Говорят, что безопасность в количестве.
Европа, НАТО и США в эти дни нервно оглядываются через оба плеча.
А) В Китае: вездесущая тень над плечом номер один, с его экономической мощью и растущим глобальным влиянием.
И все чаще:
Б) В Москве, нависая над плечом номер два. Не «только» угроза национальному суверенитету Украины, но и беспокойство по поводу того, что президент Владимир Путин изо всех сил пытается изменить баланс сил в Европе.
Западные лидеры очень много думают о геополитике. Они опасаются, что Кремль использует напряженность вокруг Украины, чтобы разделять и властвовать.
Это признак того, насколько серьезно они относятся к ситуации, что часто ссорящиеся союзники внезапно и очень публично в решительном режиме «мы все вместе, поем с одного гимна».
Судьбы видных лидеров ЕС также пострадали в результате бешеной челночной дипломатии, которую мы наблюдаем по всей Европе, в Москву и Вашингтон, поскольку западные державы пытаются урегулировать ситуацию и избежать военного вторжения в Украину. Я перейду к этому через мгновение.
Во-первых, существует множество хорошо известных разногласий между западными союзниками, которыми президент Путин может попытаться воспользоваться, если захочет.
Президент Макрон не так давно позорно назвал НАТО «мертвым мозгом». Он был самым громким сторонником того, что он называет европейской «стратегической автономией». После президента Дональда Трампа отношения между ЕС и США были напряженными из-за финансирования обороны НАТО и многого другого. Отношения между ЕС и Великобританией были натянутыми после Brexit. А государства-члены ЕС регулярно ссорятся между собой по разным поводам. Очень многое, включая внешнюю политику.
Но на недавних неофициальных брифингах, которые я провел с высокопоставленными дипломатами из ЕС — обычно они хороши для того, чтобы выяснить настоящую подноготную — я заметил сознательное изменение тона. Мне сказали, что сотрудничество с США «лучше, чем было за последние десятилетия». Страны ЕС «очень хорошо работают с Великобританией в рамках НАТО» над тем, как вести себя с Москвой, и все «на 100% согласны» с планом жестких экономических санкций против Москвы и союзников Путина, если Россия предпримет военные действия в Украине.
На самом деле, Европейская комиссия занимается последовательной внутренней дипломатией — как это было во время переговоров о Brexit в то время — в попытке сохранить единство 27 государств-членов в отношении санкций. В коридорах ЕС шепчутся, что одна из причин, по которой точного письменного «меню» санкций против России для различных потенциальных сценариев не существует, заключается в том, что Брюссель надеется, что чем меньше деталей, тем меньше поводов для торга и жалоб государств-членов.
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон прокомментировал во вторник в статье в британской газете, что, хотя Запад единодушно угрожает санкциями, между союзниками все еще существуют «оттенки мнений» по поводу того, какими должны быть эти санкции.
«Мы хотим, чтобы у наших друзей были готовы санкции», — пишет премьер. «Мы будем продолжать настаивать на этом».
Европейская комиссия также настаивала на том, что санкции будут работать только в том случае, если союзники займут общую позицию.
Тем не менее в понедельник канцлеру Германии и президенту США это казалось борьбой на их совместной пресс-конференции в Вашингтоне.
Да, было много разговоров о единстве. Оба мужчины публично поддержали идею введения жестких санкций против Москвы в случае необходимости. Но Олаф Шольц явно отказался подтвердить обещание, услышанное от Джо Байдена, о том, что прямой газопровод Германии из Москвы не будет запущен, если Россия вторгнется в Украину.
Страны ЕС часто расходятся во взглядах на Россию. Польша и другие бывшие коммунистические страны Восточной и Центральной Европы склонны жестко относиться к Москве, которую они постоянно рассматривают как потенциальную угрозу безопасности. Они считают, что Великобритания придерживается того же мнения, и из-за этого открыто все еще оплакивают выход Великобритании из ЕС. Другие члены ЕС часто обвиняли Италию, Францию и Германию в том, что они слишком «мягки» в отношениях с Москвой; слишком увлекается болтовней с президентом Путиным, жаждет российского бизнеса и, особенно в случае с Германией, которая практически отказалась от атомной энергетики, российского газа.
Сейчас Кремль настаивает на том, что не планирует вторгаться в Украину. Но наращивание ее и союзных с Россией войск на границе с Украиной считается самым большим военным наращиванием в Европе со времен Второй мировой войны.
Недавно Германия раздраженно подняла брови в ЕС и за его пределами из-за отказа отправить оружие Украине. Многие высмеивали его за перспективные киевские каски, полевой госпиталь и 350 солдат для отправки в Литву. Репутации Германии вряд ли помогло то, что бывший канцлер Германии Герхард Шредер только что был назначен членом правления «Газпрома», мажоритарного российского государственного энергетического гиганта.
Но на этой неделе даже среди самых ярых критиков России в ЕС я слышал, что, хотя Германии было бы «полезно» иметь более сильную и четкую линию в отношении России, Берлин «делал все возможное».
