(1921-1706 гг. до н.э.)
В книге Бытия 3:15 мы знакомимся с первым туманным обещанием дать человечеству Искупителя - лучиком надежды для человечества. Надежда почти умерла среди растления, которое предшествовало Потопу и явилось его причиной. Но и после Потопа небосвод вскоре опять затянуло. Ранние очаги цивилизации и возникновения государственности по берегам Нила и Евфрата превратились в центры позорного идолопоклонства. Но, рано или поздно, кто-то должен был во всеуслышание заявить о единственном истинном Боге, иначе человечество ждала безнадежная гибель. Эта великая миссия выпала евреям. До поры Бог проходит мимо родов Хама и Иафета. Он проходит мимо и большой семитской группы народностей, за исключением одной единственной семьи из рода халдейского. Божественная цель состоит в том, чтобы не дать умереть знаниям о Боге и, в конце концов, через обещанное “семя” привести к Богу все народы мира. До сих пор вдохновенного автора интересовали события, а не на люди: он упоминает лишь некоторых из них. Святой историк прошел гигантскими шагами от одного столетия к другому, от одной вершины знаменательных событий к другой. Начиная же с этого момента, его интерес сосредоточен на человеке, мощный поток истории сужается до одного народа - евреев, и затем постепенно вновь наполняется. В этот период прослеживается жизнь четырех великих патриархов: Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа - этих отцов еврейского народа в период его скитаний.
I. ЖИЗНЬ АВРААМА (Быт. 11:27-25:10)
Авраам, “отец верных” и основатель еврейской нации, является выдающейся личностью всех времен. Его жизнь естественно делится на два периода: (1) скитания, (2) оседлая жизнь в Хевроне.
1. Скитания
а. Родительский дом. Авраам был уроженцем Ура Халдейского, что в нижнем течении Евфрата. Это был центр древнейшей азиатской цивилизации. Цивилизация эта была создана народом хамитской, или урало-алтайской группы, но в результате завоевания стала семитской. Конечно же, при этой цивилизации процветало идолопоклонство (Быт. 16:26, 31; Иис. Н. 24:2).
б. Призыв и завет (Быт. 12:1-3). И вот здесь Авраам услышал призыв Бога покинуть домашний очаг, родственников, свою землю и отправиться в землю, название которой еще только предстояло узнать. В религиозном смысле этот призыв и его результат были самым важным событием со времени грехопадения. Одновременно Бог заключил с Авраамом завет, обещав дать ему: (1) великий народ (воплотилось в еврейской нации); (2) великое имя (нимроды, фараоны и кесари, по оценкам мира, занимали более важное положение, пока жили на свете, но ни один из них не оставил такой след в истории и в умах человеческих, как Авраам, - три великие религии считают его отцом благоверных: иудейская, христианская и магометанская); (3) землю (воплотилось при завоевании евреями земли Ханаанской); (4) благословение всем народам (воплотилось два тысячелетия спустя во Христе и провозглашении Евангелия всему миру; продолжает выполняться и по сей день).
в. Переселение. Всякая нация, обладающая ярко выраженной индивидуальностью, ведет свое начало от переселения. Но никакие переселения не носят такой особенной религиозной окраски и не освещены так в истории, как переселения евреев. Для того, чтобы в возрасте семидесяти пяти лет, разорвав связи с родными и родиной, уйти, не имея представления, куда, требуется героическая вера. “Верою Авраам повиновался... и пошел, не зная, куда идет” (Евр. 11:8). Именно такой человек мог стать основателем бессмертного народа и открыть всем великую истину - о единственности Бога.
Со своим отцом Фаррой, племянником-сиротой Лотом и женой Саррой Авраам пошел вверх по Евфрату до Харрана. Там Фарра умер. А Авраам, по-прежнему повинуясь Божию призыву, покидает бассейн реки Евфрат и направляется в землю Ханаанскую. И вот он уже на чужой земле среди чужого народа. В Сихеме Бог вновь является ему и подтверждает свой завет: “Потомству твоему отдам Я землю сию”. Так вот она, земля обетованная! Переселение завершено.
В течение нескольких лет Авраам кочует с места на место, живя поочередно (1) в Вефиле, (2) на юге, (3) в Египте, (4) вновь на юге и (5) вновь в Вефиле. Тут Лот и Авраам расходятся. Лот отправляется в Содом, что в Иорданской долине, где и остается. (6) Авраам возвращается на юг, в Хеврон. В этой местности начинается более или менее оседлая жизнь. Но до последнего они живут в шатрах. И повсюду Авраам строит жертвенники. Шатер и жертвенник характеризуют его жизнь в Ханаане.
