Оборот вашей компании значительно увеличился, но организационно вы по-прежнему напоминаете небольшой стартап? Это признак того, что вы растете, но не масштабируетесь. В этой статье поговорим, чем отличаются эти понятия, какой бизнес масштабировать можно, а какой — точно не стоит.
Масштабирование бизнеса
Большинство компаний мечтают масштабировать свой бизнес. Практически каждый, кто начинает собственное дело, хочет быть лидером на мировом рынке, ну или, как минимум, в своем сегменте. Однако реальность не так радужна — менее 1% глобальных стартапов достигают этой цели. Почему? Причина одна: неготовность к изменению масштаба компании.
Масштабирование бизнеса — это увеличение выручки компании от продаж без увеличения основных операционных затрат.
Масштабирование — это стратегический подход к созданию бизнеса. Он заключается в подготовке организации — еще на стадии бизнес-плана — к потенциальному развитию. Чем масштабирование отличается от роста? Рост означает повышение уровня доходов, что обычно сопровождается расширением ресурсов бизнеса. Масштабирование связано с увеличением доходов со скоростью, значительно превышающей рост затрат.
Как это выглядит на практике? Пример роста: вы получаете больше денег от продаж, но ваши расходы растут с той же скоростью, что и ваши доходы. Вы должны финансировать свою растущую долю рынка, например, за счет увеличения числа сотрудников. Как перейти от роста к масштабированию? Начнем с примера. Вы владелец компании по производству одноразовой посуды. Вы только что получили заказ от 5 новых клиентов. Это приведет к значительному увеличению ваших доходов, но для этого вам нужно нанять больше людей для обслуживания новых партнеров. Так что ваши расходы также значительно увеличатся.
Однако вы можете сделать ставку на другое — используйте технологии и автоматизируйте процесс, чтобы вам не пришлось увеличивать штат. Так вы масштабируете свой бизнес. Вот несколько советов:
- сосредоточьтесь на повышении ценности продукта, а не цены;
- позаботьтесь об отношениях с клиентами и деловыми партнерами;
- ведите свой бизнес разумно — мотивируйте и вдохновляйте сотрудников, внедряйте новые технологии, анализируйте возможности и угрозы, реагируйте на изменения.
Масштабирование — способность быстро приумножить успех в отличие от стабильного, последовательного и медленного роста. Какому виду бизнеса это противопоказано? Не получится добиться эффективного расширения, если вы работаете в узком, малодоходном сегменте. Работать и развивать новый бизнес проще на растущих рынках.
Зачем переходить от роста к масштабированию? Согласно многочисленным исследованиям, средние компании достигают более высоких результатов благодаря наращиванию операционных мощностей.
Можно остановиться на консервативной модели и работать над базовым стабильным развитием из года в год. Но есть риски того, что ваши конкуренты вырастут быстрее и вытеснят вас из отрасли.
Варианты масштабирования
Если вы начинающий предприниматель, который ищет прибыльные бизнес-идеи с минимальным риском, франчайзинговый бизнес может стать отличным стартом. Бизнес по франшизе снижает потребность в обширном маркетинге и создании нового бренда. Это позволит сэкономить много времени и денег, сосредоточившись на повышении прибыльности бизнеса.
Франчайзинговая компания — это лицензированная бизнес-модель, в которой успешная компания позволяет вам вести бизнес, используя свой логотип, процессы и внутренние ресурсы.
Бизнес-модель франшизы может помочь быстро масштабироваться, поскольку вы наследуете операционные процессы и структуры от лицензирующей компании. Примеры популярных франшиз: Domino's Pizza, Subway, Starbucks. Эти «франчайзинговые» компании существуют в нескольких местах, продавая одни и те же продукты под одним и тем же брендом. Достаточно купить франшизу, чтобы получить лояльных клиентов и мгновенную узнаваемость бренда.
