важно”, “В 11-12 лет фиксированные правила отсутствуют, являясь результатом социального согласия и меняясь по мере изменений группового мнения”, - Эвелин Кроне “О чём он вообще думает? Мозг подростка”. Примерно, на мой взгляд, можно представить мысли подростка: “я должен слушать Моргенштерна и играть в “бравл старс”, потому что это сейчас популярно и так делают все”.

б) Поскольку у многих родителей не хватает ни времени, ни сил, ни интереса заниматься своим ребенком, для подростка становятся образцом поведение людей, которых они видят в интернете. И это может быть как Тандзиро Камадо(аниме “Клинок, рассекающих демонов”, персонаж с “кристально чистой” душой и бесконечно добрый), так и Моргенштерн. В ситуации, когда человек предоставлен сам себе в детстве, его развитие нравственных ценностей зависит в частности от окружения и того, что он смотрит. Ребенку можно навязать применение грубой силы, неуважение к окружающим и другое аморальное поведение как образец для подражания и в дальнейшем он будет воспроизводить это в своих действиях, также и наоборот. И ребенок что видит, то и повторяет. Он

Также просмотр агрессивного кино или игра в жестокие видеоигры может развить агрессию человека, который думает о мести. Кино и видеоигры могут только приумножить или возбудить надежды на отмщение обидчика и это приведёт к усилению агрессии.

Лишь тот, кто, будучи ребенком, чувствовал родительское тепло, сумеет строить с другими людьми отношения, основанные на доверии. И наоборот, люди, видевшие только холодность в будущем, не смогут доверять никому, ведь в зрелом возрасте научиться этому труднее.

4. Многих людей сказать то, что они не сказали бы в интернете, подстегивает анонимность: “Интернет такое место, где ты можешь кого угодно послать и тебе ничего за это не будет”, - слова одного из агрессоров.

Из статьи “Рамблер”: “Если вы не знакомы с человеком по ту сторону монитора, никогда раньше не видели его и не знаете, как он говорит и двигается, при чтении его сообщения в соцсети вероятность, что вы поймёте его неправильно, намного выше. А вот проявление эмпатии и сочувствия, напротив, будет меньше. Не имея перед собой говорящего, мы склонны додумывать за него действия и интонации, чаще всего принимая его агрессивно и готовясь защищаться. Время передачи информации сократилось, поэтому теперь скорость общения зависит только от того, насколько быстро мы печатаем. Но от этого пострадала рефлексия собственных мыслей и чувств. Если в реальной жизни мы стараемся до последнего сдерживать злость, то при общении в сети этот ограничитель перестаёт работать.

Объяснение агрессии в видеоиграх.

1. Агрессивное поведение может начинаться с аффекта гнева, вызванного каким-либо препятствием, угрозой или причиненной человеку болью(пример: матч близок к концу, команда человека проигрывает, из-за стресса он начинается злиться на команду и на себя). При аффекте уходит на второй план значимость нормативных ценностей, сводит на нет интеллектуальные процессы. Установлено, что при торможении агрессии эффективнее внутреннее, а не внешнее торможение.

2. Выплескивание агрессии в игре. Когда у человека что-то произошло в реальной жизни, он может сбросить напряжение с помощью видеоигр. Но кто-то спускает всю энергию в процессе матча, а кто-то затрагивает и союзников/противников.

3. Серьезное отношение к игре. Некоторые стремятся добиться высокого ранга и положения в игре, поэтому могут относиться чересчур ответственно. И если кто-то не выполняет свою роль или "руинит"(специально портит) игру, то это вызывает мощную злость. Позже постоянное напряжение может перерасти в хронический стресс и тревогу. Обычно в таких случаях получать удовольствие от игры невозможно. Но даже без внешних препятствий можно постоянно злиться на себя, тиммейтов и врагов. Мой пример: недавно в пабге я хотела взять один из высших рангов, но играла не очень хорошо и добиться желаемого уровня было тяжело. Все, что я ощущала при игре - напряжение. Постоянно думала об очках, которые заработаю в конце матча. Каждый матч меня жутко выматывал. В итоге я взяла желаемый ранг, но себе пообещала, что больше никогда не буду играть на очки. И как только мне стало это безразлично, удовольствие от игры вернулось и после каждого матча я чувствовала себя отлично.

4. Банальный проигрыш. Когда у человека что-то не получается, то он может злиться на себя, врагов, тиммейтов, саму игру. Рассматриваю такую агрессию как “агрессия или замкнутость из-за неуспеха в видеоиграх\кибербуллинг в каком-то сообществе”. Человек может наносить вред другому из-за своего проигрыша(компенсаторное насилие) или же самому себе(мыслями). В какую сторону повернется человек из-за препятствия, зависит от множества качеств, личностных особенностей и прочего.

История одного из игроков в доту: “Я мечтаю стать достаточно сильным игроком, и, возможно, я сейчас обвиняю всех кроме себя, но в моем кругу общения не было сильных игроков, а сильные игроки зачастую смеялись с меня. Я правда старался что-то делать для улучшения своей игры, однако мои знакомые, с которым я играл, смеялись над моим скиллом и говорили, что ничего не получится. Говорил мне это каждый. И из-за отсутствия прогресса я правда в это поверил и уже как год пытаюсь в себе побороть эти ужасные чувства по поводу того, что я сдался”.

Человек, отвергнутый интернет-сообществом, чувствует себя точно же, как изгой в реальной жизни. К примеру, исключение из онлайн-игры испытуемого в крупном исследовании приводило к активностям в тех же отделах мозга, что и при ощущении физической боли. Мозг однотипно реагирует как на реальные, так и на виртуальные ситуации онлайн-общения, связанные с навыком эмпатии (из книги Эвелин Кроне “О чем он вообще думает? Мозг подростка”).

Третья глава доступна по ссылке.