2. Оседлая жизнь в Хевроне. Основные события этого периода
а. Вторжение халдеев. Халдеей правила эламская династия. Этот воинственный род, завоевывая все новые земли, продвинулся далеко на запад, в Иорданскую долину. Царьки, правившие в городах, расположенных в долине Иордана, находились в порабощении двенадцать лет, а потом восстали. Кедорлаомер, эламский правитель Халдеи, подавил восстание и увел жителей Содома, в том числе и Лота, в плен. Авраам с тремястами восемнадцатью обученными воинами после преследования освободил захваченных. На обратном пути его встретил и благословил Мелхиседек - загадочный царь-священник, которому Авраам заплатил десятину.
б. Брак с Агарью. Шли годы, а обещанный сын так и не родился. Авраам и Сарра старели. По предложению Сарры, Авраам взял вторую жену - их служанку Агарь. Она стала матерью Измаила и прародительницей арабов.
в. Учреждение обрезания. Аврааму к тому времени исполнилось девяносто девять лет. Сарра была на десять лет моложе. Обещание завета по-прежнему оставалось неисполненным: оно должно было осуществиться через Сарру, а у нее сына так и не было. Бог явился еще раз и обновил свой завет, скрепив его двумя знаками: (1) их первоначальные имена Аврам (великий отец) и Сара (сварливая) были изменены на Авраам (отец многих) и Сарра (княгиня); (2) в качестве вечного предписания людям завета был учрежден обряд обрезания.
г. Уничтожение Содома. Города долины реки Иордан опустились в пучину распутства, что превратило их в постоянную угрозу для окружающих народов. Бог приговорил их к уничтожению и открыл их судьбу Аврааму, ходатайство которого, хотя оно и не могло спасти эти города, сыграло все-таки свою роль. Лот был, буквально как хворостинка, выхвачен из огня, в то время как медлительность и сожаление его жены не дали ей спастись от стихии огня и серы, пролившихся на Содом. Лот ушел в Сигор, где он стал отцом Моава и Бен-Амми, которых родили от него его же дочери. Потомки этих сыновей (моавитяне и аммонитяне) будут постоянными соперниками евреев.
д. Рождение Исаака и готовность принести его в жертву. К этому моменту Аврааму сто лет, а Сарре - девяносто. Наконец, через двадцать пять лет странствий и ожиданий, исполняется данное Богом обещание. У Сарры рождается сын - Исаак. Но впереди их ожидает горькое испытание. Вера Авраама уже однажды превзошла любовь к родным и родине. Одержит ли она верх над любовью к своему собственному сыну? Аврааму слышится загадочный голос: “Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака... и там принеси его во всесожжение”. Такое указание может шокировать любого из нас, как безнравственное, и показаться весьма противоречивым. Но с Авраамом этого не произошло. В то время человеческие жертвоприношения были делом обычным, они совершались сплошь и рядом, и Авраам, несомненно, был с этим обычаем знаком. Не в этом заключалась трудность. Скорее всего, Авраама раздирала внутренняя борьба между призывом Божьим, с одной стороны, и его любовью к Исааку и надеждой на обещание, данное в завете, с другой. К этому обещанию он прирос душой. Вера победила и на этот раз (Евр. 11:17-19). Это кульминационная точка в вере и жизни Авраама. Его сын был спасен, так как в действительности Богу эта жертва не была нужна. Патриарх доживет и до того времени, когда сын его обзаведется семьей, увидит своих внуков. Он похоронит Сарру в пещере Махпела в Хевроне, единственном месте в земле обетованной, которым он когда-либо владел. И сам Авраам будет погребен там же Исааком и Измаилом после столетнего странствия по земле Ханаанской.
Мир знает мало таких, как Авраам, и множество таких, как Лот, - хватающихся за земные блага, рискуя вечностью. Лот и его род исчезли с лица земли, как утренний туман. Авраам же и его семя навечно определили судьбу мира.
