Найти в Дзене
Розовый мопед

ТОП-3 отечественных автомобиля-"неудачника" ХХ века: От провального "Старта" до утраченной "Надежды"

Оглавление

Самые главные автомобили-«неудачники» отечественного производства в XX веке. Провал каких советских и российских моделей машин многие вспоминают до сих пор?

Спрос на машины в Советском Союзе постоянно рос, начиная с послевоенного времени. Отчасти поэтому некоторые модели, особенно в семидесятых и восьмидесятых годах, производились миллионными тиражами. И все равно за целым рядом авто выстраивались целые очереди. Однако были в СССР и уже в независимой России в конце прошлого столетия настолько провальные авто, что некоторые из них не сумели окупить затраты на производство первых партий. А некоторые и вовсе не попали в серию. В этой статье мы вспомним главные отечественные автомобили-«неудачники» XX века.

«Старт»

Именно этот микроавтобус, так толком и не попавший в серийное производство, следует считать первым серьезным провалом в истории советского автопрома. Многие запомнили «Старт» по финальным кадрам легендарной кинокомедии «Кавказская пленница». Но далеко не все знают подробности печальной судьбы экспериментального микроавтобуса, который мог стать настоящим прорывом во всей машиностроительной отрасли Советского Союза.

Старт в ГУМЕ. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Старт_в_ГУМе.jpg
Старт в ГУМЕ. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Старт_в_ГУМе.jpg

Перенесемся в шестидесятые годы прошлого столетия. Группа начинающих инженеров и конструкторов, работающих на Северодонецкой Авторемонтной базе, создают уникальную прицеп-дачу. Проект, созданный из стеклопластикового волокна, быстро привлекает к себе внимание руководства огромной страны. Вдохновленные первым громким успехом молодые таланты при поддержке главы автотранспортного управления совнархоза Луганской области Антонова решают взяться за куда более грандиозный проект. Они начинают разработку вместительного автомобиля, кузов которого будет полностью выполнен из стеклопластика. К команде присоединяются и другие специалисты, так как вся страна заинтересована в изучении и автоматизации процессов производства инновационного материала. В то время не только в Союзе, но и в мире, стеклопластиковое волокно еще не было широко распространено.

Первый опытный образец автомобиля, получившего лаконичное и звонкое название «Старт», был собран в 1963 году. Это был туристический микроавтобус на базе ГАЗ М-21. Помимо футуристичного дизайна, он поражал наличием трех сидений-диванов, столика на капоте двигателя и даже умывальника!

Финальный кадр Кавказской пленницы. Микроавтобус Старт. Источник: http://opoccuu.com/start.htm
Финальный кадр Кавказской пленницы. Микроавтобус Старт. Источник: http://opoccuu.com/start.htm

В испытательном заезде «Старт» своим ходом преодолевает более тысячи километров и прибывает из Донбасса в Москву, где его лично осматривает Хрущев. Никите Сергеевичу машина понравилась. Что стало сигналом к началу производства еще пятидесяти экземпляров.

Всего в период с 1964-го по 1967-й годы в Северодонецке на базе «Волги» было собрано больше сотни «Стартов». Также несколько микроавтобусов было собрано в Луганске и Донецке. Но стеклопластиковый кузов машины оказался неустойчивым к нагрузкам и перепадам температур. Он быстро покрывался трещинами и сколами даже при не самой активной эксплуатации. К тому же, производство стеклопластикового волокна оказалось нерентабельным. Стоимость «Старта» составляла вдвое больше автомобиля Газ М-21.

В итоге история необычного микроавтобуса закончилась печально. Проект свернули из-за дорогого и невыгодного производства. И вместо «Старта» на дорогах СССР стало появляться все больше УАЗов и «Рафиков».

Москвич-2141 и «Святогор»

Автомобильный завод имени Ленинского комсомола, который больше известен, как АЗЛК, подарил миру немало успешных моделей. К примеру, на нем выпускались Москвич-407 и Москвич-408, а также популярная 412-я модель. Тысячи машин прямо с конвейера уходили на экспорт. Но были у московского завода и откровенные провалы. Одним из самых громких среди них является «Святогор». Но неудачи и проигрыш конкуренции АвтоВАЗу начался гораздо раньше. И началом конца «Святогора» можно считать выпуск самого Москвича-2141.

