МАНАГЕР – ОТРАЖЕНИЕ НАШЕГО БЫТИЯ

Скажу откровенно, с сольным творчеством Олега «Манагера» Судакова я познакомился довольно поздно.

Скажу откровенно, с сольным творчеством Олега «Манагера» Судакова я познакомился довольно поздно. В конце 1990-х я, тогда еще школьник, уже активно слушал «Гражданскую Оборону», «Инструкцию по выживанию», «Кооперативништяк» и Янку. Но вот группа «Родина» и акустика Манагера все как то проходили мимо меня стороной. Пока однажды мне не попала самопальная кассета в которой на одной стороне был «Солдатский сон» от «Коммунизма», а на другой альбом «Родины» «Быть живым». При том, что подписано это было по традиции «Гражданская оборона». Другой информации, даже списка песен, на кассете не было. Но даже тогда моего музыкального ощущения хватило, что бы понять, что это что-то совсем иное, что открывает какую то новую границу того, что традиционно зовут «сибирским панком». Интернет в то время еще был недоступен, а в прочих СМИ предпочитали такую музыку не замечать. Потому долгое время я оставался в неведении, что на кассете были записаны совсем другие группы, хоть и с тем же составом музыкантов.

Спустя несколько лет я, с разницей в пару месяцев, прочитал два интервью с Олегом Манагером. Первое из них было в книге «Панк-вирус в России». (Благодаря этой книге я еще открыл для себя Черного Лукича, но это другая история) На 27 страницах (самое большое интервью в книге) Манагер рассказал практически всю историю возникновения и развития музыкального андеграунда в Сибири. Многое для меня тогда стало открытием, особенно то, какой насыщенной была музыкальная жизнь в конце 1980-х гг. в родной Тюмени.

Начало того самого интервью в книге "Панк-вирус в России" (что бы не попасть под прессинг цензуры пришлось обрезать нижнюю часть страницы)
Начало того самого интервью в книге "Панк-вирус в России" (что бы не попасть под прессинг цензуры пришлось обрезать нижнюю часть страницы)

Второе интервью было в главном печатном издании самой радикальной на тот момент партии (сейчас она внесена в список экстремистских организаций, потому не будем поминать эти три буквы). И то, что говорил в нем Манагер о судьбе страны, удивительным образом перекликалось с тем, что я в тот момент думал и чувствовал, как оценивал происходящее и какие выводы делал. Но самое главное рядом было опубликовано два стихотворения, которые я слышал на упомянутой выше кассете. Все встало на свои места и Манагер стал тем, чьё творчество стало меня интересовать в отрыве от всех прочих «сибирскопановских» коллективов.

Лично с Олегом Судаковым мне удалось познакомиться на концерте «Родины» в Тюмени в 2005 г. Представил нас друг другу Евгений «Джексон» Кокорин из группы «Чернозём», который по совместительству играл и в «Родине». На последующих выступления «Родины» и акустических сольниках Манагера мы как то все больше обменивались впечатлениями от концерта, а вот серьезно поговорить не удавалось.

А вот в 2011 г., когда именно по инициативе Манагера начала вести активную концертную деятельность группа «Коммунизм», нам удалось пообщаться довольно плотно. В Тюмени выступление группы тогда проходил почти на окраине города в каком то подвале административного здания, который, как в последствии оказалось, был переоборудован в «клуб» исключительного ради этого концерта. После забойнейшего выступления мы несколько часов проговорили с Олегом на каких то обшарпанных диванах. Кажется тогда мы обсудили все, что только можно от философских вопросов бытия до разноформатной музыки.

Вместе с Манагером после концерта группы "Коммунизм" в Тюмени 4 декабря 2014 г.
Вместе с Манагером после концерта группы "Коммунизм" в Тюмени 4 декабря 2014 г.

Олег Судаков – это в первую очередь, конечно, музыкант. Причем всегда актуальный. Все его творчество является отражением того, что происходит здесь и сейчас. Причем это не приглаженная картина реальности, а именно оценка с позиции здравомыслящего человека того, что происходит вокруг. С одной стороны, кажется как могут стоять в одном ряду такие вещи, как «Анархия», «Армия Власова» и «Сталин был прав». Но если прочитать внимательно именно тексты этих песен, то неожиданно понимаешь, что в сути то они об одном и том же: о разных сторонах бытия, объединенных единым контекстом, что как не изменяй государственный строй, а подавление свободы и человеческой личности в нем будет сохраняться. И что с этим нужно бороться. Причем бороться каждый день, в первую очередь, воспитывая чувство свободы в самом себе.