Самые популярные франшизы 2021 согласно рейтингу Forbes: Fit Service, 2GIS, Sun School, Papa John’s, Fix Price, Шоколадница, Додо Пицца, CENTURY 21, IL Патио, Cofix.
Еще один вариант масштабирования — стартап. Это независимое коммерческое предприятие, основанное на инновациях. Его цель — динамичное развитие компании, основанное на создании нового продукта, решения или определенной услуги. Стартап действует в условиях неопределенности как внутренних, так и внешних факторов. Данная бизнес-модель развивается без поддержки инвесторов. Концепция была сформулирована известным бизнесменом и лектором Стивом Бланком: это временная организация, которая ищет прибыльную, масштабируемую и воспроизводимую бизнес-модель.
Масштабируемость — одна из характеристик стартапа. Компания, которая не может вырасти кратно или не имеет намерения реализовывать такую стратегию развития, не может быть определена как стартап. Для большинства венчурных фондов потенциально высокий уровень расширения бизнеса является одним из ключевых условий инвестирования в стартап.
Хороший вариант — открыть бизнес в смежной сфере. Например, вы продаете цветы и решили заняться изготовлением подарочной упаковки для своей продукции. Вы знаете потребности и предпочтения клиентов, наиболее популярные группы товаров, не зависите от поставщиков и повышаете рентабельность бизнеса. Если нужна консультационная поддержка и помощь в продвижении продукции, можно обратиться в Фонд поддержки предпринимательства.
Мотивация сотрудников
Успех любой компании, в которой работают сотрудники, во многом зависит от их приверженности и удовлетворенности работой. Все чаще в качестве решений, которые используют предприниматели, выступают системы мотивации сотрудников, направленные на повышение их благосостояния и вознаграждения за выполняемую ими работу.
Существует множество способов повысить вовлеченность сотрудников. Системы стимулирования подразделяются на финансовые и нефинансовые. К первым относится материальное вознаграждение и связанные с результатами бонусы или прибавки к заработной плате. Примером нематериальной мотивации являются обучающие курсы, туристические поездки и развлекательные мероприятия, которые организует компания.
Многие компании используют конкурсную систему присуждения дополнительного вознаграждения. В начале года объявляется конкурс (например, на самые высокие результаты продаж) и правила оценки результатов. В конце года руководители принимают решение о присуждении лучшим сотрудникам доплаты или материальной премии.
К методам мотивации, не связанным с заработной платой, относятся дополнительные страховые пакеты, билеты в кино и фитнес-клубы, курсы иностранных языков, поездки сотрудников, скидки на продукцию компании и корпоративные ужины.
Новая офлайн точка
Открытие новой торговой точки — один из примеров масштабирования. Чтобы этот опыт не стал убыточным, тщательно выбирайте место. Главное условие — большой трафик. Нет людей рядом с бизнесом — нет бизнеса. Рассчитайте бюджет на первый год. Найдите проверенного арендодателя, проверьте все документы. Осмотрите инженерные коммуникации. В помещении должна быть система дымоудаления, которая срабатывает при возгорании и создает условия для безопасной эвакуации людей, снижает температуру воздуха в помещении, предотвращает обрушение здания, поддерживает необходимую для дыхания концентрацию кислорода.
Важная часть инфраструктуры здания — система вентиляция. Именно она отвечает за комфортный микроклимат в помещении и циркуляцию воздуха. Торговая точка без вентиляции — не жизнеспособное помещение, в котором накапливается избыток влаги, духота, неприятный запахи, что вызывает дискомфорт и у сотрудников, и у клиентов. Уточните у арендодателя, какая вентсистема установлена в здании и как она функционирует на данный момент. Узнайте, предусмотрена ли возможность реконструкции оборудования. В торговой точке должна работать вытяжная канальная вентиляция и система притока.
Заключение
Масштабирование бизнеса — смелая и амбициозная цель, которая приведет вашу компанию к новым высотам. Рекордного роста прибыли и укрупнения можно добиться только в результате изменения размеров организации.