II. ЖИЗНЬ И ХАРАКТЕР ИСААКА (Быт. 24:1-28:9)
1. Описание жизни Исаака
Повествование о жизни Исаака не займет много времени. Его жизнь тесно переплетается с жизнью отца - Авраама, с одной стороны, и жизнью сына - Иакова, с другой. Исааку было семьдесят пять лет, когда умер Авраам. Иакову - сто двадцать, когда умер Исаак. Таким образом, каждое важное событие в его жизни, пожалуй, более точно было бы назвать их жизнью. Как историческая личность, Исаак стоит в тени своего отца и сына. Пассивный и миролюбивый, Исаак отдается на волю отца, безропотно ожидая своей участи на жертвеннике. Он, похоже, находился под влиянием своей матери, пока та была жива, затем, попадает под влияние жены. Он уступает колодец за колодцем филистимлянам, даже не пытаясь бороться за них. Все сто восемьдесят лет своей жизни Исаак прожил на юге - в Хевроне или вблизи его. Его не отличает ни гранитная стать Авраама, ни буйный дух Иакова. Но тем не менее, как обетованный сын и наследник Божьих обещаний, он занимает почетное место среди четырех патриархов того периода. Исаак пребывает в благочестивой вере Авраама, и Бог снова и снова является ему для обновления завета, заключенного с Авраамом.
2. Брак и семейная жизнь
Нахор, брат Авраама, либо сопровождал семью во время переселения, либо последовал за ней из Ура в Харран, расположенный в Месопотамии. Там он и остался. Боясь, что сын его может связать себя брачными узами с идолопоклонниками-хананеями, Авраам отправляет своего самого верного слугу в город Нахора недалеко от Харрана, откуда тот привозит Ревекку, дочь Вафуила, которая становится женой Исаака и матерью его двух сыновей-близнецов: Исава и Иакова.
III. ИСТОРИЯ ИАКОВА (Быт. 27:1-49:33)
В жизни Иакова можно выделить два этапа, соответствующие его двум именам и двум стадиям становления его характера. На протяжении первого этапа он - Иаков (“хитрый”), на втором он становится Израилем (“Божьим героем”). Линией, разделяющей этапы, является Пенуэл, где он боролся с ангелом и был одновременно побежденным и победителем. Жизнь Иакова, как ничья другая, аналогична обращению в христианскую веру. От первого до последнего, все остальные патриархи вели праведную жизнь. Но Израиль-Божий герой в корне отличается от Иакова-хитреца.
1. Иаков Хитрый (Быт. 27:1-32:32)
а. Его имя. От рождения он получил имя Иаков - “держащийся за пяту”, “запинающий”, “хитрый”. Хотя Иаков был младшим, избранный род и завет должны были проходить через него, поэтому перед самым рождением было предсказано: “Больший будет служить меньшему”.
б. Первородство, полученное обманным путем. Исав был охотником, Иаков же был “человеком кротким”, огородником. Исав пришел с поля такой усталый и голодный, что, не задумываясь, продал за похлебку, приготовленную Иаковом, свое первородство, променяв, таким образом, благословение завета на минутное удовольствие. Такой человек едва ли подходит для того, чтобы стать родоначальником великого народа или высокодуховной религии. “Кроткий” Иаков высоко ценит первородство и заветное обетование, но заполучает он их у своего голодного брата недостойным путем.
в. Украденное благословение. Проходят годы. Для состарившегося Исаака наступает время передать благословение патриарха. Воспротивившись божественной цели, которая была донесена до него при рождении сыновей, Исаак решает благословить Исава. Но Ревекка не дремлет. Она пускается на обман, и Иаков, верный своему имени, принимает участие в ее кознях. Трюк удается. Почти потерявший зрение Исаак и находящийся на охоте Исав оказываются обманутыми, и благословляющие руки патриарха ложатся на голову Иакова.
г. Бегство в Харран. А вот и первое следствие обмана: грех Иакова разлучает его с отцом, которого он ввел в заблуждение, с братом, которого он надул, и с любящей матерью, соучастницей содеянного. Исав грозит убить его. По предложению Ревекки Исаак отправляет Иакова в Харран, чтобы тот подыскал себе жену среди родни Ревекки. Бегство было печальным: позади - воспоминания детства, тени собственной подлости, призрак мести Исава, что впереди - одному Богу известно. Наступает ночь. Он ложится спать прямо под звездами. Ему снится сон, навеянный мыслями, посетившими его за день. Он не отверг Бога окончательно, не оставил его и Бог. Он видит во сне лестницу и Бога на ней, который открывается ему как Бог Авраама, Бог Исаака и Бог завета. Жалкому, лживому, спасающемуся бегством Иакову Он подтверждает свои далеко идущие обетования. Смиренный и исполненный благоговейного трепета, встает утром Иаков, устанавливает камень, служивший ему подушкой, в качестве памятника, и нарекает то место Вефилем - Домом Божьим. И дает обет, правда, со свойственными ему оговорками, что Яхве будет и его Богом.
