Найти в Дзене
море и пароходы

Много или мало спасательных шлюпок на круизном судне?

Некоторое время назад я написал пост - Самое большое в мире круизное судно

Понятно, что в комментариях к посту возникли вопросы. И несколько вопросов были заданы по спасательным шлюпкам - а не мало ли этих шлюпок, на такую громадину и количество людей на борту? Какова вместимость этих шлюпок?

Новый круизник Wonder of the Seas. Фото из открытых источников.
Новый круизник Wonder of the Seas. Фото из открытых источников.

Вот в этом посте я отвечу на эти вопросы, и заодно расскажу, как в самих правилах по спасательным шлюпкам заложен изящный обход этих самых правил. Пост будет идти по пунктам.

1. Не мало ли шлюпок на борту этого судна?

Пассажировместимость круизного лайнера "Wonder of the Seas" - 5 734 человека (полная расчётная вместимость - 6 988 человек). Плюс экипаж - максимально 2 300 человек. Даже учитывая то, что такие суда не выходят в круизы с полным заполнением гостями, всё равно, количество душ на борту, очень много. 8 000 человек.

А спасательных шлюпок на борту круизника - 18. По девять шлюпок с каждого борта. И кажется, что количество шлюпок не совсем достаточно для всех.

Так, вот. Шлюпок не много, и не мало. Шлюпок, и, следовательно мест в этих шлюпках, ровно столько, сколько требуется по правилам.

2. Что за правила такие?

Правила эти называются СОЛАС ( Международная конвенция по охране человеческой жизни на море/SOLAS, International Convention for the Safety of Life at Sea) и Международный кодекс по спасательным средствам (LSA).

Появлению СОЛАСа мы обязаны "Титанику", именно после этой трагедии и были пересмотрены правила по укомплектованию судов спасательными шлюпками. До "Титаника" количество шлюпок и мест в шлюпках определялось валовой вместимостью судна. И "Титаник", выходя в свой первый и последний рейс, был полностью оснащён спасательными шлюпками согласно действующих правил на тот момент.

Про СОЛАС я писал здесь.

Правила были пересмотрены, была принята первая международная конвенция СОЛАС, в которой чётко и ясно прописали, что количество мест в шлюпках должно соответствовать количеству душ на борту судна. Если людей больше, чем мест в шлюпках, то... или устанавливайте дополнительные шлюпки, или снимайте лишних людей, или судно попросту не выпустят в море. Не обязательно даже шлюпки, просто дополнительные спасательные плоты, тоже можно. Когда у нас на борту судна проводилась некая модернизация, и в рейс с нами вышла бригада рабочих, у нас установили два дополнительных спасательных плота.

Но к правилам. Согласно этих правил никакой самодеятельности, никакой отсебятины, никаких игрищ со спасательными средствами быть не должно. Всё должно быть согласно конвенции, и никакого вольного толкования.

3. О толковании конвенции СОЛАС.

Я знаю, что меня читают бывшие, действующие, и даже будущие моряки. И замечания от них по поводу материала довольно справедливы.

Но меня же и читают люди, которые далеки от моря, просто в силу интереса. Так, что, коллеги, извините, но в постах я иногда намеренно упрощаю подачу материала, стараясь делать упор на самое важное и главное. Не всегда это, видимо, у меня получается. Но согласитесь, иногда невозможно втиснуть в статью материал, никак без предисловия и разъяснения не получается. Вот и сейчас я буду пытаться втиснуть в пост многое, и приму обоснованную критику с благодарностью.

Так вот, снова к коллегам - да, вы совершенно правы, когда вносите замечания по спасательным средствам. Но есть одно "но". Вы знаете правила по спасательным средствам, но, как я вижу, вы знаете их только в применении их к вашим судам. К этому относится и количество мест в шлюпках, и то, что шлюпки одного борта в случае аварии должны принять весь экипаж. Это всё правильно. Но вот к пассажирским судам применяют немного другие правила, и это тоже прописано в конвенции СОЛАС. Отдельными главами идёт всё это.

Так, что, повторюсь - никакого вольного толкования конвенции быть не должно. И если я пытаюсь рассказать о правилах своими словами, то по смыслу я не отклоняюсь от конвенции.

4. Вместимость шлюпок на круизных судах.

Там два типа шлюпок. Одни чисто для спасения, вторые называют тендерами. Тендеры используют ещё как катера для съезда на берег в программе круиза. Но в форс-мажорном случае эти тендеры также используются как спасательные шлюпки, они имеют все необходимые сертификаты для этого, необходимое оборудование и точно так же, как и спасательные шлюпки проходят необходимые проверки. В случаях, когда используют тендеры, их не загружают до полной вместимости.

И спасательные шлюпки для круизных судов были самые вместительные, на 150 человек. А вот появление первого круизника класса Оазис немного изменило эту цифру. Специально для Оазисов была разработана, испытана, и сертифицирована спасательная шлюпка CRW55, от компании Schat-Harding. Там не только шлюпку пришлось проектировать, но и всю систему под эти шлюпки. Шлюп-балки для этих шлюпок разработаны так, что шлюпки всегда вывешены за борт, не надо никаких лишних движений. Посадили людей в шлюпку, спустили на воду, и поехали.

спасательная шлюпка CRW55, вместимость 370 человек. фот из открытых источников.
спасательная шлюпка CRW55, вместимость 370 человек. фот из открытых источников.

