Найти тему

Расширение бизнеса: за и против, способы, вариации

Оглавление

Оборот вашей компании значительно увеличился, но организационно вы по-прежнему напоминаете небольшой стартап? Это признак того, что вы растете, но не масштабируетесь. В этой статье поговорим, чем отличаются эти понятия, какой бизнес масштабировать можно, а какой — точно не стоит.

Масштабирование бизнеса

-2

Большинство компаний мечтают масштабировать свой бизнес. Практически каждый, кто начинает собственное дело, хочет быть лидером на мировом рынке, ну или, как минимум, в своем сегменте. Однако реальность не так радужна — менее 1% глобальных стартапов достигают этой цели. Почему? Причина одна: неготовность к изменению масштаба компании.

Масштабирование бизнеса — это увеличение выручки компании от продаж без увеличения основных операционных затрат.

Масштабирование — это стратегический подход к созданию бизнеса. Он заключается в подготовке организации — еще на стадии бизнес-плана — к потенциальному развитию. Чем масштабирование отличается от роста? Рост означает повышение уровня доходов, что обычно сопровождается расширением ресурсов бизнеса. Масштабирование связано с увеличением доходов со скоростью, значительно превышающей рост затрат.

Как это выглядит на практике? Пример роста: вы получаете больше денег от продаж, но ваши расходы растут с той же скоростью, что и ваши доходы. Вы должны финансировать свою растущую долю рынка, например, за счет увеличения числа сотрудников. Как перейти от роста к масштабированию? Начнем с примера. Вы владелец компании по производству одноразовой посуды. Вы только что получили заказ от 5 новых клиентов. Это приведет к значительному увеличению ваших доходов, но для этого вам нужно нанять больше людей для обслуживания новых партнеров. Так что ваши расходы также значительно увеличатся.

Однако вы можете сделать ставку на другое — используйте технологии и автоматизируйте процесс, чтобы вам не пришлось увеличивать штат. Так вы масштабируете свой бизнес. Вот несколько советов:

  1. сосредоточьтесь на повышении ценности продукта, а не цены;
  2. позаботьтесь об отношениях с клиентами и деловыми партнерами;
  3. ведите свой бизнес разумно — мотивируйте и вдохновляйте сотрудников, внедряйте новые технологии, анализируйте возможности и угрозы, реагируйте на изменения.

Масштабирование — способность быстро приумножить успех в отличие от стабильного, последовательного и медленного роста. Какому виду бизнеса это противопоказано? Не получится добиться эффективного расширения, если вы работаете в узком, малодоходном сегменте. Работать и развивать новый бизнес проще на растущих рынках.

Зачем переходить от роста к масштабированию? Согласно многочисленным исследованиям, средние компании достигают более высоких результатов благодаря наращиванию операционных мощностей.

Можно остановиться на консервативной модели и работать над базовым стабильным развитием из года в год. Но есть риски того, что ваши конкуренты вырастут быстрее и вытеснят вас из отрасли.

Варианты масштабирования

-3

Если вы начинающий предприниматель, который ищет прибыльные бизнес-идеи с минимальным риском, франчайзинговый бизнес может стать отличным стартом. Бизнес по франшизе снижает потребность в обширном маркетинге и создании нового бренда. Это позволит сэкономить много времени и денег, сосредоточившись на повышении прибыльности бизнеса.

Франчайзинговая компания — это лицензированная бизнес-модель, в которой успешная компания позволяет вам вести бизнес, используя свой логотип, процессы и внутренние ресурсы.

Бизнес-модель франшизы может помочь быстро масштабироваться, поскольку вы наследуете операционные процессы и структуры от лицензирующей компании. Примеры популярных франшиз: Domino's Pizza, Subway, Starbucks. Эти «франчайзинговые» компании существуют в нескольких местах, продавая одни и те же продукты под одним и тем же брендом. Достаточно купить франшизу, чтобы получить лояльных клиентов и мгновенную узнаваемость бренда.