д. Жизнь в Харране. В Харране Иаков встречается со своим дядюшкой Лаваном, таким же пройдохой, как и он сам. Дядюшка обманным путем женит Иакова сначала на своей старшей дочери, Лии, прекрасно зная, что от его другой дочери, Рахили, тот все равно не откажется, потому что влюбился в нее с их первой встречи у колодца. Двадцать лет прошли на чужбине. И вот, наконец, обладая уже большим состоянием и многочисленной семьей, он обращает свой взор к родительскому дому. Приблизившись к восточным границам Ханаана, он узнает, что Исав движется навстречу ему с четырьмястами воинами. И снова призраки его собственных грехов и мести брата встают перед ним. Его душа сломлена чувством слабости и никчемности. Стадо за стадом, отправляет он дары впереди себя, чтобы умилостивить Исава. Семья переправляется через реку Иаков. Иаков остается один в Пенуэле. Там он борется всю ночь с загадочным посланцем Господа. Наконец, тьма рассеивается, наступает день. Своенравный Иаков уступает, и только тогда он получает желанное благословение, и Иаков-хитрец превращается в Израиля.
2. Израиль, Божий Герой
С этого момента Иаков становится другим человеком. Братья встречаются и расстаются в мире. Позднее они увидятся снова на похоронах отца. По зову Бога Израиль совершает паломничество в Вефиль. Его возлюбленная Рахиль умирает при родах Вениамина недалеко от Вифлеема. Его сыновья доставляют ему много горьких минут своими бесчинствами. Он на двадцать лет теряет Иосифа, своего любимого сына от любимой жены Рахили. Вениамина отнимает странный правитель египетский. Но через все это Израиль идет рука об руку с Господом. Повсюду в этот период Израиль строит жертвенники и призывает Бога Авраама и Исаака - Бога, заключившего с ним завет. Изгнание, превратности судьбы и надежда на исполнение завета изменили его характер. Иаков стал Израилем, и Израиль вступает в прекрасный зрелый возраст. Наконец, тучи начинают рассеиваться. Иосиф и Вениамин возвращены ему. Его жизнь мирно подходит к закату в Египте, и его прах переносят к праху его отца в семейную гробницу в Хевроне.
IV. ИСТОРИЯ ИОСИФА (Быт. 37:1-50:26)
Вводное слово. Отношение Иосифа к еврейской нации не такое, как у Авраама, Исаака и Иакова. Они - предки всего богоизбранного народа. Иосиф же - только один из двенадцати сыновей Израилевых, так начала разрастаться молодая нация. Будущий народ сможет назвать себя Израилем, но не Иосифом. Иосиф - не глава богоизбранного народа, и Бог не является ему, как Он являлся старшим патриархам, и не возобновляет с ним Свой завет. И тем не менее, Иосиф и его братья принадлежат патриархальному периоду, и считаются патриархами (Деяния 7:8, 9). История Иосифа наиболее трогательна, его личность лучше всего описана в истории Ветхого Завета. Он объединяет в себе лучшие из черт старших патриархов: силу и решительность Авраама, терпение и мягкость Исаака, нежную привязанность Иакова, и от всех них он перенял веру. Его жизнь можно разделить на два этапа: (1) юность в Ханаане, (2) зрелость в Египте.
1. Юность в Ханаане
События этого периода определяются двумя факторами, а именно:
а. Любовью отца. Он родился, когда отец был уже стар. Иосиф - первенец Рахили, первой любви отца, которую тот считал своей настоящей женой. Другой причиной был, несомненно, приятный, легкий нрав самого Иосифа. Любовь отца к Иакову проявлялась во многом, например, в том, как он его одевал. На Иакове была разноцветная одежда, возможно, с длинными рукавами, такая, какие носили царские дети. Не исключено, что Иаков собирался передать ему права первородства. Это не замедлило сказаться на отношении к нему его старших братьев, у которых вспыхнуло чувство ревности. Тот факт, что это не испортило самого Иосифа, говорит о необычайной силе его натуры, так как чрезмерное потворство разрушает характеры сильнее, чем лишения. Однако, сомнительно, что даже Иосиф развил бы в себе тот крепкий мужской характер, какой он проявил впоследствии, останься он в расслабляющей атмосфере отцовского шатра.