Москвич 2141, салон. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Салон_Москвич_2141.JPG
Москвич 2141, салон. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Салон_Москвич_2141.JPG

Еще в шестидесятых годах на АЗЛК начинается активная работа над прототипами заднеприводных автомобилей, которые должны были занять нишу между продукцией ВАЗа и «Волгой». По ряду причин производство откладывалось год за годом. И до конвейера Москвич-2141 добрался только в 1986 году. Создавался он по прообразу Simca 1308 от европейского отделения американской компании Chrysler, расположенного во Франции. Но машина так и не стала успешной, хотя и выпускалась более десяти лет. Отчасти ее неудачу на внутреннем и зарубежном рынке можно объяснить отсутствием собственного семейства двигателей и других узлов – на новую модель устанавливались силовые агрегаты от предыдущих «Москвичей» и даже от «Жигулей». Но также проблема была в том, что машина успела устареть еще до начала производства.

Ситуация должна была измениться в лучшую сторону, когда уже после распада Союза Москвич-2141 был доработан совместно с Renault. Автомобиль с новым именем «Святогор» получил «реношный» мотор и некоторые другие узлы от французского концерна. И теперь уже по техническим характеристикам мог не просто тягаться, но и оставлять позади своих конкурентов с других отечественных заводов.

Однако из-за дефолта 1998 года производство «Святогора» серьезно пошатнулось. Зарубежные комплектующие, за которые требовалось рассчитываться в долларах, серьезно выросли в стоимости. Что отразилось на цене машины, которую и так мог себе позволить далеко не каждый. В итоге тысячи машин так и не были проданы. А в 2002-м году выпуск «Святогоров» завершился из-за банкротства завода.

ВАЗ-2120, версия такси. Редкие кадры. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:LADA_2120_TAXI.JPG
ВАЗ-2120, версия такси. Редкие кадры. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:LADA_2120_TAXI.JPG

ВАЗ-2120 «Надежда»

ВАЗ-2120, получивший название «Надежда» – это еще один перспективный российский проект, который во многом был похоронен из-за дефолта 1998 года. Именно в тот злополучный год в Тольятти началось производство первого отечественного минивена на базе пятидверной «Нивы». И на момент своего дебюта «Надежда» действительно смотрелась очень эффектно. Запоминающийся современный дизайн, вместительный салон, невысокая стоимость. Казалось бы, это все что нужно для запуска успешного производства. Что могло пойти не так?

Во-первых, собиралась «Надежда» из того, что было на АвтоВАЗе в достаточном количестве. К примеру, задние фары ей достались от «Оки». А передние и вовсе сначала от «Шестерки», а позже от десятой модели. Во-вторых, при весе в полторы тонны «Надежде» явно не хватало не самого мощного двигателя от «Нивы», из-за чего страдала динамика. А главной проблемой потенциально успешного концепта стало ужасное качество сборки. Даже сдвижную боковую дверь было проблематично открыть и нормально закрыть.

Как результат, всего было выпущено порядка 8 000 тысяч «Надежд». И это за восемь лет производства.

Источник: https://www.piqsels.com/ru/search?q=волга
Источник: https://www.piqsels.com/ru/search?q=волга

Что в итоге?

В Советском Союзе и России девяностых годов были предпосылки к созданию интересных и успешных машин. Но некоторые из них ждала печальная судьба. В провале «Старта» можно винить отсутствие налаженного производства стекловолокна и его недостаточная изученность. А «Святогор» и «Надежда» были похоронены во многом из-за серьезных экономических проблем в стране. А ведь каждый из этих автомобилей при других условиях мог бы стать легендой.

А о каких провальных отечественных автомобилях XX века тоже стоило бы упомянуть? Пишите об этом в комментариях!

#авто #ссср #автоваз #москвич #автопром ссср #авто 20 века #автомобили