Самые популярные франшизы 2021 согласно рейтингу Forbes: Fit Service, 2GIS, Sun School, Papa John’s, Fix Price, Шоколадница, Додо Пицца, CENTURY 21, IL Патио, Cofix.

Еще один вариант масштабирования — стартап. Это независимое коммерческое предприятие, основанное на инновациях. Его цель — динамичное развитие компании, основанное на создании нового продукта, решения или определенной услуги. Стартап действует в условиях неопределенности как внутренних, так и внешних факторов. Данная бизнес-модель развивается без поддержки инвесторов. Концепция была сформулирована известным бизнесменом и лектором Стивом Бланком: это временная организация, которая ищет прибыльную, масштабируемую и воспроизводимую бизнес-модель.

Масштабируемость — одна из характеристик стартапа. Компания, которая не может вырасти кратно или не имеет намерения реализовывать такую ​​стратегию развития, не может быть определена как стартап. Для большинства венчурных фондов потенциально высокий уровень расширения бизнеса является одним из ключевых условий инвестирования в стартап.

Хороший вариант — открыть бизнес в смежной сфере. Например, вы продаете цветы и решили заняться изготовлением подарочной упаковки для своей продукции. Вы знаете потребности и предпочтения клиентов, наиболее популярные группы товаров, не зависите от поставщиков и повышаете рентабельность бизнеса. Если нужна консультационная поддержка и помощь в продвижении продукции, можно обратиться в Фонд поддержки предпринимательства.

Мотивация сотрудников

-4

Успех любой компании, в которой работают сотрудники, во многом зависит от их приверженности и удовлетворенности работой. Все чаще в качестве решений, которые используют предприниматели, выступают системы мотивации сотрудников, направленные на повышение их благосостояния и вознаграждения за выполняемую ими работу.

Существует множество способов повысить вовлеченность сотрудников. Системы стимулирования подразделяются на финансовые и нефинансовые. К первым относится материальное вознаграждение и связанные с результатами бонусы или прибавки к заработной плате. Примером нематериальной мотивации являются обучающие курсы, туристические поездки и развлекательные мероприятия, которые организует компания.

Многие компании используют конкурсную систему присуждения дополнительного вознаграждения. В начале года объявляется конкурс (например, на самые высокие результаты продаж) и правила оценки результатов. В конце года руководители принимают решение о присуждении лучшим сотрудникам доплаты или материальной премии.

К методам мотивации, не связанным с заработной платой, относятся дополнительные страховые пакеты, билеты в кино и фитнес-клубы, курсы иностранных языков, поездки сотрудников, скидки на продукцию компании и корпоративные ужины.

Новая офлайн точка

-5

Открытие новой торговой точки — один из примеров масштабирования. Чтобы этот опыт не стал убыточным, тщательно выбирайте место. Главное условие — большой трафик. Нет людей рядом с бизнесом — нет бизнеса. Рассчитайте бюджет на первый год. Найдите проверенного арендодателя, проверьте все документы. Осмотрите инженерные коммуникации. В помещении должна быть система дымоудаления, которая срабатывает при возгорании и создает условия для безопасной эвакуации людей, снижает температуру воздуха в помещении, предотвращает обрушение здания, поддерживает необходимую для дыхания концентрацию кислорода.

Важная часть инфраструктуры здания — система вентиляция. Именно она отвечает за комфортный микроклимат в помещении и циркуляцию воздуха. Торговая точка без вентиляции — не жизнеспособное помещение, в котором накапливается избыток влаги, духота, неприятный запахи, что вызывает дискомфорт и у сотрудников, и у клиентов. Уточните у арендодателя, какая вентсистема установлена в здании и как она функционирует на данный момент. Узнайте, предусмотрена ли возможность реконструкции оборудования. В торговой точке должна работать вытяжная канальная вентиляция и система притока.

Заключение

-6

Масштабирование бизнеса — смелая и амбициозная цель, которая приведет вашу компанию к новым высотам. Рекордного роста прибыли и укрупнения можно добиться только в результате изменения размеров организации.