б. Ненавистью братьев. Она усилилась после того, как Иосиф рассказал два своих сна. В первом снопы, связанные братьями, поклонились Иосифовым снопам, во втором солнце, луна и одиннадцать звезд также поклонились ему. Для братьев это послужило еще одним доказательством, что Иосиф надеется на получение права первородства. Зависть порождает ненависть. Ненависть - это зародыш убийства. Благоприятная для этого возможность появляется, когда Иаков посылает Иосифа из отчего дома в Хевроне к братьям, пасущим стада в окрестностях Сихема. “Вот идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его... и увидим, что будет из снов его”. Но Рувим, чтобы выиграть время и возвратить его к отцу, предлагает посадить его в яму. В отсутствие Рувима, по предложению Иуды, Иосифа продают караванщикам, направляющимся в Египет. Ненавистная разноцветная одежда, вымазанная кровью козла, обманывает любящего отца, убеждая его в том, что Иосиф стал добычей диких зверей. Занавес опускается на сцене семейного преступления и горя.
2. Зрелость в Египте
а. Жизнь в рабстве. Иосиф становится рабом египтянина Потифара, начальника телохранителей фараона. Его способности и верность помогают ему очень скоро занять место надзирателя в доме хозяина. Однако, эта же его порядочность угрожает ему катастрофой. По лживому обвинению жены Потифара его бросают в тюрьму.
б. Жизнь в тюрьме. Не тот человек Иосиф, чтобы сидеть сложа руки, предаваясь бесплодному отчаянию. Смелый и всегда готовый помочь, он и за решеткой завоевывает себе доверительное положение. После того, как он истолковывает сны двум товарищам по несчастью, Иосифа призывают истолковать сны фараона. Это оказывается ступенькой к почти царской власти в величайшем царстве на земле.
в. Жизнь при дворе. Будучи наместником фараона в Египте, в течение семи лет изобилия Иосиф собирает зерно, чтобы народ выжил в последующие семь лет голода, возвещенные в снах фараона. Годы изобилия проходят, наступают годы голода, и тут появляются братья Иосифа, пришедшие за зерном. Теперь шанс предоставлен Иосифу. Он задерживает их, как лазутчиков. Оставив Симеона в качестве заложника, он освобождает остальных, но требует от них, чтобы они в следующий раз привели Вениамина. Поначалу старый патриарх не желает расставаться с Вениамином. Но голод - не тетка, и наконец, после заверения Иуды, что он вернет юношу в целости и сохранности, Иаков соглашается. Во время их второго визита Иосиф прячет чашку в мешок Вениамина и обвиняет братьев в краже. Затем, когда совесть проснулась, когда они готовы признать, что причиной их бед является их преступление, когда, наконец, Иуда благородно предлагает себя в качестве раба вместо Вениамина, тогда Иосиф открывается своим братьям и прощает их. Иакова приводят в Египет, а вместе с ним там оказывается и весь народ избранный. На этом патриархальный период заканчивается. Но несмотря на то, что Иосиф умирает и его хоронят в Египте, его завещание (Быт. 50:24, 25) показывает, как тверда его вера в обещания завета и будущее его народа.
Иосиф - образец честности. Он подвергся всем возможным испытаниям: безрассудная любовь отца, зависть и насилие со стороны братьев, домогательства распутной женщины, добродетель, наказанная вместо зла, внезапный взлет к почету и власти, возможность отомстить за все обиды - вот критические моменты его жизни. Никто не подвергался таким испытаниям, но никто и не одерживал столько побед. Он является также великолепнейшим примером прощения в истории человечества. Даже сам Авраам не был таким постоянным победителем в своей вере. Почему же тогда Авраам, а не Иосиф, удостоен чести называться “Отцом верных”? Конечно же, потому что он был “Колумбом в путешествии по вере”. Авраам вел свой корабль по неведомым морям к неизведанной земле. Иосиф же путешествовал в свете того, кем были Авраам, Исаак и Иаков, и что они сделали.
V. КНИГА ИОВА
К этой эпохе относится и книга Иова. Не потому, что она была написана в этот же период; но события, сцены, общая обстановка, весь тон повествования однозначно патриархальны. Иов - могущественный восточный вельможа. Бог позволяет сатане лишить Иова детей и всего нажитого, поразить отвратительной болезнью. Трое друзей приходят утешить его. Книга состоит из дискуссии в поэтической форме между Иовом, его тремя друзьями: Елифазом, Вилдадом и Софаром, прохожим по имени Елиуй и Господом. Иов сохраняет свою преданность, и Господь восстанавливает и преумножает все, что было взято у Иова. Книга, возможно, представляет собой кусочек идеализированной истории патриархального периода. Она имеет историческую основу с поэтическим развитием и преувеличениями. На это указывает ряд драматических событий и связь между ними, чрезмерно поэтизированная и приукрашенная речь спорящих. Предмет дискуссии - проблема зла, связь между бедствиями и личностью, цель - заставить людей доверять там, где они не могут видеть.