Книга стихов и прозы Олега Судакова
Книга стихов и прозы Олега Судакова

Все это нашло воплощение в вышедшей в 2019 г. пока единственной книге Олега Судакова «Взаимный гербарий». В ней автор предстает в разных ипостасях своего творчества. Стихи с 1983 по 2000 г. показывают творческую эволюцию от наивного мечтателя к жесткому бунтарю. Тексты песен, вошедшие в пять альбомов группы «Родина» открывают новые грани видения мира, показывая, что тоталитарная диктатура постоянно приобретает новые формы и все больше врастает в нашу жизнь. Еще в сборнике есть такая глава под названием «Афоризмы». В емких предложениях собраны ответы на те вопросы, который каждый мыслящий человек задает себе каждый день. Причем предтечу этих самых афоризмов можно увидеть еще в ранних стихах автора. Таким образом замыкается творческий и мировоззренческий круг Манагера. Ну и, конечно, статьи. По одной на каждый год с 2006 по 2012. В них Олег Судаков таким своеобразным образом говорит о главном: о том, что такое коммунизм, о принципах русской государственности, о церковном кризисе, о роли русских в современной России, о идеологии освобождения, о патриотизме. И, конечно, о Егоре Летове и «Коммунизме». Это все часть современного бытия. Пусть часто в этих статьях Манагер показывает картину, которая может шокировать неподготовленного читателя, но это все часть того, что происходит вокруг.

Альбомы коллажей Манагера
Альбомы коллажей Манагера

Совсем с неожиданной стороны Манагер для меня открылся за два года до выхода этого текстового сборника, когда прислал мне два тома своих альбомов коллажей. Довольно странный и своеобразный жанр. Но если вдуматься, то совмещение казалось бы несовместимых картинок – это тоже отражение реальности, некое понимание культурного кода человека. В первую очередь живущего в современной России и впитавшего в себя культурный опыт СССР. Такие коллажи позволят совсем по-другому взглянуть на привычные образы, увидеть картину целиком и в мельчайших деталях. Как если бы собирал пазл из осколков окружающего бытия, а потом с разных углов всматриваться в него. Это довольно кропотливое творчество, которое требует определенной внутренней подготовки и дисциплины. Но Манагер справился с этим, позволил всем, кто берет в руки эти альбомы оценить авторское видение мира и, вместе с тем, оценить свою роль в этом мире.

Коллажи "Предиктор судьбы" и "Фактор времени" из первого альбома
Коллажи "Предиктор судьбы" и "Фактор времени" из первого альбома

Лично я бы желал когда ни будь увидеть коллажи и стихи Олега Судакова в одном издании. Это создало бы целостную картину мировосприятия этого автора. Многие из представленных коллажей действительно находят свое отражение в стихах, песнях и афоризмах. И находись они рядом, то действительно бы были целостном и вполне законченным полотном, которое бы в полной мере отражало все грани мира.

Коллажи "Сладкие надежды Октября" и "Наставник рабочей судьбы" из второго альбома
Коллажи "Сладкие надежды Октября" и "Наставник рабочей судьбы" из второго альбома

А ведь мир вокруг действительно уже ни когда не станет прежним. 2020 г., когда для музыкантов оказалась закрыта концертная стезя, позволил Манагеру сделать перерыв в активной гастрольной деятельности и вновь вернуться к студийному творчеству. 2021 г. в этом плане стал для него очень плодотворным. Всех почитателей порадовал невероятный творческий триптих. В начале появился давно обещанный новый альбом группы «Коммунизм» «Граница счастья». К сожалению, скоропостижная кончина Кузи УО отсрочила выход этого альбома. И, почему то, многие расценили этот альбом как некий сольник Манагера. Естественно, он многое внес в концепцию этого произведения. Однако в итоге это творческий продукт именно соратников и единомышленников. Но об этом я уже писал.

Творческий триптих 2021 г.
Творческий триптих 2021 г.

Затем был альбом от группы «Цыганята и я с Ильича» под названием «Заклятье царей». Проект про который, казалось, уже все забыли, наверное, еще в начале 1990-х гг. Но нет, оказалось что это вполне живая и актуальная творческая концепция, которая вполне укладывается в общую стезю того, что Манагер делал раньше. «Заклятье царей», «Объект вселенной» и «Свобода» - пожалуй самые актуальные песни последних лет. Это тот язык на котором говорит протестующая улица, требующая смены строя. Это тот лозунг, в котором так нуждается сегодняшнее поколение для того, что бы идти к новым свершениям и добиваться своей цели.

Завершил эту творческую концепцию удивительный по силе звучания альбом «Родины» «Наследники», вышедший под самый занавес 2021 г. Когда его слушаешь, то даже не верится, что его целиком создали всего два человека. Евгений Каргаполов, который сыграл на записи на всех инструментах, а Манагер только пропел все вокальные партии. И ведь, что не песня то само по себе повествование с вполне законченной сюжетной и смысловой линией. И в какой-то мере в каждой из них присутствует дух романтизма. Но это романтизм уже зрелого человека, состоявшегося автора, который практически в каждой строчке говорит о чем-то сокровенном и делится той житейской мудростью, которую он пронес через годы и сумел выразить в конкретных музыкальных формах.

О том как Манагер развивал эту музыкальную концепцию далее можно прочитать в теме МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВРЕМЕНА ГОДА
Пожелания от Манагера
Пожелания от Манагера

Я не знаю, каким окажется следующий проект Манагера. Предугадать это невозможно. Может быть, это будут новые сильные песни, а может быть, он двинет по совершенно новой неизведанной творческой дороге. Но я уверен, что в любом случае это окажется актуально и жизненно. Ведь каждое его произведение это нечто выстраданное и добротное по качеству подачи. Уверен, что и сейчас, во время очередного тура в голове у него полно творческих замыслов. И думаю, что он сумеет еще не раз удивить и порадовать своих почитателей.