Публичный единый фронт, который должен быть представлен президенту Путину, явно важнее всего в умах ЕС.
Неделя только началась, а мы уже стали свидетелями вихря двусторонних, запланированных трехсторонних и четырехсторонних встреч на высоком уровне для обсуждения растущей напряженности с Москвой.
Только в понедельник президент Франции был с Владимиром Путиным в Москве, канцлер Германии встречалась с Джо Байденом в Вашингтоне, а министры иностранных дел Словакии, Австрии, Германии и Чехии вместе отправились в Киев.
Во вторник вечером в Берлине встречается так называемый Веймарский треугольник. Это свободная группировка Франции, Германии и Польши, призванная активизировать сотрудничество между тремя странами в кризисных зонах. Первоначально он был создан в 1991 году для поддержки освобождения Польши от коммунистического правления.
Встреча трех лидеров — президента Польши Дуда, президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца — является наглядным примером того, как международные кризисы — в данном случае российско-украинские проблемы — могут повлиять на репутацию стран и видных политиков.
Эммануэль Макрон известен (и временами недолюбливается некоторыми лидерами ЕС) за постоянное стремление повысить авторитет Франции на международной дипломатической арене, даже когда он говорит о важности укрепления глобального присутствия ЕС.
Но прежде чем отправиться в Москву в понедельник, Макрон поговорил с Лондоном, Вашингтоном и Брюсселем. Дипломаты ЕС, с которыми я разговаривал, одобряли его попытки деэскалации ситуации.
В настоящее время Франция председательствует в Европейском Союзе поочередно, и президент Макрон прекрасно понимает, что «успешная» поездка в Москву вряд ли повредит его заявке на переизбрание на пост президента Франции в апреле. Хотя он еще официально не объявил о своей кандидатуре.
После их встречи президент Путин заявил, что переговоры были полезными и содержательными, а некоторые идеи г-на Макрона «реалистичны» и могут лечь в основу дальнейших совместных шагов.
Олаф Шольц из Германии чувствует себя гораздо хуже в суде (международного) национального мнения. Заголовки немецких СМИ кричат, что период медового месяца этого все еще относительно нового канцлера закончился из-за того, как он до сих пор справлялся с украинским кризисом. Г-н Шольц сталкивается с внутренней загадкой: деловые и энергетические связи Германии с Россией огромны, а его Социал-демократическая партия, как известно, расколота из-за отношений с Москвой.
Г-н Шольц также находится в слабой позиции в немецком парламенте. Он только что протиснулся в канцелярию с минимальным отрывом. И хотя известно, что он и его ближайший советник являются страстными еврофилами и трансатлантистами, канцлер Германии явно чувствовал, что ему нужно действовать осторожно.
В то время как его предшественница Ангела Меркель пользовалась уважением на мировой арене в кризисных ситуациях, Олаф Шольц производил в лучшем случае нерешительное впечатление. В худшем случае Германия изображается некоторыми как ненадежный союзник во время кризиса вокруг Украины.
Самая богатая и самая могущественная страна ЕС теперь в обороне хвастается тем, что она является крупнейшим донором, помогающим стабилизировать Украину, на сумму около 2 миллиардов долларов после кризиса в Крыму в 2014 году. Но в нынешнем противостоянии с Россией канцлер Шольц направляется к Москва и Киев лично только на следующей неделе.
А как же президент Дуда?
В настоящее время Польша председательствует в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Еще в декабре польский премьер-министр Матеуш Моравецкий, активный член НАТО и трансатлантик, сказал мне, что его страна может направлять и консультировать Запад по поводу России и ее геополитических намерений, поскольку эту страну Варшава действительно очень хорошо знает.
Польша граничит с эксклавом России в Калининграде на северо-востоке, Германией на западе и другими странами ЕС Словакией и Чехией на юге. Он видит себя оседлавшим и понимающим два очень разных мира: восток и запад.
Роль Польши в российско-украинском кризисе, вероятно, приносит облегчение Варшаве. В кругах внутри и за пределами ЕС она заработала репутацию отступившей от демократии из-за обвинений в манипулировании прессой, несоблюдении прав меньшинств или женщин или гарантии независимости судебной системы. Польша отвергает обвинения. Уже долгое время он ведет ожесточенную битву с Брюсселем за то, что ЕС называет «верховенством закона», которое требует уважения со стороны всех государств-членов ЕС.
Это борьба внутри ЕС, которая почти наверняка продолжится, что бы ни случилось с Россией и Украиной. Напряженность между ЕС и США по поводу финансирования крупных технологических компаний и НАТО все еще будет сохраняться, а ЕС и Великобритания после Brexit все еще далеки от разрешения своих разногласий по поводу Северной Ирландии.
Несмотря на общую обеспокоенность по поводу Кремля, долговечность нынешней демонстрации единства между западными союзниками не гарантирована.
ПЕРВОИСТОЧНИК:https://www.bbc.com/news/world-europe-60297736