Так вот, вместимость этих новых шлюпок - 370 человек. Шлюпки катамаранного типа, длина - 16, 7 м, ширина - 5,6 м. Вес пустой шлюпки - 17 тонн, вес в полном снаряжении при полной загрузке - 45 тонн. Два дизельных двигателя по 70 л.с. каждый обеспечивают скорость 6 узлов. Два руля.

спасательная шлюпка CRW55 на борту судна. фото из открытых источников.
спасательная шлюпка CRW55 на борту судна. фото из открытых источников.

Шлюпки двухуровневые. На первом уровне, или главной палубе, размещаются 280 человек, на втором, верхнем уровне, 80 человек, и 10 человек в рулевой рубке. На шлюпке есть гальюн и двое носилок.

Посадка в шлюпки идёт сразу через все четыре двери.

Но и эти шлюпки не самые большие по вместимости. Другая компания, PALFINGER MARINE выиграла конкурс на разработку и строительство спасательных шлюпок которые вмещают больше людей, чем шлюпки от Schat-Harding.

Шлюпка МРС-49 может принять на борт 440 человек. Шлюпка также двухуровневая, посадка через четыре двери, но посадка идёт одновременно на два уровня. На предприятии, где делают эти шлюпки, в норвежском городке Seimsfoss, 200 сотрудников компании и 240 добровольцев в возрасте от 18 до 88 лет погрузились в эту шлюпку на время.
И время это составило - 5 минут, 21 секунда.

Рекорд. фото из открытых источников. В сети есть видео, как это происходило.
Рекорд. фото из открытых источников. В сети есть видео, как это происходило.

6. Когда правила немного мешают.

Цифры вместимости шлюпок впечатляют. Но Международный кодекс по спасательным средствам (LSA) сообщает сухо и без оснований на разночтение, прямая цитата;

"4.4.2.1 Не допускаются спасательные шлюпки вместимостью более 150 человек".

Как же выкрутились из этого положения? До смешного просто, надо внимательно изучить СОЛАС, и - тубадумсьььь - Вот прямая цитата из СОЛАС, из правила 4 " Оценка, испытание и одобрение спасательных средств и устройств"

" 3 Перед тем как одобрить спасательные средства или устройства нового типа, Администрация должна обеспечить, чтобы такие средства или устройства:

1 обеспечивали уровень безопасности, по меньшей мере равный требуемому настоящей главой и Кодексом, и были оценены и испытаны в соответствии с рекомендациями Организации *; или .

2 успешно прошли, к удовлетворению Администрации, оценку и испытания, которые по существу равноценны оценке и испытаниям, предписанным вышеуказанными рекомендациями. "

Перевод на простой, человеческий язык - если шлюпка нового образца, повышенной вместимости может продемонстрировать эквивалентый уровень безопасности, то можно строить.

7. Немного математики и снова к правилам.

Поскольку в статье о новом круизнике шла речь о судне класса Оазис, то для расчёта и будем применять цифры с этого судна. Новый круизник оснащён шлюпками CRW55, на 370 душ.

Шлюпками, вмещающие 440 человек оснащены суда другой компании, EDGE.

Тендер с круизника EDGE APEX. 132 человека, как катер. В случае как спасательная шлюпка - 223 человека.
Тендер с круизника EDGE APEX. 132 человека, как катер. В случае как спасательная шлюпка - 223 человека.

Итак, шлюпок - 18. Умножаем на 370. получаем - 6 600 человек могут быть приняты в эти шлюпки. А у нас на борту 8 000 человек. Нестыковочка? Вроде бы и да, но снова открываем Конвенцию СОЛАС.

Вот и разница между требованиями к грузовым судам и пассажирским судам. Не требуют от пассажирских судов того, чтобы шлюпки одного борта приняли всех пассажиров и экипаж.

37,5%. Столько должны принять шлюпки одного борта. Плюс 37,5% с другого борта. Итого - 75 % от количества людей на борту должны принять одновременно шлюпки с двух бортов. И от 8000 человек, 75 %, это 6 000 душ. Вот и вся математика. Так, что шлюпки свой процент вмещают, даже и перекрывают немного.

Ну, а другим? А другие будут спасаться на надувных плотах, их там тоже хватает. И плоты эти не на 10, не на 16, не на 32 человека, а тоже повышенной вместимости.

Всего же коллективные спасательные средства, куда входят шлюпки, тендеры и плоты, рассчитаны на то, чтобы принять 125% от числа людей на борту. Так, что, мест всем хватит.

8. Лучшая спасательная шлюпка, это ваше судно! (с)

Это не я придумал. Такую концепцию придумали и внедряют проектировщики новых круизных судов с большой пассажировместимостью.

Видите ли в чём дело... все самые нехорошие события редко происходят на спокойной воде, в хорошую погоду, в... ну, не скажу, чтобы идеальных условиях, но максимально к ним приближенных.

И если вдруг (ттт), вдруг приключится форс-мажор по сценарию которого надо будет оставить судно, обязательно что-то пойдёт не так. Тут и подготовленные то люди могут впасть в панику и нелогичность действий. И тут 6 000 человек, вообще никакого отношения к морю не имеющие. Наложить на всё это собрание возможный крен, отсутствие адекватного освещения, растерянность персонала, неумелое руководство эвакуацией...

Поэтому и предлагается сидеть на борту аварийного судна как можно дольше. И, хотя запас плавучести у Оазисов весьма велик, всё предугадать невозможно.

Вот так обстоят дела со спасательными шлюпками на круизных судах. Если есть вопросы - задавайте.

*Пароход - если кого-то смущает слово "пароход" применяемое к современным судам, то на морском сленге любое судно используемое в коммерческих целях, называется "пароходом", независимо от типа силовой установки на борту.